Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Canis-therapy (Dog-Assisted therapy) is the rehabilitation for patients with stroke in the recovery phase: single-blind study of the efficacy

Резюме

Канис-терапия – технология реабилитации пациентов после инсульта с использованием специально обученных собак, в игровой форме. Методология современной канис-терапии использует принципы эрготерапии, психотерапии, лечебной физкультуры.

Цель исследования: оценить эффективность канис-терапии как метода реабилитации пациентов после перенесенного ишемического инсульта.

Материалы и методы:

В исследование было включено 50 пациентов в возрасте от 50 до 70, перенесших церебральный ишемический инсульт за 3-4 месяца до начала исследования. Все пациенты были разделены на три группы: контрольная группа, канис-терапия и плацебо. В группе контроля пациенты получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, - занятия с логопедом - 11 человек. В качестве группы плацебо наблюдались аналогичные пациенты, получавшие общение с собаками, но не выполнявшие упражнения реабилитационного курса канис-терапии – 11 человек. Эти пациенты также получали стандартную терапию. В группу пациентов получавших канис-терапию, вошли 28 человек. Пациенты не знали, что получали плацебо или канис-терапию. Во время занятий пациентам предлагались постепенно усложнявшиеся задания-игры с собаками, с использованием различных предметов и упражнениями на растяжение и релаксацию разных групп мышц, восстановление чувствительности, речи и движения. Игры насыщены бытовыми навыками. Все пациенты были оценены по модифицированной шкале Рэнкина до начала курса и через 3 дня после его окончания. Специалисты, проводившие оценку, не имели информации о продолжительности исследования и номере группы, в которую попал пациент.

Результаты:

Контрольная группа, группа пациентов, получающих канис-терапию и группа плацебо до начала исследования не отличались по возрасту, характеру неврологического дефицита и при оценке по шкале Рэнкина (Median Test, p=0,9035). Значимой разницы между группами плацебо и контроля выявить не удалось р=0,17. То есть не систематизированное взаимодействие между пациентами и собаками не влияет на инвалидизацию, оцененную по шкале Рэнкина. Такое взаимодействие не препятствует реабилитации. Наблюдается значимое снижение инвалидизации в группе канис-терапии по сравнению с группой контроля и плацебо – p=0,002 и р=0,000096 (Mann-Whitney test). Требуется продолжить исследование канис-терапии при инсульте с использованием шкал для оценки неврологического дефицита, тревоги и депрессии.

Выводы:

1. Канис-терапия – эффективный метод реабилитации пациентов в восстановительном периоде после инсульта. 2. В основе эффекта канис-терапии как метода реабилитации заложены принципы постепенно усложняющихся заданий игр для пациентов, которые помогает выполнить специально-подготовленная собака. 3. Простое общение собаки и пациента не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия.

 

Abstract

Canis-therapy (Dog-Assisted therapy) is the rehabilitation for patients with stroke in the recovery phase: single-blind study of the efficacy

Maltseva M.N., Melnikova E.V., Shmonin A.A., Verbitskay E.V.

Skoromets A.A., Ivanova G.E.

1 - First St. Petersburg Pavlov State Medical University., 197022, St. Petersburg, ul. Lev Tolstoy, 6-8,

2 – V.A. Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology center, 197341, St. Petersburg, ul. Akkuratova 2.

3 - Institute of cerebrovascular disease and stroke of Pirogov Russian National Research Medical University.

4 - ANO The Association of Support and Development Canis therapy.

 

Dog-Assisted therapy - rehabilitation methods for patients after stroke with the using specially trained dogs in the form of a game. Methodology of dog-assisted therapy includes the principles of ergotherapy, psychotherapy, and physiotherapy exercises.

The aim of the study was to evaluate the efficacy of dog therapy in patients with stroke.

Materials and Methods: The study included 50 patients (50 to 70 у.o.) who have had an ischemic cerebral stroke for 3-4 months prior to the study. All patients were divided into three groups: a control group, dog-therapy and placebo. In the control group patients got drug therapy, physiotherapy exercises and mechanotherapy and the speech therapist, if it was necessary (n=11). In placebo group got standard therapy and communion with the dogs without special rehabilitation course of dog-therapy (n=11). The group of dog-therapy included 28 people. Patients didn’t know that they got placebo or dog-therapy. Dog-therapy consisted of step-by-step complex tasks. Tasks looked like as a game with dogs, using a lot of subjects and exercises for stretching and relaxation of different muscle groups, rehabilitation of sensitivity, speech and movement. All patients were assessed by the modified Rankin scale before and 3 days after therapy. The researcher didn’t know about patient’s group.

Results. The control group, the dog-therapy group and the placebo group didn’t have differences at baseline (Median Test, p = 0,9035). We couldn’t find significant difference between placebo and control (p=0,17). Dog–human Interaction don’t affect disability, assessed by the Rankin scale. This interaction doesn’t influence on patients recovery after stroke. We found significant reduction disability in a group of dog-therapy compared to the control group and the placebo - p=0,002 and p=0,000096 (Mann-Whitney test). Dog-therapy for stroke is needed future research with scales for assessment neurologic deficits, anxiety and depression.

Conclusions: 1. Dog therapy is an effective method of rehabilitation for patients after a stroke. 2. Dog therapy is based on the principles of increasing complexity of task-games for patients with specially trained dog. 3. Simple communication between patient and dog does not lead to the therapeutic effect. Simple dog–human Interaction can’t be rehabilitation with dog-therapy.

 

 

Введение.

 

Ежегодно около 500 тысяч жителей России заболевают новым инсультом, 50% больных перенесших инсульт нуждаются в реабилитации. Современные принципы реабилитации подразумевают комплексный подход, учитывающий не только очаговый неврологический дефицит (парез, нарушение координации, речи и чувствительности) или когнитивный дефицит, но и расстройства эмоциональной сферы (например, постинсультная депрессия). Постинсультная депрессия встречается в 30-50% всех больных с инсультом [5, 6, 8]. У значительного числа лиц перенесших инсульт отмечается психологическая дезадаптация и снижение мотивации, не доходящая до уровня депрессии [1, 2, 10] Таким образом, оправдано развитие методик реабилитации сочетающих в себе восстановление двигательных, речевых и психических функций. Одним из таких методов является канис-терапия.

Канис-терапия – один из современных методов реабилитации пациентов после инсульта с использованием специально обученных собак в игровой форме. Методология современной канис-терапии использует принципы эрготерапии, психотерапии и лечебной физкультуры. Впервые канис-терапия была предложена и использовалась в детской психиатрии [11], длительное время использовалась в качестве психотерапевтической методики в детской и взрослой психиатрии и психологии. [3, 7] С 90-х годов прошлого века стала использоваться и как методика реабилитации в других областях медицины, включая реабилитацию [12, 13].

B России понятие “канис-терапия” было изначально дискредитировано благодаря применению ее энтузиастами не знакомыми с методиками канис-терапии и не имеющими представления о принципах реабилитации. В результате, сформировалось достаточно распространенное мнение, что канис-терапия это “общение с собаками” и бессистемного общения достаточно для появления положительного эффекта.

В мировой науке приняты термины [4]:

● ААТ - Animal (dog) Assisted Therapy – терапия при помощи животных (собаки)

● ААА- Animal (dog) Assisted Activity – активность при помощи животных (собаки)

● ААЕ - Animal (dog) Assisted Education обучение при помощи животных (собаки)

● HAI – Human – Animal Interaction (взаимодействие человека с животным)

Анализ литературы продемонстрировал отсутствие системного подхода в проведении клинических испытаний канис-терапии. Большинство исследований демонстрируют опыт использования животных для терапии. Практически отсутствуют исследования, выполненные по правилам GCP (маскирование групп, плацебо контроль, рандомизация и т.п.). Из литературы можно увидеть следующие недостатки при проведении исследований канис-терапии:

● Нет описания методов работы с больным;

● Различие в методах оценки результатов лечения;

● Различный дизайн исследования;

● Отличие представлений о возможностях канис-терапии;

● Отсутствие стандартизации пациентов в исследовании;

● Проведение исследования без учета базисной терапии.

Настоящее исследование является одним из первых, выполненных по требованиям GCP. В исследовании впервые введена группа плацебо и оценивается не простое общение с собаками, а подготовленная заранее, индивидуализированная программа, где собаки являются средством реабилитации.

 

Цель исследования: оценить эффективность канис-терепии как метода реабилитации пациентов после перенесенного ишемического инсульта.

Материалы и методы:

В исследование было включено 50 пациентов в возрасте от 50 до 70, перенесших ишемический инсульт головного мозга за 3-4 месяца до начала исследования. Все больные получали стандартную терапию и реабилитацию в соответствии с порядком оказания помощи больным с инсультом в РФ. Все пациенты были разделены на три группы: контрольная группа, канис-терапия и плацебо. В группе контроля пациенты получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, - занятия с логопедом - 11 человек.

В качестве группы плацебо наблюдались аналогичные пациенты, получавшие общение с собаками, но не выполнявшие упражнения реабилитационного курса канис-терапии – 11 человек (HAI – Human – Animal Intraction). В группе плацебо были задействованы те же собаки, что и в группе канис-терапии. Эти пациенты также получали лекарственную терапию, лечебную физкультуру и механотерапию, а, при необходимости, - занятия с логопедом. В группу пациентов получавших канис-терапию, вошли 28 человек (12 мужчин и 16 женщин). В этой группе больные получали аналогичную лекарственную терапию и реабилитацию. Пациенты не знали, что получали плацебо или канис-терапию.

Для участия в исследовании собаки и их вожатые проходят специальную подготовку. Собаки специальным образом отбираются, при помощи поведенческих тестов, они должны обладать набором качеств, которые позволят работать с разными по характеру пациентами. Породы собак не имеют значения, так как селекция на необходимые качества ранее ни в каких породах не проводилась. Для канис-терапии необходимы собаки с разными типами шерстного покрова и размерами, это позволяет индивидуализировать подход к пациенту. Собаки обучены выполнению сложных команд, имеют либо доброжелательное, либо нейтральное отношения к любым действиям пациента, включая агрессию. Без команды вожатого не издают звуки (лай, скуление). Животные прошедшие обучение, экзаменуются приемной комиссией по системе “зачет - не зачет” по 28 пунктам, в случае невыполнения одного пункта теста, собака отправляется на доподготовку. Собаки прошедшие проверку вносятся в регистр, получают свидетельство, имеют имплантированный микрочип с индивидуальным номером. На собаку оформляется страховка, дважды в год проводится ветеринарное освидетельствование. Вожатый собаки также проходит обязательную подготовку и сдает экзамен на знание правил оказания первой помощи, общих принципов канис-терапии и приемов работы с пациентами.

Не включались больные с нарушениями кожных покровов (язвы, воспалительные процессы, фурункулез, пролежни), имеющие аллергическую реакцию на животных, астму, инфекционные заболевания, так как эти состояния являются противопоказанием к канис-терапии.

Курс канис-терапии включал11 занятий по 1 часу, два раза в неделю. Занятия проводились индивидуально-групповым способом. В группы по 6-8 человек объединялись пациенты совместимые по поведению, с каждым пациентом на первых 3 занятиях работали индивидуально, в присутствии остальных членов группы. Далее, пациенты объединялись в группы по 2-3 человека на одну собаку и получали коллективное задание. Упражнения на расслабление, растяжение мышц, упражнение на восстановление чувствительности, мелкой моторики, объема движений, увеличения силы конечностей и т.п. были предложены пациентам в виде игры по уходу за собакой и ее дрессировки.

Во время занятий пациентам предлагались постепенно усложнявшиеся задания-игры с собаками, с использованием различных предметов и упражнениями на растяжение и релаксацию разных групп мышц, восстановление чувствительности, речи и движения. Игры насыщены бытовыми навыками, например использование расчесок, пользование одежными застежками и т.п, что позволяет возвращать эти навыки пациентам. При этом занятия носят игровой характер и пациент не концентрируется на неудачах. В начале курса с пациентом общается в основном собака, наученная побуждать пациента к участию в игре, по мере снижения тревожности и недоверия к людям, к занятиям подключается вожатый собаки и персонал. Занятия построены таким образом, чтобы у пациента создавалось ощущение необходимости его действия для собаки (уход, кормление) и самостоятельного управления действиями собаки. Это позволяет повышать самооценку пациента и мотивировать его к выполнению более сложных и продолжительных упражнений. Во время курса были использованы типовые игры: «Пляж» - для расслабления и снижения спастичности; игры «Ветеринар», «Душ», «Парикмахер», «Пикник» - предлагающие пациентам маскированные бытовые навыки – расчесывания, умывания, бытовой гигиены, пользования столовыми приборами, бытовыми предметами и т.п.; игры «Гости», «День рождения» - предлагающие навыки одевания, использования 8 видов одежных застежек, чтения, письма, а также упражнения на социализацию, восстановления когнитивных функций; игры «Цирк» и «Дрессировщик» для восстановления навыков ходьбы, функций поддержания равновесия, развития силы в конечностях, концентрации внимания.

Например, игра “Цирк” состоит из заданий: выбрать из разрозненных колец (различного цвета, размера, веса и фактуры (гладкие, с тиснением, бархатистые и т.п)) те, которые можно одеть на шею собаке через голову. При этом больной должен решить задачу на качественную и количественную оценку предметов, сопоставить диаметр кольца и размер собаки, подобрать необходимый вес кольца, отобрать однородные кольца и одеть их на собаку. все свои действия пациент обсуждает с волонтером, объясняя свой выбор. Отобрав необходимые предметы больной должен подозвать к себе собаку, подав ей команду голосом и специальным жестом. После одевания колец их нужно снять и сложить по цвету, размеру, фактуре, затем погладить собаку, достать из контейнера корм, дать его собаке, закрыть контейнер (необходимые предметы располагаются на столике рядом с пациентом, либо за ними нужно идти, или доставать из контейнера, в зависимости от задачи). В качестве усложнения в игру вводят двух собак разного размера, подают собаке сигнал незаметно увеличить дистанцию для увеличения амплитуды движения. Также, собаке незаметно подают команду подходить со стороны наиболее страдающей конечности и т.п. По мере улучшения, больной начинает набрасывать кольца на собаку с небольшого расстояния. Следующий этап усложнения - пациент должен сидя вытянуть ногу, чтобы собака прошла под ней либо прыгнула, затем одеть кольцо и повторить упражнение с другой ногой. Упражнения повторяются от 1 до 10 раз каждое. На этапе тренировки стояния, собака медленно проходит между ног больного восьмеркой, на этапе тренировки ходьбы собака движется слева и справа, меняя местоположение во время остановок, затем подныривает под ногу во время медленного шагания и т.п., Психотерапевтическая компонента: больному объясняют, что он помогает подготовить собаку для выступлений перед больными детьми (подкрепляется демонстрацией фотографий); больной управляет собакой, подчиняющейся ему охотно и дружелюбно; больной заботится о потребностях собаки - предлагая ей воду и еду. Все эти составляющие повышают самооценку больного. Также при помощи собаки проводится коррекция поведенческих нарушений, так собака по незаметной команде вожатого “обижается” на неправильно ведущего себя больного и активно “радуется” правильному поведению.

Все пациенты были оценены по модифицированной шкале Рэнкина до начала курса и через 3 дня после его окончания. Специалисты, проводившие оценку, не имели информации о продолжительности исследования и номере группы, в которую попал пациент.

Для проведения статистического анализа была использована программа Statistica 6.0. Использовались непараметрические критерии из-за маленького размера выборки. Значимым считалось р<0,05.

 

Результаты:

Результаты представлены на графике (Рисунок 1). Контрольная группа, группа пациентов, получающих канис-терапию и группа плацебо до начала исследования не отличались по возрасту, характеру неврологического дефицита и при оценке по шкале Рэнкина (Median Test, p=0,9035). При общем межгрупповом анализе до и после лечения выявлены значимые изменения (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance, p<0,000001). Это позволяет использовать анализ в подгруппах. При сравнении до и после лечения в группах контроля и канис-терапии выявлены значимые изменения, р=0,013 и р=0,013 (Sign Test), соответственно. Это свидетельствует, что в группах контроля, где больные получали лечебную физкультуру, занятия с логопедом и группе канис-терапии наблюдалась положительная динамика восстановления, и уровень инвалидизации после лечения был ниже, чем до. При использовании плацебо статистически-значимой разницы до и после лечения выявить не удалось – р=0,248 (Sign Test).

При сравнении между группами после лечения также была выявлена статистически-значимая разница - p=0,001 (Median Test). Это позволяет использовать анализ между всеми группами. Значимой разницы между группами плацебо и контроля выявить не удалось р=0,17 (Mann Whitney test). То есть не систематизированное взаимодействие между пациентами и собаками не влияет на инвалидизацию, оцененную по шкале Рэнкина. Такое взаимодействие не препятствует реабилитации. Наблюдается значимое снижение инвалидизации в группе канис-терапии по сравнению с группой контроля и плацебо – p=0,002 и р=0,000096 (Mann-Whitney test), соответственно. В группе канис-терапии до лечения было 40% пациентов имеющих 4 балла по шкале Рэнкина, а после лечения все больные имели не более 3 баллов. 20% больных после лечения канис-терапией смогли достичь полней независимости – 0 баллов по шкале Рэнкина, что не наблюдалось в других группах.

Рисунок 1. Оценка по шкале Рэнкина во всех группах до и после лечения.

 

Необходимые для реабилитации упражнения и действия пациенты выполняют охотнее при взаимодействии с собакой. Эффективность реабилитации выше, так как пациент имеет более сильную мотивацию к выполнению упражнений. Упражнения, подаваемые как игра и общение с собакой, позволяют не только мотивировать пациента выполнять все необходимые действия, но и повышают его коммуникабельность, общую активность, а также достаточно легко снимают психологический блок неверия в собственные возможности. Так, пациенты, категорично заявлявшие о невозможности действовать паретичной рукой при занятиях лечебной физкультурой, сразу соглашались взять двумя руками контейнер с лакомством для собаки. Такой подход позволил не только мотивировать пациентов выполнять все упражнения с необходимым количеством повторов, но и восстанавливать бытовые навыки. В процессе работы пациенты пользовались различными расческами, открывали и закрывали бытовые контейнеры (с пищей и амуницией для собак), завязывали и развязывали узлы, использовали разнообразные одежные застежки, манипулировали с игрушками различной фактуры, температуры и тяжести и т.п. Подобный подход позволяет индивидуализировать упражнения с учетом реабилитационной задачи для каждого пациента.

Можно утверждать, что канис-терапия является эффективным средством реабилитации пациентов с инсультом. Но простое общение собаки и пациента с инсультом не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия. Дальнейшее развитие этого метода как одного из этапов реабилитации больных с инсультом может быть рассмотрено как эффективное и перспективное.

В настоящей статье и работах коллег можно выявить ряд ограничении при исследовании канис-терапии. Для повышения качества подобных исследований в будущем важным будет внести ряд улучшений:

· Требуется повторная оценка эффективности канис-терапии через 3 месяца.

· Необходимо использовать несколько шкал для оценки неврологического дефицита, двигательной активности, депрессии и тревоги, когнитивного дефицита - шкала Бартела, индекс мобильности Ривермид, шкала депрессии Бека, тест самооценки тревог и краткая шкала оценки психического статуса (MMSE).

· Необходимо маскирование групп при проведении статистического анализа. Маскировать группу от волонтеров и врачей задействованных в канис-терапии невозможно.

· Целесообразным будет выделение подгрупп пациентов с нарушением функции руки, пациентов с нарушением функции ходьбы, с сенсорным парезом, афазией, дизартрией, с депрессией и другими. Возможно, будет перспективным разрабатывать отдельные приемы или игры для конкретного неврологического дефицита.

 

Выводы:

1. Канис-терапия – эффективный метод реабилитации пациентов в восстановительном периоде после инсульта.

2. В основе эффекта канис-терапии как метода реабилитации заложены принципы постепенно усложняющихся заданий игр для пациентов, которые помогает выполнить специально-подготовленная собака.

3. Простое общение собаки и пациента не приводит к необходимому лечебному эффекту и не может быть рассмотрено как канис-терапия.

 

Список литературы:

1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Методология исследования качества жизни в контексте психосоматических и соматопсихических соотношений Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2006. Том 03, № 4.

2. Янковская Е.М. Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инcульт// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2008, С. 168.

3. Barker S.B., Dawson K.S. The effects of animal-assisted therapy on anxiety ratings of hospitalized psychiatric patients. Psychiatr Serv. 1998 Jun; 49(6): P.797-801.

4. Beetz A., Uvnäs-Moberg K., Julius H., Kotrschal K. Psychosocial and psychophysiological effects of human-animal interactions: the possible role of oxytocin. Front Psychol. 2012; 3: 234. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00234.

5. Burvill P.W., Johnson G.A., Jamrozik K.D., Anderson C.S., Stewart-Wynne EG, Chakera TM. Anxiety disorders after stroke: results from the Perth Community Stroke Study. Br. J. Psychiatry. 1995 Mar; 166 (3): P.328-32.

6. Eastwood R., Kennedy J. Pseudodementia. Br. J. Psychiatry. 1989 Dec; 155: P.870-871

7. Eddy J., Hart L.A, Boltz R.P. The effects of service dogs on social acknowledgments of people in wheelchairs. J Psychol. 1988 Jan; 122(1): P.39-45.

8. Fedoroff J.P., Lipsey J.R., Starkstein S.E., Forrester A., Price T.R., Robinson R.G. Phenomenological comparisons of major depression following stroke, myocardial infarction or spinal cord lesions. J Affect Disord. 1991 May-Jun; 22(1-2): P.83-89.

9. Fine A. Animal-assisted therapy. Theoretical foundations and guidelines for practice. San Diego, CA, US: Academic Press. (2000).

10. House A., Dennis M.,Mogridge L., et al. Mood disorders in the year after fist strouke. Br.J. Psychiatry 1991; 158:83-92.

11. Levinson B.M. Pets, child development, and mental illness. J Am Vet Med Assoc. 1970 Dec 1; 157(11): P.1759-1766.

12. Rubenstein D.A., Debboun M., Burton R. Canine-assisted therapy in military medicine. Perspectives: commander's introduction. US Army Med Dep J. 2012 Apr-Jun:1-4.

13. Willis D.A. Animal therapy. Rehabil Nurs. 1997 Mar-Apr; 22(2): P.78-81.

 

Координаты автора для связи:

Шмонин Алексей Андреевич к.м.н., ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии с клиникой, врач-невролог, председатель Совета Молодых ученых ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова м.т. +7-921-356-81-36

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
на территории Российской Федерации______________ | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных