ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура речи и этика общенияЛекция №1. Культура речи в быту и в сфере деловых отношений. · Основы культуры речи и ее компоненты · Культура речи и этика общения · Категории культуры речи: риторика и стилистика
Основы культуры речи и ее компоненты Первое значение. Культура речи — это свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти обеспечивающий моментальный и точный выбор нужного слова, отсутствие дефектов произношения, развитая техника речевого дыхания и голоса, богатая мыслительная основа речи. Второе значение. Культура речи связана с использованием средств языка: фонетических, лексических, грамматических связей предложений и компоненте текста, т.е правильность и точность языкового выбора. Третье значение. Определяется культурой ораторской речи, что подразумевается соблюдением законов жанра, разрешением поставленных в речи проблем и др. качества Современная речь должна быть точной, ясной, слушателями ценится остроумие, знание иностранных языков, коммуникабельность, быстрота реакции. По речи судят о культурном уровне личности и всего общества. Большую роль на культуру речи членов общества оказывает СМИ. Культура речи и этика общения В процессе профессиональной деятельности особое значение приобретает этика и этикет. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Соблюдение правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не принужденно, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива, учреждения или предприятия, создает благоприятное впечатление и поддерживает положительную репутацию всей организации. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива создает благоприятное впечатление и поддерживает положительную репутацию всей организации. Факторы, определяющие формирование речевого этикета: 1) Речевой этикет строится с учетом особенности партнеров, вступающих в деловые отношения (социального статуса субъекта и адресата общения, их место в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера). 2) Речевой этикет определяется ситуацией, которая происходит в общении. Это могут быть Презентации, конференции, симпозиумы; Совещание в компании или на предприятии; Прием на работу или увольнение; Консультация; Юбилей фирмы. В зависимости от ситуации речевой этикет будет изменяться от строгого официально-делового, до бытового. Местоимение "Вы" используют при обращении к незнакомому адресату, в официальной обстановке общения, при подчеркнуто-вежливом сдержанном обращении к адресату, или к старшему по положению или возрасту. Местоимение "Ты" используется при общении с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские, приятельские отношения, в неофициальной обстановке общения, при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату, к младшему по положению в возрасте. Основу речевого этикета составляют речевые формы. Характер речевых формул зависит от особенностей общения. В любом акте общения выделяют начало, основную и заключительную части. Поэтому формы речевого этикета делятся на три группы:
1) Относящиеся к началу общения. Знакомство: непосредственное и опосредованное. Этикет предполагает, что не вежливо самому вступать в разговор с незнакомым человеком. В случае непосредственного общения используется следующая форма: "Разрешите с вами познакомиться?"; "Позвольте с вами познакомиться?"; "Давайте познакомимся?". Если при посещении офиса или предприятия предстоит разговор с чиновником, необходимо ему представиться: "Позвольте?"; "Разрешите представиться"; "Моя фамилия..."; "Моё ФИО". Официальные и неофициальные встречи начинаются с приветствия. В русском языке используются: "Здравствуйте"; "Добрый день"; "Доброе утро"; "Добрый вечер". 2) Характерны для основной части общения. После приветствия завязывается деловой разговор, где речевой этикет предусматривает несколько зачинов: в соответствии с ситуацией - торжественной, скорбной, рабочей или делов ой - используются языковые средства. Торжественная ситуация: государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, открытие офиса, предприятия, магазина, презентация, заключение договора и т.д. Формы, используемые для приглашения на торжественную встречу: "Позвольте пригласить вас"; "Разрешите пригласить". Если форма менее официальная: "Будем рады вас видеть"; "Приходите на праздник". Поздравление: "Примите наши сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления"; "От имени (по поручению) поздравляем"; "Горячо поздравляем". Скорбная ситуация. В этом случае выражается соболезнование. Они, как правило, стилистически приподняты и эмоционально окрашены. "Разрешите (позвольте) выразить глубокие (искренние) соболезнования"; "Приношу вам (примите, прошу принять)... "; "Разделяю вашу печаль". Деловая рабочая ситуация: Обращение с просьбой - должно быть вежливым, но без особого заискивания. "Сделайте одолжение"; "Выполните мою просьбу"; "не сочтите за труд, пожалуйста". В некоторых случаях необходимо работнику выразить согласие или дать разрешение. "Сейчас (незамедлительно) будет сделано (выполнено)"; "Согласен, поступайте так, как считаете нужным". Отказ. Немаловажной частью общения является Комплимент. Он как правило служит для сближения отношений. Используется в начале общения, при знакомстве, во время беседы, при расставании. Комплимент дает общую положительную оценку. 3) Используемые в конце общения. Собеседники используют форму расставания: "До свидания"; "Всего доброго"; "Всего хорошего"; "До встречи (если она назначена)"; "Прощайте". №3 Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждение словом. В наши дни методика расширила сферу влияния, охватив области от публичного, официального, научного и делового, до бытового обиходного, как устного, так и письменного. Риторические ученья возникли в период расцвета цивилизаций в Египте, Индии, Китае, Древней Греции и Риме. В основе риторических учений лежат философские понятия (риторические идеалы, поиск истины, эстетические понятия), пафос, артистизм, изобразительные средства, филологические понятия, стили речи, мастерство языка, прагматические (образование, деловой мир, политики). Европейская риторическая традиция восходит к античной эпохе 5-1 веков до н.э. В древнюю Русь пришла через Византию в связи с крещением Руси, и где расцвет красноречия наступил в 11 - 13 веках. Современная риторика должна быть оперативной, обеспечивать умение, ориентироваться в потоке жизни и информации, уметь понимать возможный смысл высказывания и моментально на них реагировать. Современная риторика, в отличие от старой риторики Биполярна, Диалогична, Ситуативна, Больше обращена к импровизации. В целом это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности. Риторика ищет пути решения следующих проблем и задач: 1) Поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества. Аспекты культуры речи Исследователи выделяют три аспекта культуры речи:
Нормативный Коммуникативный Этический Так как языковая норма центральное понятие филологических наук, то культура речи в первую очередь предполагает соблюдение норм литературного языка. Коммуникативная целесообразность это умение находить в языковой системе для выражение конкретного содержания в реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Этический аспект предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, что бы не унизить достоинства участников общения. Этический компонент накладывает строгий запрет на сквернословие и другие формы оскорбляющие достоинства участников общения или окружающих людей.
Культура речи в профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность. Речь является средством приобретения осуществления развития и передачи профессиональных навыков. Культура профессиональной речи включает владение терминологией данной специальности, умение строить выступление на профессиональную тему, умение организовать профессиональный диалог и управлять им, умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание и терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знаний особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении. Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его место, отношение с собеседником, прогнозирование воздействие высказыванием на собеседника. Умение создавать благоприятную атмосферу общения, поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетентность специальности. Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии потребности профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляет поведенческую компетенцию.
Лекция №2 "Культура речевого общения" Общение - сложнейший процесс взаимодействия людей. Единицы речевого общения:
Речевая ситуация Речевое событие Речевое взаимодействие Речевая ситуация - это контекст высказывания, то что помогает его понять. Высказывание наряду с прямым смыслом обладает так называемым прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывание, у которого семантическое значение, расходится с прагматическим, называется косвенным. Пример: Мне не здоровится - прямое семантическое значение - я болен. Мне не здоровится - в ситуации когда хочется закончить разговор, означает "Я не хочу с вами разговаривать". Мне не здоровится - в ситуации, когда не хочется выполнять что-либо, хочется отказаться от чего-то означает "Я не хочу делать это", "Оставьте меня в покое. Мне не здоровится - в ситуации, когда реально плохо означает "Вызовите мне врача". Эвфонизмы - слова или выражения, содержащее косвенное высказывание, или используемые вместо грубых и резких выражений. Речевое событие составляют два главных компонента: Первую составляющую, взятую в событийном контексте, называют "Дискурсом". Дискурс включает паралингвистическое сопровождение - жесты, мимика. Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Третий аспект - речевое взаимодействие - включает с одной стороны говорение, восприятие речи адресатом, её декодирования, понимания содержания, оценка полученной информации и реагирования. Организационные принципы речевой коммуникации. Речевое взаимодействие предполагает следование определенным принципам, правилам ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. Принципы речевой коммуникации: 1) Принцип последовательности. Предполагает Релевантность - т.е. смысловое соответствие ответной реакции: Вопрос предполагает Ответ, Приветствие предполагает Приветствие, Просьба предполагает Принятие просьбы. 2) Принцип предпочитаемой структуры. Характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. 3) Принцип кооперации. Предполагает готовность партнера к сотрудничеству.
4) Линч сформулировал принцип вежливости, представляющий собой ряд правил Применение описанных принципов коммуникации позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие и повысить его эффективность. Речевой этикет Все кто по роду своей деятельности постоянно общаются с людьми, необходимо владение речевым этикетом. Следование правилам речевого этикета членами коллектива создаёт благоприятное впечатление у клиента и поддерживает положительную репутацию всей организации. Факторы, определяющие формирование речевого этикета Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения: социального статуса субъекта и адресата общения, место в служебной иерархии или исполняющий обязанности, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией общения: Презентация, конференция, симпозиум; совещание (экономического, финансового плана), собрание; Речевой этикет имеет так же национальную специфику. Основы речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения.
1) Нормативный; Нормативный аспект. Коммуникативный аспект. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, что бы не унизить достоинство участников общения. Таким образом этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. В свою очередь речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношений общающихся друг к другу. Речевой этикет включает формулы приветствия, благодарности, прощания, поздравления и т.д. Культура речи профессиональной деятельности Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет эффективность её, репутацию организации в целом и отдельного специалиста. Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков. Культура профессиональной речи включает: Знание особенностей и стилей профессиональной речи составляет лингвистическую компетенцию в профессиональном общении. В коммуникативную компетенцию специалиста входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразное отношение с участниками производственного отношения, так и неспециалистами. Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности. Соблюдение этических норм и требований этикета составляет поведенческую компетенцию специалиста. Для успеха в профессиональной деятельности необходимо знания не только знаний этикетных правил, но и владение нормами культуры речи, обладание нормами поведенческих правил.
Деловое общение и его национальные особенности Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельность, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели. Общие этические нормы делового общения: Невербальное общение: Правила речевого общения: Частные принципы делового этикета: Этикет - это совокупность норм и правил поведения людей в обществе. Речевой этикет Во первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций; Речевой этикет устанавливает социальные рамки между людьми, т.е. Официальные и Неофициальные. Так же с помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и наработанную степень вежливости.
Лекция № 3
Д/3 Подготовить сообщение об особенности национального речевого этикета (конкретно своей или зарубежных стран). Через две недели представить реферат по истории риторики. Через месяц необходимо подготовить РЕФЕРАТ: В соответствии с требованиями реферата: Объем реферата 15-17 страниц; первый лист титульный, подписывается соответствующим образом, тема, кто выполнил и т.д.; Второй лист - план. Состоит из Введения (без заголовка), представляет из себя актуальную вводную часть, краткий обзор содержания (на страничку-полторы), цель исследования (формулируется на основании тем). Основная часть (должен быть указан заголовок); основная часть может состоять не менее чем из двух частей. Основная часть доклада составляет порядка 10 страниц. Части должны быть одинаковы. Третья часть доклада - заключение (указать, почему я решил заниматься этой темой) и Список использованной литературы (10-15 источников в алфавитном порядке, начиная с фамилии автора, и заканчивая названием книги с годом и местом издания, а так же количество страниц использованного пособия.) Затем указываются Интернет источники.
Между пунктами ставить две строчки пробелов. подготовить сообщения на следующие темы: РЕФЕРАТ НЕ ОТВЕЧАЕМ!!! ОТВЕЧАЕМ СООБЩЕНИЕ!!! Сообщение на 4-5 листов по теме реферата (рефер в сокращении. Состоит из Введения, Краткого содержания основной части, и заключения.) Сообщение возможно в форме презентации (дополнительно к сообщению).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|