Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование креативных индустрий в других странах мира




Определение креативных индустрий, сформулированное Департаментом культуры медиа и спорта в 1998 году и вновь утвержденное в 2001 году, получило широкое распространение во всем мире. Наиболее значительным и заметным из всех включенных в определение индустрий было компьютерное обеспечение, причем не только развлекательного характера – речь шла, в том числе, и о компьютерном обеспечении для бизнеса. Это позволило сделать креативные индустрии более заметными (как с точки зрения показателей занятости, так и с точки зрения ВВП), а, следовательно, более влиятельными.

Ряд специалистов критиковал Департамент за такой чересчур широкий подход, поскольку компьютерное обеспечение для бизнеса очевидно отличается от остальных – более тесно связанных с культурой – составляющих креативных индустрий. Но такой подход был важен для чиновников Департамента, поскольку позволил Правительству понять и принять стратегии поддержки креативных индустрий как важной отрасли.

С начала 2000-х годов многие страны мира начали работать в направлении развития креативных индустрий как на региональном, так и на государственном уровне. При этом в большинстве случаев, определения, которые принимались местными властями, базировались на определении британского департамента. С другой стороны, в зависимости от специфики города или территории в понятие «креативные индустрии» включались разные виды деятельности. Ряд определений гораздо шире британской модели.

Так, определение, принятое в Гонконге, включает азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги(11). Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. В каждом конкретном случае определение креативных индустрий «заточено» под конкретные интересы местных политиков и бизнесменов.

На основе британских технологий разрабатывались методики картирования в других странах. Со многими из них можно познакомиться в Интернете.

В аналитическом документе о вкладе творческих индустрий в экономику Сингапура(12) рассматриваются место и роль творческих кластеров. Особенно любопытной является попытка авторов определить материальный и нематериальный вклад творческих индустрий в экономику страны.

Экономический вклад творческих индустрий, согласно концепции авторов исследования, может быть проанализирован по четырем аспектам: 1. Прямой экономический эффект – определяется прямым вкладом в ВВП страны;
2. Экономический эффект второго уровня – определяется не прямым, но измеримым эффектом в экономику, например, ростом расходов в области культуры и творческих индустрий;
3. Экономический эффект третьего уровня – определяется прямым, но не столь очевидно измеримым вкладом в национальную экономику, включает участие искусства и культуры в индустриальном развитии, внедрении инноваций и экономической дифференциации;
4. Экономический эффект четвертого уровня – так называемый «неизмеримый» эффект. Это изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе.

Авторы исследования анализируют первые три аспекта, базирующиеся на измеримых экономических показателях. Четвертый показатель – это поле деятельности культурологов и консультантов в области культуры.

Отдельный раздел содержит сравнительный анализ развития творческих индустрий в Сингапуре и других странах (США, Великобритании, Австралии, Гонконге).

В Интернете также представлены аналитические документы о творческих индустриях в Новой Зеландии(13), в Гонконге(14), в Австралии(15).

Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.

Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения.

«Широта» концепций и измерений, которая была использована на том или ином национальном и локальном уровне становится серьезным препятствием для того, чтобы сравнить присутствие креативных индустрий в разных странах, регионах или городах. Правительства имеют разные системы национальной статистики предприятий и занятости. Даже сравнение двух городов в одной стране требует принимать во внимание различие методов классификации и выбранных определений креативных индустрий. По этой и ряду других причин шведский исследователь, специалист в области экономической географии Доминик Пауэр(16) предложил рассматривать региональные отчеты в большей степени как индикативные (ориентирующие), нежели категориально строгие. В дополнении ко всему, использование стандартных производственных классификаций занятости в официальной статистике очень сложно, поскольку, например, музыкальная индустрия имеет тенденцию объединения с другими индустриями, такими как издательское дело.

Тем не менее, при всех возникающих проблемах определения и измерения, любые отчеты недвусмысленно показывают общую тенденцию: во всех местах, где проводились такого рода исследования, отмечался высокий рост ВВП в этой области.

В Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии в креативных индустриях увидели новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации(17).

Сотрудники Технологического университета Квинсленда (The Queensland University of Technology, или QUT) в Австралии как никто много сделали для того, чтобы придать «креативным индустриям» легитимность и теоретическое обоснование. Неслучайно университет стал сегодня одним из ведущих научных центров по изучению креативных индустрий.

Для группы ученых Университета Квинсленда стало очевидно, что ряд факторов изменил реальность настолько, что культурная политика не может быть больше даже думать о том, чтобы быть подконтрольной государству. К этим факторам относятся дерегулирование подконтрольных правительству медиа, платформ потребления и каналов распространения (через мобильные телефоны, интернет, спутниковые сервисы и т. д.). Это также расширение креативного контента в таких областях как образование, здоровье и информационные сервисы, обеспечение разного рода «опытов и впечатлений».

Ведущая конференция по креативным индустриям проходит в Великобритании и называется «Творческие кластеры» («Creative Clusters»). В материалах последней, пятой, конференции(19) можно найти информацию о развитии креативных индустрий не только по всей Европе и в США, но и в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Даже некоторые страны Африки представили некоторые штудии в этой области. На постсоветском пространстве отмечается успех креативных индустрий в Латвии. В Азии особенно заметны успехи Китая и Шанхая. В Китае существует поддержка креативных индустрий как на государственном, так и муниципальном уровне. В Шанхае создан Центр креативных индустрий, проводятся, ежегодные ярмарки креативных индустрий. В Шанхайском университете работает сегодня и автор концепции «креативной экономики» Джон Хокинс, основавший там Центр креативной экономики Джона Хокинса.

Симптоматично, что одной из последних исследовательских работ в области креативных индустрий в Европе стало исследование по теме «Франкфурт-на-Майне как креативный город», проведенное кафедрой экономической географии Университета Франкфурта-на-Майне по заказу городского муниципалитета. Идеи критиков культурной индустрии, работавших во Франкфуртском университете в 1930-1960-х годах, отозвались необычным эхом в работе, которая ведется в университете сегодня. Исследование основывалось на британском опыте и охватывало литературу и книгоиздание; музыку; кино- и видеопроизводство; изобразительное искусство; музеи, выставки и арт-рынок в целом (галереи, аукционы и пр.); архитектуру и дизайн; рекламу, PR и средства массовой коммуникации; программное обеспечение и компьютерные игры; культурное наследие.

В 2008 году целый ряд муниципалитетов Германии планирует подготовку отчетов о развитии креативных индустрий в их городах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных