Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ




 

Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала. Монтаж – единственный метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться «сочетания элементов в целое», подчиненного идее, без которой не может быть программы. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.

Один из наиболее распространенных приемов художественного монтажа – контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.

Конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, сочетания и построения эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.

Другим широко используемым приемом монтажа является параллельный монтаж, когда эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют друг за другом. В ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. Мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие.

Например, в театрализованном вечере «Этих дней не смолкнет слава», посвященном Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах ВОВ, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу.

Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.

Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждения культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, выход актеров в зрительный зал и т.д.

Важным моментом в художественном монтаже сценария культурно-досуговой программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции.

В праздничных представлениях применяется также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев культурно-досуговых программ заимствовали этот прием из арсенала выразительных средств кинематографа. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей.

Каждый эпизод сценария культурно-досуговой программы участвует в решении общей темы, помогает в раскрытии идеи.

Важно каждый раз находить новые факты, помогать посетителям узнавать то, чего они не знали.

Чтобы обеспечить интересный и целенаправленный монтаж эпизодов, хорошо придумать драматургический ход (иногда его называют сюжетным ходом), который логически свяжет все эпизоды.

В качестве примера можно привести программу «Мы вас помним», которая проходит у «костра». Здесь выступают с воспоминаниями ветераны, молодежь, звучат песни их молодости и т.д. Этот ход позволяет широко использовать прием реминисценции, вплетать в воспоминания исполнение художественных произведений, кинофрагментов.

Сюжетным ходом может стать и песня. Драматургический ход подчиняет себе и содержание каждого эпизода Без него даже при самом богатом фактологическом материале и наличии великолепных концертных номеров само представление и его эпизоды будут лишены логической связи.

Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий – вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.

Сценарий программы предусматривает стремительное развитие действия, всякого рода затягивание его мешает зрителю воспринимать происходящее. Следует чаще использовать такой прием композиционного решения, как ретроспектива – показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.

При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его возможностей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных