Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультирование в социальной работе




Консультирование – модель 2-х стороннего взаимод-я специалиста и клиента, цель которого – прояснение проблемы и помощи клиенту в преодолении затруднений в жизенной ситуации.

Консультирование в СР – вид СР в ходе которой специалист помогает клиенту изучить суть существующей проблемы и предложить различ.варианты, кот.м.б.использованы для ее решения.

Консульт-е в СР не может носить исключительно психологич.или соц.К., поэтому оно д.б.психосоциальным.

В процессе К. соц.раб-к обсуждает проблему клиента, чтобы осуществить поиск способов выхода из нее. Предполагает, что мы определяем некие способы выбора, а клиент сам выбирает.

К.- одна из форм соц.поддержки.

К. решает правовые или бытовые вопросы:

1.Правовое: помогает понять особенность ситуации с точки зрения законодательства (с т.з.права). Итог – показать выход из ситуации в соответствии с законодательством (для конкретизации направляет к юристу). Задача: сориентировать чел-ка, выступить в роли информатора.

2.Бытовое: получение новых взглядов и представлений клиента на решение какой-то конкретной жизненной ситуации. Формы К.могут носить:

-информац.хар-р; -психологич.; -в форме тренингов и т.д. Они не д.содержать советы.

Бытов.К.предполагает решение вопросов: поиск рабоч.места, поиск воспитания, сем-детско-родит.отнош-я. Может оказываться как группе, так и отд.чел-ку.

По критерию объекта: индивид,семейное,групповое.

По продолж-ти: экстренное, краткосрочное, долгосрочное.

Смысл консультирования – повлиять на клиента таким образом, что бы он сам смог выбрать способ решения, сам смог решить свою проблему:

-клиент д.составить представление о способах решения проблемы

-понять сложившуюся ситуацию

-сам принять окончат.решение

Соц.раб-к должен мотивировать клиента, делать акцент на актив.усилия самого клиента.

Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы:

* Психологическое (консультирование как помощь практически здоровым людям при каких-либо имеющихся у них психологических проблемах)

* Консультирование по правовым вопросам

* Консультирование по вопросам семьи (программа "Планирование семьи" и ей подобные) и брака

* Консультирование по материальным и жилищным вопросам
* Консультирование по вопросам трудоустройства и др.

В процессе консультирования можно решить следующие задачи:

1. Достичь глубокого понимания проблемной ситуации глазами клиента, "изнутри" (эмпатия)

2. Оказать при необходимости эмоциональную поддержку клиенту, ободрить, вдохновить на основе прочувствования консультантом его состояний

3. Помочь клиенту достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации. Средствами здесь могут быть эмпатия, активное слушание.

4. Этот процесс позволяет клиенту на основе изменившегося видения, осознания и переосмысления ситуации и себя в ней совершить наилучшие выборы и решения.

Можно сказать, что консультирование - это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы".
Этапы консультативной беседы

1. Подготовительный этап консультирования.

На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы: Что я хочу получить в результате собеседования? * Как этого добиться? * Что нужно уметь для этого?

То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования.
2. Основной этап консультирования.

Основной этап консультирования - это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

Первая фаза - психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. Вторая фаза - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия - предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы.

Третья фаза - заключение "договора-контракта" между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза - так называемая фаза "исповеди". Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: "Расскажите подробно, что вас ко мне привело?" На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы.

Пятая фаза - фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии - совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: "Мне кажется, что дело в то-то", или "Здесь прослеживается связь с тем-то". При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.

Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения.

Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.

3. Заключительный этап консультирования.

Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных