ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные проблемы ПознанияПонятие Философии Термин философия происходит от двух греческих слов: филео (люблю) и софия (мудрость), букв. – любовь к мудрости. По некоторым историческим источникам, впервые термин "философ" стал употреблять древнегреческий математик Пифагор (примерно 580 – 500 гг. до н.э). Пифагор применял термин "философ" к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сам термин "философия" закрепился в мировой культуре благодаря древнегреческому философу и мыслителю Платону. Первоначально возникновение философии связывали с зарождением теоретического мышления. Стремление к обретению философского знания связано не просто с суммированием совокупности знаний, а с попыткой понять мир в его целостности и единстве его основ. Поэтому задача философов на первом этапе заключалась в выявлении и понимании единого во всем. Мудрость связывалась, прежде всего, со знанием, а именно со знанием единого во всём. На начальном периоде своего развития философия была связана с такими проблемами как проблема смысла человеческой жизни и существования, природы человека, проблема правильного образа жизни, морали и устройства человеческого общества, правильного общежития. В философии рассматриваются две подсистемы: мир и человек. Между ними как элементами некой большой системы должны быть структурные взаимоотношения. Взаимоотношения могут быть следующих типов: § Онтологические. Онтос — сущее, бытие. Онтология — учение о сущем, о бытии. § Гносеологические (познавательные). Гносеос — познание. Гносеология — учение о познании. § Аксиологические. Аксиа — ценность. Аксиология — учение о ценностях. § Праксиологические (предметно-преобразовательные, деятельностные) отношения. Праксик, праксика — деятельность. Праксиология — учение о деятельности. Предметом философии является всеобщее в системе мир-человек. Основные проблемы Познания ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ 1. теория отражения как основа теории познания.2. чувственное и рациональное познание. Уровни познания.3. понятие истины.4. диалектика абсолютной и относительной истины.1)основные положения теории познания: 1. источником познания является материальный мир, существующий независимо от сознания человека. Субъектом познания является человек, общественно-исторически обусловленный, носитель определенных соц отношений. Субъектом может быть и не только отдельный человек, но и группа людей. Объектом познания являются предметы материального мира, люди, сам человек, также общественно-исторически обусловленные. 2. в диалектических концепциях считалось, что материальный мир познаваем. Агностицизм (Кант) либо отрицает вобще познаваемость мира, либо отрицает познание сущности материального мира. 3. основой познания является практика, так же и его критерием. Процесс познания рассматривается как диалектическое движение от незнания к знанию. Истина познается неполно. 2)процесс познания складывается из двух составляющих: чувственное и рациональное. Чувственное познание протекает в следующих формах:1. ощущение2. восприятие3. представление.Рациональное познание:1. понятие2. суждение3. умозаключение в истории философии выделяют два направления в зависимости от решения вопроса: чувственное или рациональное познание является основным и представляющим непротиворечивые знания. Направление, рассматривающее чувственное познание – сенсуализм. Рациональное познание – рационализм (Декарт, Спиноза).Чуственное и рациональное познание не следует смешивать с вопросом об эмпирическом и теоретическом уровнях познания.На эмпирическом уровне познания используется и чувственная и рациональная стороны мышления, а на теоретическом – то же самое, но в большей степени. Формы чувственного познания: ощущение – элементарная форма познания, которую можно выделить только в абстракции. Восприятие – цельный образ объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, складывающихся из них ощущений. Представление – цельный образ объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, и воспроизводимого по памяти или воображением. Формы рационального познания: Понятие – мысль (символ, знак), обозначающая в обобщенной форме сущностные свойства предметов, процессов (любое слово). Суждение – мысль, в которой что-либо отвергается или утверждается. Умозаключение – общий вывод из нескольких суждений. Различие чувственного и рационального познания, их особенности. 1. логическое познание осуществляется посредством отвлечения от несуществующих, случайных свойств предмета. 2. логическое познание носит обобщенный, опосредованный характер. 3. рациональное познание – символическое познание – с помощью знаков. Чувственное познание – отражать предмет в детальности, не проникая в его сущность. Образ должен совпадать с предметом. 3)истина – знание, соответствующее действительности. В самой действительности нет ни истинного, ни заблуждения. Истина – результат познавательной деятельности человека. Основняе особенности истины – объективность и конкретность.Объективность – содержание истины не зависит от субъектной стороны сознания. Сознание человека независимо от субъектных переживаний, чувств.Конкретность – свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования любого явления. Зависимость истины от определенного места и времени.Истина – бесконечный процесс. Для того чтобы объяснить это понятие, вводят понятие абсолютной и относительной истины. 4)абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте, т.е. предполагает уточнения. Её разновидностью явл вечная истина – знание конкретных фактов, знание, которое не может быть уничтожено и углублено в ходе дальнейшего развития. Относительная истина – неполное, неточное знание. Процесс познания происходит диалектически. Он складывается из бесконечного числа истин. В этой истине содержится момент, частица абсолютной истины. Т.о. познание движется от одной истины к другой, более полной и глубокой. Во взглядах на истину сущ 2 противоположных направления: 1. Догматизм(абсолют) 2. релятивизм(относ) догматизм – рассматривает истину только как абсолютную. Предполагает, что истинное знание целиком соответствует действительности, углубляется, не может существовать либо истина, либо заблуждение.Релятивизм – признаёт только относительные истины и отрицает абсолютные. Не видят и момента абсолютной в относительной, рассматривают границы между истиной и заблуждением. Движение познания представляет собой смену одних заблуждений другими. Одна из разновидностей релятивизма – конвенционализм; по нему научные истины – результат договора между учёными, которые занимаются определёнными проблемами. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1. методы и методология 2. методы эмпирического уровня исследования 3. методы теоретического исследования 4. формы научного познания 1)научный метод – определённый способ, приём, решение познавательной задачи. В структуре метода различают объективную и субъективную стороны. Метод определяется природой изучаемого объекта и соответствующей системой предметного знания. Кроме того, метод имеет субъективную сторону, т.е. фиксирует не только то, что есть в мире, но и нейтрализует информацию о том, как человек должен поступать в процессе познания. Существует целая наука, изучающая методы – методология. В ней содержится методологический уровень, который предполагает достижение знаний о том, как действовать для получения знаний о действительном фрагменте реальности. Методология разделяется на несколько уровней: - частно-научный, который разрабатывался каждой конкретной наукой. На этом уровне предполагается разработка методов, применяемых к конкретному предмету. - Обще-научный – разрабатывает методы, которые применяются для изучения классов объектов. - Философский – выработка всеобщих методов для понимания любых предметов. Выделяют диалектический и метафизический. Метафизический метод. Основные черты: явления рассматриваются независимо друг от друга(изолированно). Вещи рассматриваются как неизменные, или меняющиеся только в количественном отношении (метод использовался для установления структуры) – имеет много общего с системным подходом, отрицается внутреннее противоречие как источник развития. Этот метод предполагает аналитический подход к объектам, предполагающий установление совокупности элементов и структуры, отношения между элементами. Этот подход продуктивен в системных исследованиях, т.е. вполне совершенен. Диалектический метод - объект рассматривается во взаимосвязях с другими объектами, установление всех связей. - Предмет рассматривается в развитии и качественных изменениях. - Предполагается установление источников развития, которые находятся внутри самой системы. - Метод включает метафизический, более полный. - Необходимость установления взаимосвязей между внешними и внутренними источниками развития. В своем методологическом аспекте любая наука выходит на философские проблемы. Классификация методов. 1. по степеням общности- частнонаучный,- общенаучный,- всеобщий. 2. по функциям в познании - эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение) – накопление, получение фактов и их частичное обобщение в форме эмпирических законов (повторяемость, устойчивость). Не устанавливают сущность. - Теоретические (исторические, логические). Метод восхождения от абстрактного к конкретному. - Применение и на эмпирическом и на теоретическом методах исследования (анализ, синтез, индукция). Применим и с вещами и с понятиями. 2)наблюдение – целенаправленное, планомерное отражение предметов со стороны их внешних, случайных проявлений. Получение информации для гипотез и формулирование новых проблем. Это позволяет сопоставлять теоретические и практические знания. Недостаток: объект должен быть независим от наблюдателя; невозможность неограниченное число раз воспроизводить условия наблюдения: ограничено разрешающей способностью органов чувств; предвзятость. Эксперимент – изолирование объектов от побочных влияний внешних явлений. Достоинство: возможность многократно воспроизвести в строго фиксированных условиях; возможность изменять различные условия. Сравнение – установление общих свойств исследуемого объекта с эталоном, а также наличие отличий. Методы, применяемые и на теоретическом и на эмпирическом уровнях исследования: Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с целью детального изучения и проникновения во внутренние отношения, то есть в структуру. Синтез – мысленное соединение расчлененных в анализе составляющих частей целого для получения совокупных характеристик. Если в анализе установление сущности, то синтез предполагает проверку, верно ли установление сущности. Индукция – характеризует способ перехода от частного к общим выводам, поиск связи, закономерностей. Дедукция – способ рассуждения, в котором из обобщенного знания выводится конкретное. Различают полную и неполную. Полная - форма, которая предполагает участие всех предметов данного класса. Неполная – выведение заключения из неполного ряда единичных посылок, которые частично охватывают изучаемый предмет, или ряд предметов, т.е. вероятностные знания. Абстрагирование – в научном исследовании невозможно охватить сразу все свойства, связи его с другими предметами. Для изучения одной стороны или связи необходимо выделить ее из всей совокупности связей и сторон и отвлечься от них. Аналогия – применение при изучении объектов, сходных по всей природе. Предполагается сравнение изучаемого с изученным Моделирование – возникло на основе аналогии. Воспроизведение определенных свойств и связей объекта в другом, специально созданном, искусственном объекте. Модели бывают двух видов: - Материальные, т. е. Предметные, физические, воспроизводящие свойства объекта. - Мысленные, идеальные, логические. 3)методы, применяемые в теоретических исследованиях: исторический – исследование конкретного процесса в его исторически протекающей форме. Логический - предполагает отвлечение от случайных побочных факторов, выведение закономерных тенденций. Восхождение от абстрактного к конкретному характеризует начало, протекание и конец определённого этапа развития. 1. на чувственно-конкретном уровне устанавливает набор свойств без установления сущностей. 2. предполагает, установление отдельных абстракций, выводов, понятий, показывает сущность предмета 3. непосредственные переход от абстракции к конкретике. Конкретика на 3-м этапе отличается от 1-го. На 1-ом этапе – чувственный, предметный материал, а конкретика теоретическая – это создание общей картины, логической модели, т.е. выведение общего, полный учёт всех свойств и отношений. Аксиоматический - разновидность дедуктивного метода – задаётся ряд основоположений, не требующий доказательства постулатов и из них дедуктивным методом выводятся остальные положения данной теории. Гипотеко-дедуктивный – создаётся гипотеза, т.е. формируется теоретической ядро, которое затем дедуктивно развёртывается, в результате получится целая система гипотез, которая в дальнейшем подвергается опытной проверке. 4)к формам научного познания относятся проблема, гипотеза, теория, научная идея. Проблемы, которые решает данное общество, обычно характеризуют это общество.Проблема – вопрос, с которым люди обращаются к природе, практике, теории. Правильно поставленная проблема определяет направление научного поиска исследовательскую программу, план,приэтом исходят из предполагаемого ответа на поставленный вопрос. Чтобы определить в общем виде желаемое знание, создаются и формулируются проблемы. Чтобы решить проблему, знание оформляется в гипотезу.Гипотеза основана на предположении, которое в дальнейшем опровергается или подтверждается, исходящее из фактов умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность изучаемого объекта. Когда сущность теории не в состоянии объяснить факт, вновь обнаруживающийся, возникает гипотеза. Теория – развивающаяся система объективных, проверенных практикой научных знаний, объясняющих закономерности явлений в определённой области. Теория суммируется путём включения в неё новых фактов, идей, принципов. Когда в рамках определённой теории появляются противоречивые, неразрешимые в её пределах факта, то их разрешение ведёт к построению новой теории. Научная идея – содержит в себе общий способ разрешения какой-то фундаментальной проблемы, она выполняет синтезирующую функцию в познании, объединяет совокупности понятий, суждений в единую систему. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|