Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные проблемы Познания




Понятие Философии

Термин философия происходит от двух греческих слов: филео (люблю) и софия (мудрость), букв. – любовь к мудрости. По некоторым историческим источникам, впервые термин "философ" стал употреблять древнегреческий математик Пифагор (примерно 580 – 500 гг. до н.э). Пифагор применял термин "философ" к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сам термин "философия" закрепился в мировой культуре благодаря древнегреческому философу и мыслителю Платону.

Первоначально возникновение философии связывали с зарождением теоретического мышления. Стремление к обретению философского знания связано не просто с суммированием совокупности знаний, а с попыткой понять мир в его целостности и единстве его основ. Поэтому задача философов на первом этапе заключалась в выявлении и понимании единого во всем. Мудрость связывалась, прежде всего, со знанием, а именно со знанием единого во всём.

На начальном периоде своего развития философия была связана с такими проблемами как проблема смысла человеческой жизни и существования, природы человека, проблема правильного образа жизни, морали и устройства человеческого общества, правильного общежития.

В философии рассматриваются две подсистемы: мир и человек. Между ними как элементами некой большой системы должны быть структурные взаимоотношения. Взаимоотношения могут быть следующих типов:

§ Онтологические. Онтос — сущее, бытие. Онтология — учение о сущем, о бытии.

§ Гносеологические (познавательные). Гносеос — познание. Гносеология — учение о познании.

§ Аксиологические. Аксиа — ценность. Аксиология — учение о ценностях.

§ Праксиологические (предметно-преобразовательные, деятельностные) отношения. Праксик, праксика — деятельность. Праксиология — учение о деятельности.

Предметом философии является всеобщее в системе мир-человек.

Основные проблемы Познания

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ 1. теория отражения как основа теории познания.2. чувственное и рациональное познание. Уровни познания.3. понятие истины.4. диалектика абсолютной и относительной истины.1)основные положения теории познания:

1. источником познания является материальный мир, сущест­вующий независимо от сознания человека. Субъектом по­знания является человек, общественно-исторически обу­словленный, носитель определенных соц отношений. Субъ­ектом может быть и не только отдельный человек, но и группа людей. Объектом познания являются предметы мате­риального мира, люди, сам человек, также общественно-ис­торически обусловленные.

2. в диалектических концепциях считалось, что материальный мир познаваем. Агностицизм (Кант) либо отрицает вобще познаваемость мира, либо отрицает познание сущности ма­териального мира.

3. основой познания является практика, так же и его крите­рием. Процесс познания рассматривается как диалектиче­ское движение от незнания к знанию. Истина познается не­полно.

2)процесс познания складывается из двух составляющих: чувствен­ное и рациональное.

Чувственное познание протекает в следующих формах:1. ощущение2. восприятие3. представление.Рациональное познание:1. понятие2. суждение3. умозаключение

в истории философии выделяют два направления в зависимости от решения вопроса: чувственное или рациональное познание является основным и представляющим непротиворечивые знания.

Направление, рассматривающее чувственное познание – сенсуализм. Рациональное познание – рационализм (Декарт, Спиноза).Чуственное и рациональное познание не следует смешивать с вопро­сом об эмпирическом и теоретическом уровнях познания.На эмпирическом уровне познания используется и чувственная и ра­циональная стороны мышления, а на теоретическом – то же самое, но в большей степени.

Формы чувственного познания:

 ощущение – элементарная форма познания, которую можно вы­делить только в абстракции.

 Восприятие – цельный образ объекта, непосредственно воздей­ствующего на наши органы чувств, складывающихся из них ощущений.

 Представление – цельный образ объекта, непосредственно воз­действующего на наши органы чувств, и воспроизводимого по памяти или воображением.

Формы рационального познания:

 Понятие – мысль (символ, знак), обозначающая в обобщенной форме сущностные свойства предметов, процессов (любое слово).

 Суждение – мысль, в которой что-либо отвергается или утвер­ждается.

 Умозаключение – общий вывод из нескольких суждений.

Различие чувственного и рационального познания, их особенности.

1. логическое познание осуществляется посредством отвлечения от несуществующих, случайных свойств предмета.

2. логическое познание носит обобщенный, опосредованный ха­рактер.

3. рациональное познание – символическое познание – с помо­щью знаков.

Чувственное познание – отражать предмет в детальности, не прони­кая в его сущность.

Образ должен совпадать с предметом.

3)истина – знание, соответствующее действительности. В самой действительности нет ни истинного, ни заблуждения. Истина – ре­зультат познавательной деятельности человека. Основняе особенно­сти истины – объективность и конкретность.Объективность – содержание истины не зависит от субъектной сто­роны сознания. Сознание человека независимо от субъектных пере­живаний, чувств.Конкретность – свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования любого явления. Зависимость истины от определенного места и времени.Истина – бесконечный процесс. Для того чтобы объяснить это поня­тие, вводят понятие абсолютной и относительной истины.

4)абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте, т.е. предполагает уточнения. Её разновидностью явл вечная истина – знание конкретных фактов, знание, которое не может быть уничто­жено и углублено в ходе дальнейшего развития.

Относительная истина – неполное, неточное знание. Процесс по­знания происходит диалектически. Он складывается из бесконечного числа истин. В этой истине содержится момент, частица абсолютной истины.

Т.о. познание движется от одной истины к другой, более полной и глубокой. Во взглядах на истину сущ 2 противоположных направле­ния:

1. Догматизм(абсолют)

2. релятивизм(относ)

догматизм – рассматривает истину только как абсолютную. Пред­полагает, что истинное знание целиком соответствует действитель­ности, углубляется, не может существовать либо истина, либо за­блуждение.Релятивизм – признаёт только относительные истины и отрицает абсолютные. Не видят и момента абсолютной в относительной, рас­сматривают границы между истиной и заблуждением. Движение по­знания представляет собой смену одних заблуждений другими. Одна из разновидностей релятивизма – конвенционализм; по нему научные истины – результат договора между учёными, которые занимаются определёнными проблемами.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. методы и методология

2. методы эмпирического уровня исследования

3. методы теоретического исследования

4. формы научного познания

1)научный метод – определённый способ, приём, решение познава­тельной задачи. В структуре метода различают объективную и субъ­ективную стороны.

Метод определяется природой изучаемого объекта и соответствую­щей системой предметного знания. Кроме того, метод имеет субъективную сторону, т.е. фиксирует не только то, что есть в мире, но и нейтрализует информацию о том, как человек должен поступать в процессе познания.

Существует целая наука, изучающая методы – методология. В ней содер­жится методологический уровень, который предполагает достижение знаний о том, как действовать для получения знаний о действитель­ном фрагменте реальности. Методология разделяется на несколько уровней:

- частно-научный, который разрабатывался каждой конкретной наукой. На этом уровне предполагается разработка методов, применяемых к конкретному предмету.

- Обще-научный – разрабатывает методы, которые применяются для изучения классов объектов.

- Философский – выработка всеобщих методов для понимания любых предметов. Выделяют диалектический и метафизиче­ский.

Метафизический метод. Основные черты: явления рассматриваются независимо друг от друга(изолированно). Вещи рассматриваются как неизменные, или меняющиеся только в количественном отношении (метод использовался для установления структуры) – имеет много общего с системным подходом, отрицается внутреннее противоречие как источник развития. Этот метод предполагает аналитический под­ход к объектам, предполагающий установление совокупности эле­ментов и структуры, отношения между элементами. Этот подход продуктивен в системных исследованиях, т.е. вполне совершенен.

Диалектический метод

- объект рассматривается во взаимосвязях с другими объектами, установление всех связей.

- Предмет рассматривается в развитии и качественных измене­ниях.

- Предполагается установление источников развития, которые на­ходятся внутри самой системы.

- Метод включает метафизический, более полный.

- Необходимость установления взаимосвязей между внешними и внутренними источниками развития.

В своем методологическом аспекте любая наука выходит на фило­софские проблемы.

Классификация методов.

1. по степеням общности- частнонаучный,- общенаучный,- всеобщий.

2. по функциям в познании

- эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение) – накопление, получение фактов и их частичное обобщение в форме эмпирических законов (повторяемость, устойчи­вость). Не устанавливают сущность.

- Теоретические (исторические, логические). Метод вос­хождения от абстрактного к конкретному.

- Применение и на эмпирическом и на теоретическом ме­тодах исследования (анализ, синтез, индукция). Приме­ним и с вещами и с понятиями.

2)наблюдение – целенаправленное, планомерное отражение пред­метов со стороны их внешних, случайных проявлений. Получение информации для гипотез и формулирование новых проблем. Это по­зволяет сопоставлять теоретические и практические знания.

Недостаток: объект должен быть независим от наблюдателя; невоз­можность неограниченное число раз воспроизводить условия наблю­дения: ограничено разрешающей способностью органов чувств; предвзятость.

Эксперимент – изолирование объектов от побочных влияний внеш­них явлений.

Достоинство: возможность многократно воспроизвести в строго фик­сированных условиях; возможность изменять различные условия.

Сравнение – установление общих свойств исследуемого объекта с эталоном, а также наличие отличий.

Методы, применяемые и на теоретическом и на эмпирическом уров­нях исследования:

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его эле­менты с целью детального изучения и проникновения во внутренние отношения, то есть в структуру.

Синтез – мысленное соединение расчлененных в анализе составляю­щих частей целого для получения совокупных характеристик. Если в анализе установление сущности, то синтез предполагает проверку, верно ли установление сущности.

Индукция – характеризует способ перехода от частного к общим вы­водам, поиск связи, закономерностей.

Дедукция – способ рассуждения, в котором из обобщенного знания выводится конкретное. Различают полную и неполную. Полная - форма, которая предполагает участие всех предметов данного класса. Неполная – выведение заключения из неполного ряда единичных по­сылок, которые частично охватывают изучаемый предмет, или ряд предметов, т.е. вероятностные знания.

Абстрагирование – в научном исследовании невозможно охватить сразу все свойства, связи его с другими предметами. Для изучения одной стороны или связи необходимо выделить ее из всей совокупно­сти связей и сторон и отвлечься от них.

Аналогия – применение при изучении объектов, сходных по всей природе. Предполагается сравнение изучаемого с изученным

Моделирование – возникло на основе аналогии. Воспроизведение определенных свойств и связей объекта в другом, специально создан­ном, искусственном объекте.

Модели бывают двух видов:

- Материальные, т. е. Предметные, физические, воспроизводящие свойства объекта.

- Мысленные, идеальные, логические.

3)методы, применяемые в теоретических исследованиях:

исторический – исследование конкретного процесса в его историче­ски протекающей форме.

Логический - предполагает отвлечение от случайных побочных фак­торов, выведение закономерных тенденций.

Восхождение от абстрактного к конкретному характеризует начало, протекание и конец определённого этапа развития.

1. на чувственно-конкретном уровне устанавливает набор свойств без установления сущностей.

2. предполагает, установление отдельных абстракций, выводов, понятий, показывает сущность предмета

3. непосредственные переход от абстракции к конкретике. Кон­кретика на 3-м этапе отличается от 1-го. На 1-ом этапе – чувст­венный, предметный материал, а конкретика теоретическая – это создание общей картины, логической модели, т.е. выведе­ние общего, полный учёт всех свойств и отношений.

Аксиоматический - разновидность дедуктивного метода – задаётся ряд основоположений, не требующий доказательства постулатов и из них дедуктивным методом выводятся остальные положения данной теории.

Гипотеко-дедуктивный – создаётся гипотеза, т.е. формируется теоре­тической ядро, которое затем дедуктивно развёртывается, в резуль­тате получится целая система гипотез, которая в дальнейшем подвер­гается опытной проверке.

4)к формам научного познания относятся проблема, гипотеза, теория, научная идея.

Проблемы, которые решает данное общество, обычно характеризуют это общество.Проблема – вопрос, с которым люди обращаются к природе, прак­тике, теории. Правильно поставленная проблема определяет направ­ление научного поиска исследовательскую программу, план,приэтом исходят из предполагаемого ответа на поставленный вопрос.

Чтобы определить в общем виде желаемое знание, создаются и фор­мулируются проблемы. Чтобы решить проблему, знание оформляется в гипотезу.Гипотеза основана на предположении, которое в дальнейшем опро­вергается или подтверждается, исходящее из фактов умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность изучаемого объекта. Когда сущ­ность теории не в состоянии объяснить факт, вновь обнаруживаю­щийся, возникает гипотеза.

Теория – развивающаяся система объективных, проверенных прак­тикой научных знаний, объясняющих закономерности явлений в оп­ределённой области. Теория суммируется путём включения в неё но­вых фактов, идей, принципов. Когда в рамках определённой теории появляются противоречивые, неразрешимые в её пределах факта, то их разрешение ведёт к построению новой теории.

Научная идея – содержит в себе общий способ разрешения какой-то фундаментальной проблемы, она выполняет синтезирующую функ­цию в познании, объединяет совокупности понятий, суждений в еди­ную систему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных