Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности познавательной деятельности подростков

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет Юридической психологии

Кафедра Юридической психологии

 

Доклад по дисциплине педагогическая психология на тему:

Особенности познавательной деятельности подростков

 

Выполнила:

Левочкина Н.С, Юп 3.1

 

Проверила:

Шилова О.Р.

 

Москва, 2011

С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности — от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний (астрономия, техника, радиотехника). Однако перспективным в отношении развития является именно последний уровень. Начало подросткового возраста связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл. Исследования советских психологов установили, что мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру, в которой воедино слиты широкие социальные мотивы (сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно познавательные мотивы и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть руководящую роль в детском коллективе), связанные со стремлением к успеху, с самолюбием. При этом порой наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению, «жизнерадостно-наплевательским» (Д. Б. Эльконин) отношением к отметкам. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, и школьник делает вид, что к успехам в учении совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим. Снижение интереса к учению можно объяснить и возникновением сильного увлечения (чтение, шахматы, филателия, кино и т.д.).

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий.

В процессе овладения основами наук не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть и широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда он интересуется чем-то одним), и устойчивыми и неустойчивыми, часто меняющимися, и глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, типичные характеристики.

По сравнению с младшим школьным возрастом здесь явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, область интересов у подростков гораздо шире. Изучение основ наук, большая степень умственной зрелости подростка, расширяющие его кругозор, вовлекают в сферу интересов подростков все новые и новые области жизни и деятельности людей. Видное место занимают интерес к спорту, шахматам, читательские интересы, интерес к кино, театру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.

Исследования показали чрезвычайно тесную зависимость познавательных интересов подростков от постановки учебной работы. Учителя иногда начинает пугать такая неуемная жажда знаний, жадное любопытство и любознательность, стремление ко всему новому, необычному, загадочному. Но в этом и проявляется возрастающая умственная и творческая активность подростка. Интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными. Подросток много читает и охотно беседует по поводу прочитанного, он является активным членом тех или иных кружков, посещает выставки, экспозиции и т. д.

Развитие интересов подростков характеризуется их силой. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям. Если какое-нибудь увлечение подростка наносит серьезный ущерб урокам, то с этим нельзя мириться даже тогда, когда интерес положительный. В таком случае вместе с родителями нужно добиваться правильной организации времени подростка, требовать от него неуклонного соблюдения установленного режима, строго ограничить время, которое подросток уделяет любимому делу.
Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется и у юноши, углубляясь и обогащаясь содержанием, а в дальнейшем становясь основой профессиональной направленности.

Но иногда активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут приводить и к разбросанности и неустойчивости их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная их смена, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни, а часто и к формированию «порхающего внимания». Однако в ряде случаев такая разбросанности и неустойчивость интересов подростков свидетельствует о проявлении свойственного им очень ценного качества — активной и энергичной любознательности, жадного стремления «познать все». В иных случаях подросток таким путем (часто неосознанно) нащупывает свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в разных областях.

В подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения и интересы. Относительно безобидное из них — это, например, бездумное и беспорядочное «глазение» (иначе не назовешь) на экран телевизора — просмотр телепередач без разбора, всех подряд. Сюда же относится увлечение малохудожественной литературой или литературой, не соответствующей возрасту. Более опасны нездоровые интересы к азартным играм, часто на деньги.

К концу подросткового возраста (VIII класс) начинают формироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после окончания VIII класса идут в ПТУ, техникумы, училища. Однако представления о характере избираемых профессий у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о профессиях, о тех требованиях, которые предъявляют профессии к человеку.

Изменение характера и форм учебной деятельности, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитика-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя многое зависит от отношения подростка к воспринимаемому объекту.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста — усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному, улучшается продуктивность памяти. Если раньше школьники, как правило, старались заучивать материал дословно, то теперь подросток часто протестует против требования учителя запомнить наизусть (определение, закон), а склонен воспроизводить материал «своими словами» (и не всегда точно). Организуя процесс запоминания (в частности, в домашних условиях), результативность своего запоминания подросток обычно проверяет узнаванием. Запомнив, он просматривает текст, убеждается, что все ему знакомо, и школьнику кажется, что он «все знает». Но учитель требует воспроизведения, а узнать материал и воспроизвести его - процессы разные.

Наконец, особенностью памяти подростка является возможность установления более сложных ассоциаций, связи нового материала со старым, включение нового в систему знаний.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Избирательность внимания, т. е. различная его характеристика в зависимости от объекта и степени интереса к нему, у подростка очень ярко выражена. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом), ученик может исключительно собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом, любимом.

Исследования показали, что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой.

Интересное дело, интересный урок способны так захватить подростка, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка — это не всегда просто занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Исследования Н. Ф. Добрынина и его сотрудников показали, что от произвольного внимания, поддерживаемого усилиями воли, подростки все больше и больше переходят к так называемому послепроизвольному вниманию. Оно преднамеренно и целенаправленно и возникает на основе постепенно наступающего увлечения работой, «открытиями», а потому и не требует волевых усилий для поддержания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако не все подростки легко переходят к доказательному мышлению. Некоторым из них непонятна, например, сама идея геометрического обобщенного доказательства: зачем доказывать, если можно наглядно убедиться в своей правоте или неправоте? Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления преподавание математики. Начало систематического изучения алгебры стимулирует переход к более высокому уровню обобщения, который связан с обобщением обобщения, или двойной абстракцией (арифметика есть абстрагирование числа от предмета, алгебра — абстрагирование от конкретных чисел). Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях).

Как было отмечено, для подростка характерно заметное развитие критичности мышления. Подросток в отличие от младшего школьника не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит «ошибки» в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения.

Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст сензитивен (благоприятен) для развития такого мышления. Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос.

Именно в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Конечно, проявления способностей наблюдаются и в младшем школьном возрасте и даже в дошкольном, но по-настоящему начинают они развиваться (имеется в виду относительно быстрое и легкое овладение соответствующими умениями и навыками, достижение объективно высоких результатов) именно в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему, развивается творческое мышление. У подростков ярко проявляется потребность творить, создавать самостоятельно несложные музыкальные произведения, песенки, рисовать или писать красками этюды и картины, сочинять небольшие рассказы и особенно стихотворения с оригинальным или заимствованным сюжетом, используя выразительные средства языка. Литературное творчество подростков выражает их формирующееся мироощущение и отношение к жизни, их удивительно ясное восприятие природы.

Многие учителя широко используют возможности факультативных курсов. Факультативы позволяют ценаправленно развивать склонности, интересы и способности учащихся в избранных ими областях знаний.

Особенности трудовой деятельности подростков. Как правило, подростки очень охотно занимаются трудом. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта подростков, как активность. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, а этой возможностью подростки очень дорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а для подростка значение жизни и деятельности в коллективе, как мы видели, очень велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков — это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания.

В коллективном труде формируются очень ценные в общественном отношении качества личности подростков — целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. Особенно высок у подростков интерес к совместному труду в коллективе взрослых.

Организации труда подростков следует уделять большое внимание. Это касается и труда в школьных мастерских, и работы на учебно-опытном пришкольном участке, и домашнего труда, и общественно полезного труда в его различных видах и формах.

Исследования психологов и педагогов показали, что труд имеет воспитательное значение в подростковом возрасте только тогда, когда он соответственно организован, в частности, когда он является общественно полезным, коллективным, творческим, интересным и посильным для подростка.

 

Список литературы

1. В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников"
"Просвещение", Москва, 1976 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промышленной собственности (расчеты с авторами изобретений) | Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных