![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учение о субстанции в философии Нового времени.Рассказать характеристику Философии Нового Времени. В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:
1 дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий. В целом между ними пропасть. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная субстанция (имеет пространственные параметры). Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.
2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи. Спиноза поставил перед собой цель создать монистическое учение о единой субстанции. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил: - Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность. Выводит все остальные свойства субстанции: вечность во времени и бесконечность в пространстве. Отсюда он выдвинул учение о единой суб-станции: - не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями; - существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; - эта субстанция - окружающий мир (природа) и Бог; природа и Бог едины; - не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над природой; Бог внутри природы; - только единая природа - Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; - единичные вещи - проявления «модусы» единой субстанции - природы - Бога: - внешней причиной существования модусов является единая субстанция (природа - Бог). Они зависят от нее (подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве), имеют начало и конец своего существования. Природа - Бог обладает следующими качествами: 1. существует; 2. самостоятельна и независима от кого-либо; 3. имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; 4. обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых-мышление и протяжение; 5. бесконечна в пространстве и времени; 6. вечна (несотворима и неуничтожима); 7. неподвижна. • Способы приобретение познания - понаслышке - из беспорядочного опыта -нахождение причин на основании следствий -через сущность вещи (интуитивный) Спинозе принадлежит: “Свобода есть осознанная необходимость”, что выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность. Спиноза же обходит эту “тонкость” и приводит пример с запущенным волчком: он крутится, “как бы думая”, что делает это по своей воле, но ведь рука завела его. “Истина открывает и саму себя, и ложь”. Лейбниц выдвинул теорию о монадах (множественности субстанций); - весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а еди-ную природу; - данные субстанции - монады (с греч. - «единое», «единица»); - монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным об-разованием; - монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представле-нием; - монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; - в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; - монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга; Все монады делятся на четыре класса: - «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных иско-паемых); - монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; - монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума - мыслить; - высшая монада - Бог. Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы. ИСТИНЫ -разума (врожденные идеи, надо развивать; необходимы и всеобщны) -факта (эмпирические, случайные, метод их отыскания – индукция) Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|