Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ




 

В психологической науке и смежных областях научного знания проблемы создания и применения тестов интеллекта и развивающих программ, стратегий и форм обучения детей с высоким уровнем развития интеллекта и креативности, социальных механизмов и форм взаимодействия учащихся с педагогами остаются едва ли не самыми острыми и дискуссионными вопросами. Само понятие "одаренность" требует детального рассмотрения в связи с тем, что способности, одаренность как таковые не являются единым образованием; традиционно выделяют такие составляющие как интеллект, креативность. Данный аспект тем более существенен, что факторы социальной среды по-разному влияют на индивидуальные различия в проявлениях интеллектуальных и креативных способностей.

Несомненно, исследования влияния социальной среды на развитие способностей, одаренности являются перспективным направлением современной психологической науки, актуальность которого определяется и недостаточной методологической и методической проработкой проблемы, и запросом со стороны образовательной практики и экономики.

В современных условиях ключевой характеристикой конкурентоспособности государства является фактор продуцирования «прорывных» научных идей и их трансформация в технологически новые или усовершенствованные услуги или продукты. Понятно, что для создания высоких технологий необходим ряд условий, важнейшим из которых является не просто наличие в обществе интеллектуально одаренных людей, а их эффективная самореализация.

Среди целей и задач образовательной политики государства наиболее важной является разработка стратегий интенсивного приобретения знаний. В странах Западной Европы и России, прежде всего в образовательной практике, функционирует немало систем, основной целью которых является улучшение индивидуальных показателей когнитивных функций. Однако, многочисленные образовательные методы, созданные для умственного развития детей, подростков и взрослых от популярного в США «Инструментального обогащения» Р. Фейерштейна до системы ARL, основанной на идеях Ж. Пиаже, при систематической проверке дают сомнительные результаты, которые трудно отличить от эффектов простого взаимодействия с обучающим человеком.

Впечатляют результаты исследователей влияния семейной микросреды на способности детей: эмоциональные отношения и способы взаимодействия членов семьи оказывают существенное влияние на развитие интеллекта и креативности (В.Н. Дружинин, 2002; Н.В. Хазратова, 1994; Т.Н. Тихомирова, 2008; Flavell J.H., 2000; Dunn J., McGuire, 1994; Kovas Y., Petrill S.A., Plomin R., 2007 и др.).

Таким образом, в современной ситуации перед психологической наукой закономерно встает вопрос: что необходимо осуществить на пути повышения творческих способностей человека, какие условия необходимы для эффективной реализации интеллектуального потенциала личности и дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала общества? Вместе с тем, современное состояние исследований влияния социальной среды на развитие способностей характеризуется «многоаспектной» разрозненностью научного знания, отсутствием «концептуальных мостов» между различными сферами исследовательской проблематики.

В современной науке выработаны два основных подхода к анализу рассматриваемой проблемы. Первый подход сложился в отрасль, получившую название психогенетики, и предполагает исследование родственников, а также приемных детей в целях выявления доли наследственности и среды в развитии отдельных функций. Второй подход - средовой - заключается в изучении влияния естественной или специально созданной среды на различные психические функции.

В психологии накоплен значительный исследовательский материал отечественных и зарубежных специалистов, работающих в рамках средовой и генетической программы (Дружинин, 1995; Хазратова, 1994; Гнатко, 1994; Flavell, 1977; Wilson, Linville, 1982; Wohlwill, Lowe, 1962; Bandura, 1977; Howe, 1990; Inhelder, Sinclaire, Bovet, 1974; Yee, Eccles, 1988; Loehlin, 1990; Kovas, Haworth, Dale&Plomin, 2007).

Больших успехов в выявлении влияния наследственности и среды на способности добился психогенетический подход. Психогенетические исследования позволили получить достаточно интересные данные, касающиеся роли среды в формировании способностей. Прежде всего, следует отметить членение на общую (shared) и неразделенную (non-shared) среду (Plomin R., Daniels D., 1987). Средовые условия, совпадающие для детей в семье, образуют общую среду (жилищные условия, материальный уровень семьи, образование родителей и т.п.); не совпадающие (посещение детьми разных классов, отношение родителей к каждому из детей и т.п.) – неразделенную. Психогенетические исследования показали неожиданно скромную роль общей среды в развитии интеллекта (11-35% дисперсии показателей интеллекта), в то время как неразделенная среда определяет от 14% до 38% (Dunn J., McGuire, 1994). Причем оказывается, что влияние общей среды остается неизменным для разных возрастов, в то время как влияния неразделенной среды оказываются специфичными для каждого возрастного периода. Кроме того, особенности среды, кажущиеся «общими», при детальном анализе оказываются «неразделенными» (Plomin R., Denise D., 1987; Plomin R., Asbury K., Dunn J., 2001).

В свою очередь, для изучения механизмов средового влияния применяются две основные исследовательские стратегии. Первая состоит в оценке способностей детей, оказавшихся в различных средовых (в первую очередь семейных) условиях. Вторая исследовательская стратегия предполагает формирующий эксперимент, с помощью которого оценивается, какие внешние условия приводят к когнитивному прогрессу ребенка. При обеих схемах в качестве независимой переменной выступают особенности среды, а в качестве зависимой переменной - показатели тестов интеллекта и креативности или успехи в реальной творческой жизни.

Оба направления имеют свои плюсы и минусы и выявляют разные стороны когнитивного развития. Формирующий эксперимент позволяет очень точно контролировать воздействие на испытуемого, но заставляет ограничиться исследованием локального воздействия и коротким интервалом времени. Исследование людей, живущих в разных условиях, напротив, учитывает длительно действующие и глобальные факторы, влияющие на когнитивное развитие. Однако эти факторы контролируются лишь приблизительно. Например, при изучении влияния интеллекта родителей на интеллект их детей нет возможности зафиксировать и изучить весь процесс взаимодействия взрослого с ребенком с момента рождения.

В настоящей работе для анализа проблемы детерминации когнитивного развития предлагается выделение в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, 2-х аспектов: 1) межличностного взаимодействия и 2) предметно-информационного. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей. Предполагается, что указанные выше аспекты среды представляют собой два различных пути детерминации способностей, по-разному влияют на развитие креативности. Таким образом, спецификация различных путей влияния и их взаимоотношений оказывается центральной задачей для построения интегративной модели средовой детерминации способностей, которая позволяет синтезировать отдельные разрозненные знания.

Нами делается попытка обобщить полученные в рамках средового направления результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в виде нескольких моделей, описывающих влияние среды на способности, и провести их сравнительный анализ, соотнеся с результатами собственных исследований.

 

 

Список литературы:

 

1. Г.Ю.Айзенк ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.

2. Т. Н. Тихомирова СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

научный сотрудник института психологии РАН.

3.В.В. Петухов. Мышление как высшая психическая функция.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных