Научное познание / Развитие науки
Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе…
| кумулятивного накопления
|
| пролиферации идей
|
| секуляризации
|
| мутации
|
Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…
| наблюдения и измерения
|
| теоретического уровня познания
|
| математического знания
|
| изобретательской деятельности
|
Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…
| философии периода первой научной революции
|
| неопозитивизма
|
| постпозитивизма
|
| классического позитивизма
|
К.Поппер является автором концепции…
| научно-исследовательских программ
|
| эволюционной эпистемологии
|
| роста знания
|
| научных революций
|
Первый европейский университет был открыт в …
| Болонье
|
| Москве
|
| Вене
|
| Кембридже
|
Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…
| углублением и расширением знания
|
| нормальным этапом развития науки
|
| революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму
|
| реакцией на появление противоречащих ей фактов
| | Вопросы №22. Наука и техника.
| | | | | Процесс интенсивного взаимодействия науки и техники, т.е. научно-технический прогресс, начинается в…
| Античности
|
| IV–XIV вв.
|
| XVII в.
|
| конце XVIII – первой половине XIX века
|
Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит …
| Г. Гадамеру
|
| И. Канту
|
| Н.А. Бердяеву
|
| В.С. Соловьеву
|
Возникновение инженерной деятельности связано с…
| ремесленной организаций производства
|
| необходимостью изготовления орудий труда
|
| появлением мануфактурного и машинного производства
|
| необходимостью отправления культа
|
В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются…
| любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей
|
| искусственные предметы, обеспечивающие производство материальных благ
|
| природные средства, используемые человеком в готовом виде
|
| только материальные искусственные предметы
|
Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется…
| техницизм
|
| технофобия
|
| технократия
|
| технология
|
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…
| сциентизма
|
| антисциентизма
|
| экологического оптимизма
|
| технократического утопизма
|
Вопросы №23. Происхождение и сущность человека.
В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …
| Ж.-Ж. Руссо
|
| П. Гольбаха
|
| Д. Дидро
|
| Р. Декарта
|
Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является…
| описание метафизического бунта
|
| отрицание внеисторичности сущности человека
|
| анализ конфликта сознания с бессознательным
|
| утверждение бессмертия
| Работу «Феномен человека» написал …
| Мартин (Мордехай) Бубер
|
| Альбер Камю
|
| Пьер Тейяр де Шарден
|
| Г. Маркузе
|
Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в …
| необходимости приспособления к природной среде
|
| противоречии разума и нравственности
|
| противопоставлении личности обществу
|
| антиномии духа и тела
|
Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как…
| сострадание
|
| ощущение счастья
|
| познание окружающей действительности
|
| социальная деятельность
|
Сущность человека как преимущественно словесную понимает …
| фрейдизм
|
| герменевтика
|
| марксизм
|
| экзистенциализм
| По Аристотелю, человек – это …
| великая тайна
|
| ансамбль общественных отношений
|
| двуногое и без перьев
|
| политическое животное
|
Духовная сущность человека выражается …
| исключительно в религиозной вере
|
| в подавлении биологических инстинктов
|
| в витальных влечениях
|
| в действиях, основанных на идеалах
|
Вопросы №24. Человек, индивид, личность.
Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …
| эмоциями
|
| волей
|
| творчеством
|
| разумом
| В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…
| смысла жизни
|
| этического долга
|
| соотношения бытия и мышления
|
| свободы
| Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …
| индивид
|
| индивидуальность
|
| личность
|
| талант
|
Принцип ответственности личности несовместим с(со)…
| природной и социальной необходимостью
|
| абсолютизацией сиюминутных выгод
|
| сознательной целенаправленной деятельностью
|
| свободой
| «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …
| С.Кьеркегор
|
| Ж.-П. Сартр
|
| Ф. Ницше
|
| Э. Кассирер
| Личность формируется в процессе…
| самосознания
|
| социализации
|
| антропосоциогенеза
|
| индивидуального развития
|
Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…
| самореализацию
|
| волеизъявление
|
| смирение
|
| отчуждение
|
Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …
| социальная стратификация
|
| социальная мобильность
|
| маргинализация
|
| социализация
| Детерминантами образа жизни человека являются …
| природная и социальная среда
|
| социальная среда и его профессиональная деятельность
|
| природная среда и индивидуальные особенности человека
|
| индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность
| Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …
| эгоизм
|
| иррационализм
|
| соборность
|
| индивидуализм
|
Вопросы №25. Человек и культура
Для современной культуры характерна тенденция…
| локализации
|
| только регресса
|
| интернационализации
|
| только прогресса
|
Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии.
| немецкой неклассической
|
| китайской традиционной
|
| немецкой классической
|
| русской религиозной
|
Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется …
| моралью и духовными ценностями
|
| религиозной верой
|
| СМИ
|
| техникой и технологиями
|
Идеал сверхчеловека сформулировал немецкий философ …
| Ф. Ницше
|
| И. Кант
|
| Й. Хейзинга
|
| Э. Фромм
|
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …
| К. Ясперс
|
| Л. Витгенштйен
|
| З. Фрейд
|
| Э. Фромм
|
Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с…
| идеалом соборности
|
| научно-техническим прогрессом
|
| буддизмом
|
| христианством
|
И материальная, и духовная культура представляют собой…
| взаимоисключающие явления
|
| сотворение человеком собственной сущности
|
| результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности
|
| преобразование окружающего мира
|
Одним из признаков массовой культуры является …
| ограниченность распространения
|
| воплощение в физических объектах
|
| коммерческий характер
|
| анонимность
|
Культура в широком смысле представляет собой…
| преобразовательную деятельность человека и ее результаты
|
| субъективную форму человеческого бытия
|
| мировоззрение
|
| естественную среду обитания человека
|
Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …
| национальной культурой
|
| субкультурой
|
| доминирующей культурой
|
| контркультурой
|
Вопросы №26
Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ________ ценностей.
| эстетических
|
| гносеологических
|
| социальных
|
| этических
|
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…
| аскетизма
|
| эвдемонизма
|
| гедонизма
|
| гуманизма
|
В конфуцианстве смысл жизни заключен в …
| любви человека к человеку
|
| достижении состояния нирваны
|
| познании окружающего мира
|
| нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
|
Религия видит смысл жизни …
| за пределами самой жизни
|
| в осознании ее бессмысленности
|
| в индивидуальном существовании
|
| в существовании человеческого рода
|
Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …
| герменевтики
|
| неопозитивизма
|
| инструментализма
|
| персонализма
|
Смысл жизни в христианской концепции состоит в …
| достижении физического бессмертия
|
| подготовке к загробной жизни
|
| обретении самого себя
|
| служении Богу
|
Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ________ ценностей.
| эстетических
|
| этических
|
| социальных
|
| гносеологических
|
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек…
| верит в Бога
|
| счастлив
|
| смертен
|
| имеет свободное время
|
Учение о ценностях называется …
| антропологией
|
| экзистенциализмом
|
| культурологией
|
| аксиологией
|
В даосизме смысл жизни заключается в…
| изучении ритуала
|
| стремлении человека к естественности, близости к природе
|
| отказе от наслаждений
|
| наслаждении
|
Истина, добро, красота являются…
| ценностями
|
| знаками
|
| нормами
|
| оценками
|
Вопросы №27
Признаком семьи эгалитарного типа является …
| проживание в семье нескольких поколений
|
| Принадлежность всего имущества одному члену семьи
|
| совместное принятие важных для семьи решений
|
| разграничение мужских и женских семейных обязанностей
| Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую называется социальным(-ой)…
| стратификацией
|
| мобильностью
|
| «лифтом»
|
| дифференциацией
| К политическим институтам относится …
| класс
|
| телевидение
|
| партия
|
| сословие
|
Генетически первой малой социальной группой является …
| семья
|
| племя
|
| нация
|
| сословие
|
Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, называются …
| суперэтносом
|
| племенем
|
| классом
|
| субэтносом
|
К общим признакам гражданского общества относится…
| имперское государство
|
| наличие кровнородственных отношений
|
| диктаторское государство
|
| универсальное правовое государство
|
Под обществом в широком смысле слова понимается …
| часть материального мира, отделенного от природы, но тесно связанного с ней
|
| весь материальный мир в целом
|
| древнекитайское общество
|
| любая совокупность людей
| Институтами гражданского общества являются …
| парламенты государств
|
| нации
|
| правительства государств
|
| профсоюзные организации
|
Группа людей, действующих совместно и упорядоченно по достижению общей цели, называется…
| организацией
|
| толпой
|
| стратой
|
| публикой
|
Вопросы №28
Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…
| П. Сорокин
|
| Н.Я. Данилевский
|
| У. Ростоу
|
| В.И. Ленин
| Основной чертой современного развития общества, с точки зрения теории модернизма, является …
| создание «технотронного» общества
|
| столкновение цивилизаций
|
| внедрение в жизнь достижений западной культуры
|
| сохранение экономического неравенства
|
Классическое понимание свободы предполагает ее связь с…
| действием по собственному усмотрению
|
| возможностью делать то, что хочется
|
| тождеством свободы и воли
|
| необходимостью
|
Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …
| синергетикой
|
| географическим детерминизмом
|
| провиденциализмом
|
| технократическим детерминизмом
|
Полилинейность общественного прогресса отстаивал …
| Гесиод
|
| А. Тюрго
|
| Н.Я. Данилевский
|
| Дж. Вико
| По мнению Карла Ясперса, выдающейся личностью является…
| тот, кто исходит из общественных интересов
|
| герой
|
| тот, кто чувствует ответственность за свободу других
|
| харизматический лидер
| Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей …
| экзистенциализма
|
| марксизма
|
| анархизма
|
| прагматизма
|
Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …
| К. Марксу
|
| А. Тойнби
|
| М. Веберу
|
| К. Ясперсу
|
По мнению К. Маркса качественно определенный этап в развитии общества называется …
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|