Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объективный идеализм и диалектика Гегеля




являлся Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831) немецкий филосов.

Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность. Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала. Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического. На втором этапе идея, отчуждаясь от своего первоначального состояния, порождает своё инобытие – материю, вещество, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философия природы». Природу (материальную действительность) Гегель не воспринимает как самостоятельную реальность. Все стадии развития природы определяются воздействием идеального начала, придающего объектам природы и ей в целом динамизм. Из-за вольного обращения с фактами и множества ошибок «Философия природы» Гегеля не получила признания со стороны учёных-естествоиспытателей. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, однако уже в форме человеческого сознания и продуктов различных видов её деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля – «Философия духа». «Философия духа» делится Гегелем в свою очередь на три части:

1. Субъективный дух.

2. Объективный дух.

3. Абсолютный дух.

Субъективный дух представляет собой собственно мир человеческой психики и сознания. Сферой объективного духа Гегель считает мир общества, нравственности и государства. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя, в религии дух представляет себя, а в философии познаёт себя. Именно философия выступает, согласно Гегелю, высшей формой деятельности духа, познающего в процессе философствования самого себя. Знаменитым стало высказывание Гегеля о сове Минервы, «начинающей свой полёт с наступлением сумерек». Этим аллегорическим образом Гегель хотел иллюстрировать свою мысль, что философия (сова Минервы) начинает осмысление породившей её исторической эпохи лишь в момент, когда эта эпоха клонится к закату, т.е. наступают сумерки этой эпохи.

Обратите внимание, что всё в философии Гегеля строится по обусловленной диалектикой триадной схеме, обозначаемой как 1. Тезис. – 2. Антитезис. – 3. Синтез. Синтез в ней является снятием противоположности тезиса и антитезиса. Так, в сфере абсолютного духа снимается противоположность между объективным и субъективным, а в «Философии духа» снимается противоположность между идеальным и материальным. Чрезвычайно важной чертой философии Гегеля является её диалектичность. Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектики. Диалектика для Гегеля не столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах в целях наиболее адекватного познания действительности. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи (в противоположность материальным вещам) были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются. На панлогизме и диалектике Гегеля основан принцип единства логического и исторического в его философии. Всё изменяющееся, исторически преходящее, в конечном итоге является выражением процессов в логической сфере, сфере идей и понятий. Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Вслед за этим становится более совершенной, более развитой и реальность.

Самое пустое, абстрактное понятие, с которого начинается процесс развития понятий - чистое бытие, равнозначное со своей противоположностью - ничто. Из соотношения чистого бытия и ничто (как тезиса и антитезиса) возникает в качестве синтеза наличное (качественно определённое) бытие, обладающее большей конкретностью, содержательностью, а значит, и совершенством. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Первичным для него является развитие понятий, а процессы развития в материальном мире вторичны, они есть лишь отражение диалектики понятий. Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, характерному для прежней философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель подвергает метафизический метод резкой критике за ограниченность, несовершенство методологии и неспособность постичь все явления в состоянии развития. Постепенно выявилось противоречие между метафизической системой философии Гегеля и применяемым им диалектическим методом. С одной стороны Гегель пытался построить систему, которая была бы завершена и гарантировала бы обнаружение полной и неизменной (абсолютной) истины – в этом можно усмотреть метафизическую тенденцию в философии Гегеля. Однако, с другой стороны, практикуемый Гегелем диалектический метод, воспринимающий истину как вечный процесс, лишённый законченности, коренным образом противоречил метафизическим тенденциям объективно-идеалистической системы Гегеля. Также в самой философской системе Гегеля содержалось противоречие между консервативными установками, вытекающими из объективно-идеалистического рационалистически-панлогистского фундамента системы философии Гегеля, и опять же диалектическим методом, ведущим в конечном итоге к выводам о неизбежности скачкообразного качественного изменения всего в мире. Эта противоречивость привела к расколу сторонников Гегеля на две противоборствующие группировки: старогегельянство, отличающееся консерватизмом, и младогегельянство, сделавшее акцент на диалектику Гегеля и оправдывающее с её помощью радикальные революционные изменения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных