Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие философской мысли в эпоху эллинизма. Скептицизм




Одним из первых таких течений стал античный скептицизм. Античный скептицизм

— оригинальное учение, если иметь в виду понимание задачи философии и ее содержание. Скептицизм – это единственная идеология, которая не отрицает правоты других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к другим идеям, как скептицизм. Сомнение как сущность скептицизма означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят люди, вполне может оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они ошибаются.

Основателем скептицизма был Пиррон родом из Элиды на Пелопоннесе. Главной целью философствования Пиррон считал достижение счастья (эвдимонии), для чего необходимо задаться тремя вопросами: каковы вещи по природе? как мы должны к ним относиться? что для нас от этого проистекает?

Пирроновские ответы таковы: - вещи неразличимы и безразличны и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными; - поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений; - из такого отношения возникают сначала афасия (состояние, при котором о вещах больше нечего сказать), затем атараксия (безмятежность, невозмутимость), а затем апатия

(«тишина», бесстрастие).

Ближайшими учениками Пиррона были Тимон. Для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практический

— о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Тимон вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший правомерность гипотез и допущение делимости времени. После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие школы скептицизма прерывается примерно на двести лет.

 

Лишь в первом веке до нашей эры Энесидем из Кносса возродил скептицизм как самостоятельное направление. Последними скептиками стали Сатурнин и Секст

Эмпирик. Секст Эмпирик является единственным скептиком, от которого дошли до нас довольно обширные произведения. Весь древний скептицизм представлен всего какими-то двумя десятками мыслителей, творивших на протяжении почти семисот лет, причем с почти двухсотлетним перерывом внутри этого периода.

После Секста Эмпирика скептицизм как самостоятельное движение прекратился.

На протяжении следующих тысячи семисот лет мы встречаем лишь скептические мотивы, отдельные скептические идеи в контексте других систем. Важно четко уяснить, что, хотя скептицизм является одним из фундаментальных направлений философии, он никогда не замыкался в чистой теории, но всегда выступал как жизненно-практическое учение, решающее проблемы стратегии человеческого поведения.

Очевидно, что древний скептицизм не побуждает к активной деятельности, но, напротив, призывает к равнодушию, которое лишь допускает такую деятельность. Раз мы ничего не знаем, то мы и должны воздерживаться от каких-либо суждений.

Одним из аргументов древних скептиков было то, что отдельный человек не способен познать истину в силу своих индивидуальных особенностей: каждый видит мир по-своему, в зависимости от уникальных условий своей судьбы – здоровья, воспитания, возраста, пола, национальности, социального положения и прочих биографических моментов.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных