Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическая философия И.Канта. Категорический императив.




Критика практического разума — основное этическое произведение Канта, непосредственное продолжение Критики чистого разума.

Кант первый четко обосновывает автономность морали. Мораль ни от чего и ни от кого не зависит. Моральные чувства присущи человеку, не зависимо от образования.

Чувство стыда по Канту самоочевидно. Оно не нуждается ни в науке, ни в религии, это, что человек испытывает сам по себе.

Мораль автономна: человек ощущает добро или зло независимо от всего остального. Эти чувства не требуют обучения, они самоочевидны.

Есть механизмы врожденные человеку – совесть. Она это определяет, но не зависимо от того, что извне происходит с человеком.

У Канта бог из добра, а не наоборот. Сначала нравственное чувство, а потом религиозное. Его религиозное представление следует из представления о добре и зле. Кант революционен. Канта читали, но преподавать ни в университетах его не могли, потому что он противоречил доктрине православия. У него мораль сама по себе. Если человек голоден, хочет украсть кусок хлеба, то Кант говорит: «на худой конец укради, только не выдавай свой поступок за мораль». Ты должен понимать, что ты делаешь.

Мораль учит сохранять человеческое достоинство, не становиться холопом других людей. «Кто превратил себя в червя, пусть потом не жалуется, что его топчут ногами».

Категорический императив.

Суждение – форма мысли, представляющая собой связь субъекта и предиката суждения. Суждение – логическая форма мысли; повествовательные предложения. Суждение состоит из частей. Связь между субъектом и предикатом может иметь возможность (проблематические суждения), действительность (ассерторические суждения), необходимость (апредиктические суждения). Это 3 модальности.

Императив – это суждения, обладающие свойством необходимости. Что-то необходимое.

Императивы бывают 2 родов: гипотетические и категорические.

1. Гипотетический: если…то. Связь между некоторыми поступками (основаниями) и следствиями. Будете изучать, станете врачом.

Гипотетический императив – либо проблематическое суждение, либо ассерторическое суждение.


Гипотетический – суждение о возможности или о действительности;

Ø Проблематические суждения: предписание умения, это императивы, которые определяет поступок как средство для чего-либо, не задумываются о цели поступка. У врача есть цель – вылечить пациента, делает предписание – таблетки, это предписание умения. Одна из возможностей достижения цели. Предписания умения могут быть разные.

Ø Ассерторическое суждение – принципы, советы благоразумия. Естественная цель всех людей – быть счастливыми, достигнуть счастья, благополучия. Умения выбрать принципы для достижения своего благополучия – благоразумие. Цель – достижение благополучия. В дождливую погоду ходить с зонтиком.

 

2. Категорический императивапредиктические суждение, стр огая всеобщность и необходимость, другая модальность.

 

Категорический императив определяет поступки как сами по себе, не как средства достижения чего-либо. Он определяет поступок не по содержанию, а по форме.

Определяет поступки с точки зрения нравственности. Поступок нравственный совершается ради него самого, не в пользу благополучия. Если мы совершаем поступок, не думая о последствиях, то мы совершаем свободный поступок. Он сам является целью.

 

Категорический императив – закон, который разум диктует воле, если воля хочет совершать свободный поступок. Разум диктует воле, чтобы воля была свободна, определяет принцип, форму поступка.

Чтобы воля была свободна надо совершать нравственные поступки.


Формулировки императива:

ü Поступай всегда таким образом, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства.
Если люди так не делают, их за это преследуют. Кант формулирует этот императив как руководящую нить в этом мире, где трудно определить нравственный поступок от ненравственного. Человек может сам выбрать, делать так или нет. Мы расширяем субъективную максиму до всеобщности, нам становится очевидно, морально это или нет.

ü Человек всегда цель, а не средство.
В любых действиях человек никогда не должен использовать другого человека, а также себя в качестве средства для достижения целей. Человек – такое существо, которое наделено достоинством. Основой нравственности – уважение к человеческому достоинству. Добрые, нравственные поступки не имеют никакой цели. Они совершаются нами сами по себе, когда мы их совершаем, мы становимся свободными. Свобода немного противоречит естественному желанию человека достичь счастья.

Кант разделяет поступки на моральные и легальные.

Моральные совершаются по категорическому императиву, которые определяет только принцип поступка; принцип долга. Долг – долженствование. Строгая необходимость и всеобщность. Уважение, которое питает человек к другим и к себе, как к человеку, который может совершить свободный поступок. Личность – возможность совершать поступки, не исходя из стремления к благополучию, а из уважения к достоинству личности.

Легальные – хорошие поступки, они внешне соответствуют моральности. Но другие принципы, мотивы, по которым они совершены. Это средства для какой-либо цели.

Совершая моральные поступки, человек становится свободными, потому что он не думает о последствиях. Только таким образом человек вырывается из принципа причинности, который везде его преследует.

Все люди определены причинностью.

Бог и бессмертие души являются постулатами чистого практического разума.

Кант говорит, что высшим благом является добрая воля. Это то, бес чего преуспевающий человек не может заслужить нашего уважения. То, без чего становятся опасными и вредными хорошие качества человека (рассудок, остроумие, способность рассчитывать). На его формирование должна быть направлена вся культура. Человек должен сам сформировать добрую волю. Не в наших силах сделать себя счастливыми, но в наших силах сделать свою волю доброй. Под счастьем Кант понимает состояние комфортности, благополучия, не только в этот момент, а уверенность в том, что это будет длиться постоянно. Кант говорит, что природа не задумывалась сделать человека счастливым, но такое стремление у человека есть.

Кант говорит, что у нас слишком маленький разум и интеллект, чтобы просчитывать все возможности. Наши желания могут сделать нас несчастными. Кант немного смягчает это: если представить, что мир управляется неразумно, то жить в таком мире было бы невыносимо. Необходимо допустить существование Бога, бессмертной души, чтобы добрая воля не пропадала после смерти.

В теоретической части он говорит, что мы не знаем, есть бог или нет. То в практической он говорит, что это постулаты, это гипотетические построения, суждения.

Вывод по Критике практического разума: В основе этики, согласно Канту, лежит не стремление к счастью (эвдемонизм), а стремление быть достойным счастья. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность (в отличие от гипотетического императива, который определяется не бескорыстностью, а полезностью). В сочинении Кант проводит параллели между своим пониманием долга и нравственным чувством британских философов, однако замечает, что долг не может быть чувством, ибо предшествует опыту. Долг является именно императивом для свободной воли, т.е. общезначимым повелением (в отличие от максимы). Причем долг исходит из самоценности поступка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных