Киевский митрополит Илларион.
В “Слово о Законе и Благодати” 11 век он рассматривает:
· вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
· значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;
· проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах ( 1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях детям” оставил потомкам нравственные заветы:
· власть – ответственность;
· долг – справедливость;
· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
· Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое
“святыми”.
· Обыденное знание, обоснованное практической жизнью
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум
выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к
познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, и постичь из нее многое.
1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
4. оформляется крепостное право.
5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.
Направления философии Московского государства
1) Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “ Москва-третий Рим ”.
Историософия – совокупность философских истолкований исторического процесса, каждое из которых усматривает в ходе истории воплощение тех или иных принципов.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “ Старый Рим ” как центр христианского учения пал в 476 г.
“ Новый Рим ” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г.
“ Третьему Риму – Москве ” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим ”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины,
возникли в ходе борьбы за независимость страны как от засилия религиозной византийской догматики. ДОБАВИТЬ
Родоначальники ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
- Христос – обычный человек, умерший обычным путем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|