Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская философия ХХ в.




1. Основными направлениями русской философии конца XIXХХ вв. были:

• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);

• естественно-научная философия;

• советская философия;

• философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);

• обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того пе­риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.

CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь.

Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

В религии — разобщенность христианских церквей (право­славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо­лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо­пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).

Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей­на и др. физико-математическим открытиям.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. По­мимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и ориги­нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными поня­тиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была при­знана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

• материалистическое;

• социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;

• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х 80-х гг., можно отнести следующие:

• проблема ценностей;

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

• проблема гносеологии;

• проблема сознания;

• проблема идеальности;

• проблема культуры;

• проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

• А. Богданов (теория систем — "тектология");

• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

• В. Асмус (широкий круг исследований);

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

6. Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу­чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

• языческий;

• приобщения к христианству;

• полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект­ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос­новные положения философии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно­ву существования человека;

• свобода человека подвергается угрозе извне;

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу­дарство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и госу­дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди­видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт­ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть "на рав­ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен­ность (обосновывает "конец света" вбудущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

• стратификации;

• социальной мобильности.

Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) — страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность пере­хода из одной страты в другую.

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

19. Сциентизм и антисциентизм в философии XIX – начала XXв.в.

Сциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители С. исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

В качестве осознанной ориентации С. утверждается в буржуазной культуре в конце 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С. и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях современной научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, научный прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны — социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными, а в современном капиталистическом обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для С. и антисциентизма. При этом С. выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С. служат концепция науки, развиваемая в рамках современных школ неопозитивизма, технократические тенденции, свойственные некоторым слоям бюрократии и научно-технической интеллигенции в современном буржуазном обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной буржуазной философии (прежде всего экзистенциализм), а также буржуазной гуманитарной интеллигенции.

Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключительную роль науки в общественной жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами общественного сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем — как один из главных источников и стимуляторов истинного прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход общественного развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.

Сциентизм и асциентизм

Сциентизм (от. лат.a - букв, «сквозь бытие», -знание оснований, фундаментальная

наука) - культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам,

абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе. Сциентизм

складывается в Западной Европе с XVI в., достигает апогея к сер. XIX - сер. XX в. (особенно

в эпоху НТР) и начинает развенчиваться и слабеть к к. XX в. под натиском реалий

жизни и в противоборстве с идеологией асциентизма, с асциентами.

Г. Галилей как-то сказал, что Бог создал две Книги - Книгу Природы, изучаемую

прежде всего естествознанием, и Священное Писание. И если эти книги правильно

читать, они дополняют друг друга и между ними нет противоречия; с равным

почтением следует относиться и к храму науки, и к храму Божьему. Однако на фоне

несомненных успехов физики, химии и математики, с одной стороны, а также замедления

темпов религиозного прогресса - с другой, в Западной Европе формируется образ

естествознания как самого надежного пастыря человечества. Экспериментальное вызна-

вание тайн природы и откровение их в языке математики провозглашается высшей

формой познания и самым что ни на есть подлинным знанием; методы точных и

естественных наук объявляются универсальными и годными для всех без исключения

наук; наука все более начинает почитаться как самое глубокое основание

общественного прогресса и высшая культурная ценность.

Сциентизм и асциентизм

Внутри самого «храма» науки сциентизм проявил себя в форме дискриминации

гуманитарных наук («хьюмэнитис»), слабо использующих эксперимент и математический

язык, и в форме культивации в естествознании традиций эмпиризма, натурализма и

антиисторизма. С 30-х гг. XIX в. сциентизм проникает в социологию через позитивизм

О. Конта. Предпринимаются попытки выстроить социологию либо по образцу

механики (Г. Кэри, Л. А. Ж. Кетле, Д. С. Милль), либо биологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм,

В. Парето). Росту сциентизма немало способствовала философия европейского

материализма, последние четыре века игравшая роль служанки естествознания: она

поддерживала веру ученых в чудодейственность практического эксперимента, вселяла

надежду на принципиальную познаваемость и подвластность ученым любых явлений

природы, общества и психической жизни людей. От предупреждения Ф. Бэкона о том, что

малое знание уводит от Бога, а большое ведет к Нему и является реальной силой,

идеологи сциентизма восприняли лишь усеченный лозунг «Знание - сила», истолкованный

в том духе, что в своей деятельности человек должен прежде всего полагаться на

научное знание.

В Европе возможность отделения науки в форме самостоятельного светского

института от религиозного фундамента культуры и противопоставления теизму культа науки

была заложена в самих принципах христианского вероучения. Если восточный

пантеизм налагает запрет на своевольное экспериментирование с вещами и существами

и требует любовного отношения к природе в силу того, что Абсолют растворен в каждой точке мироздания, то теизм, напротив, изымает Бога из природы. Бог мыслится

пребывающим вне рамок сотворенного Им из ничего (но не из Себя) мира. Тварный мир

подчиняется вмененным ему Богом «естественным» законам. В силу действия этих

законов природа может быть объяснена без непременной ссылки на создавшего их

Бога - только через правящие миром существенные связи вещей. Согласно Библии

Адам получил от Бога право распоряжаться всеми минералами, растениями и

животными на Земле, называть их именами и преобразовывать уже сложившееся

мироустройство. Иудеохристианская идея человека как образа и подобия Божьего своеобразно

преломилась в сциентизме: человек - творец, он «не может ждать милостей от природы», его

задача - переделать мир по мерке своих потребностей и желаний. Таким образом,

сциентизм есть иррациональный эффект развитой христианской культуры, идеологически

(атеизм, материализм) оборачивающийся против христианской доктрины.

Сциентизм - одна из социоцентрических религий атеистического характера.

Вместе с тем сциентизм, сформировавшись в лоне христианских монастырей

и выйдя из них, не есть нечто совершенно новое и не имеющее себе аналогов в

дохристианской истории. Скорее всего, сциентизм - это обновленная форма языческой

магии, продолжение древней магической традиции. Носитель сциентистского

сознания - сциентист, сциент. Сциент - человек, искренне верующий во всемогущество науки

и питающий святые и восторженные чувства к ученым как служителям храма науки. С

момента возникновения сциентизма ему противостоит асциентизм (антисциентизм) -

вначале в лице церкви, а затем в лице сторонников ряда направлений светской

философии (в наши дни – философии жизни, экзистенциализма, персонализма и др.).

Асциент - идейный противник сциентизма, развенчивающий культ науки и веру в

непогрешимость ученых, в способность науки взять на себя роль общественного лидера.

(Термины «сциент», «асциент» и «асциентизм» предложены и введены в научный

оборот проф. Урал, ун-та Д. В. Пивоваровым в 1990 г.)

Антисциентизм имеет множество градаций, начиная с радикального осуждения

светской (немонастырской и не подвластной церкви) науки как дьявольского наущения

и кончая самым либеральным антисциентизмом, который уравнивает науку в правах

с искусством, религией и иными формами общественного сознания и отвергает только

оценку науки как высшей формы познания.

Религиозные асциенты объясняют появление сциентизма доктриной о грехопадении

человека: Ветхий Завет повествует, что сатана внушил первым людям вкусить с древа

познания добра и зла и стать через это подобными богам; известно также, чем

закончилась вся эта история - изгнанием из Эдема. Традиционалисты (Р. Генон, Г. Гурджи-

ев, П. Д. Успенский и др.) призывают падшего человека вернуть к себе доверие Бога,

возвратиться к традиционным ценностям и способам деятельности, перестать уповать

на научно-технический прогресс, прекратить пытать природу, брать пример с

«закрытой» (монастырской) науки Востока, которая больше полагается на умозрение,

а не на эксперимент. По мнению культуролога М. К. Петрова, понятие эксперимента

первоначально связывалось с судебным дознанием под пыткой (от лат, peirates -

пират, испытатель), затем оно стало сопрягаться с деятельностью европейского

ученого Нового времени - пытателя природы, естествоиспытателя.

Идеологи экологического движения зеленых все активнее выступают против

научных экспериментов на животных, остро ставят проблему ответственности ученых перед

обществом за ядерное, химическое и бактериологическое заражение окружающей

среды, предлагают поощрять альтернативную науку. Асциенты-этики рисуют образ

естествоиспытателя как инквизитора, вооруженного колющими и режущими

инструментами и под пытками заставляющего природу раскрывать свои тайны. Инквизитор должен получить такое воспитание, чтобы его не мучила совесть; наиболее отвечает этой

задаче материалистическое и позитивистское мировоззрение. Ученым внушают, что

космическая материя мертва, неодушевлена, лишена чувства боли и муки, а жизнь -

крайне редкое явление в мироздании. А что если жизнь всеобща, космос одушевлен, а наша

Земля - живой организм?

Ученый-экспериментатор морально оправдывается тем, что выпытанные им у природы тайны полезны обществу, делают нашу жизнь более комфортной и что вообще «человек превыше

всего».

Асциенты не согласны с подобной моралью. С одной стороны, они признают, что

овеществленная сила европейского научного знания помогла преобразить лик нашей

планеты, вывести человека в космическоепространство, резко увеличить

производительность промышленного и аграрного труда, одевать и кормить все увеличивающееся

население Земли. Но, с другой стороны, эта же сила дает возможность производить оружие

массового истребления землян, оборачивается исчезновением многих видов растений

и животных, ведет к регрессу планетарной жизни и угрожает самому существованию

человечества. Выходит, что гуманистический научный разум не столь уж разумен, если

он не вызнал истинный характер природы, не предугадал ее месть человеку.

Возрастающее сопротивление природы агрессивному естественно-научному разуму все чаще

сводит на нет затраты общества на поддержание научно-технического прогресса. Но так

или иначе, примыкать к культу науки илипротивиться ему - дело свободы совести

и в гораздо меньшей степени есть проблема фактической или логической доказуемости.

Ослабевание и отступление сциентизма в к. XX столетия вызвано не толькоиррациональными социальными последствиями НТР и надвигающимся экологическим кризисом, но также и рядом гносеологических причин, в силу которых наука стала более трезво оценивать свои возможности и

границы. Если прежде «научность» и «истинность» рассматривались почти как

синонимы, то сегодня вместо термина «истина» к научной продукции предпочитают относить

предикат «практическая эффективность», а «истинный разум» заменяют понятием

«операциональный интеллект» (Г. Башляр).

Отступление науки на нынешние рубежи проходило в три этапа. С XVII до сер. XIX в.

наука осознавала себя как онтология природы. Естествоиспытатели глубоко верили в то,

что создаваемые ими представления о материи объективно истинны, а европейская

публичная наука - единственно возможная наука.

Эта вера была поколеблена крушением традиционной научной картины мира. В

период научной революции даже родилось мнение, что «материя исчезла, остались только

математические уравнения» и что предстоит перестройка всего фундамента науки.

С сер. XIX в. и до пер. пол. XX в. длилась эпоха «гносеологизма». По мере ревизии

классических научных теорий ученые и философы все более активно обсуждали

условное и безусловное в научном знании, изучали зависимость содержания знания от

познавательных способностей субъекта, интересовались путями совершенствования

теоретических конструкций, уточняли критерии истинности научных утверждений. Все научное

знание было объявлено «гипотетическим», а на экспериментальные факты постепенно

перестали смотреть как на незыблемое основание теории; «факт» был признан

теоретически нагруженным, но вовсе не «упрямой вещью». НТР обусловила переход

европейской науки на этап методологизма. Он был вызван потребностью в рефлексии над

инструментально-технологической стороной массового научного производства.

Экспериментально-теоретическая наука все более зависит от поддерживающей ее

промышленности, внешних заказов общества и государства. Аппарат управления

наукой срастается с государственным аппаратом и бюрократизируется. От науки все

более требуется не столько «истинность», сколько практическая эффективность, ради

которой субсидируются фундаментальные исследования. В первую очередь в этих

исследованиях заинтересован военно-промышленный комплекс, переводящий методы испытания природы в способы уничтожения людей. Методологические принципы кумулятивизма и интернализма, выражавшие когда-то идею самодостаточности науки, ныне вытеснены противоположными принципами антикумулятивизма и экстернализма.

Упадок веры в непременную истинность научного знания дал возможность П. Р. Фейер-

абенду провозгласить допустимость в науке теоретического анархизма (плюрализма)

и обосновать мысль о принципиальной недостижимости в любой научной дисциплине «Единственно Истинной Теории».

Наконец, для развенчания культа науки асциенты публикуют сведения о теневой

стороне научной деятельности. Время от времени среди ученых разражаются скандалы

по поводу подтасовок, подправок и подгонки эмпирических данных под прокрустово

ложе теоретических схем. Упреки в предвзятом отборе и манипулировании фактами раздавались, напр., в адрес Галилея, Ньютона, Лавуазье и других именитых ученых, не говоря уже о рядовых служителях науки.

В массовой науке XX столетия число недобросовестных ученых неимоверно

возросло. Фальсификация и лакировка экспериментальных данных, плагиат, склонение к

соавторству, мошенничество, преступные опыты над людьми и т. п. стали, к сожалению,

теневой структурой науки. Наука всегда давала повод для идейного и нравственного

надзора за ней со стороны церкви и государства. Настороженность церкви к

естествоиспытателям объясняется также склонностью европейской науки к специфическому пантеизму, в котором божество подменено бездушной и безличной материей.

Ученые строили свои теории применительно к идеализированным и абстрактным объектам - безразмерным точкам и линиям, предельно круглым и твердым шарам и т. п.

Они оперировали понятием абсолютного: «абсолютно черное тело», «абсолютный

эфир», «абсолютная система отсчета». Говорили о реальности предельно малых и

бесконечно больших величин, бесплотных посвоей сути. Все это не могло не напоминать язык

духовных дисциплин. Вместе с тем ученые претендовали на то, что их теории описывают и объясняют здешний мир, освещают устройство вещей. Тем самым они, вольно или невольно, отождествляли язык космоцентрических религий и язык науки, представления о духе и материи. А это не могло не вести к материалистическому пантеизму - наделению материи самодвижением

и помещению Абсолюта «внутрь» вещества.

Вышедшая из недр христианского теизма и отчужденная от него материалистическая наука Европы не могла обойтись без собственной религиозной подпорки - без особой

религиозной методологии, культивирующей идеал целостности универсума. Не

оставалось ничего иного, как принять на вооружение ревизованный восточный пантеизм.

Например, Б. Спиноза, руководствуясь инспирированным Дж. Бруно вариантом

пантеизма, объявил природу причиной самой себя; выходило, что наука имеет своим

предметом не сотворенную природу, а субстанцию и ее модусы, т. е., по сути, безличного

«бога» в его «откровении». Впоследствии Г. В. Плеханов высоко оценил спинозизм как

предтечу философии диалектического материализма; до недавнего времени эта

пантеистическая философия в России официально считалась общей методологией науки.

Таким образом, противостояние сциентизма и антисциентизма может быть описано под

разными углами зрения, в т. ч. и под религиозным - как конфликт языческого пантеизма с монотеизмом авраамических религий.

 

20. Современная Ззападная философия XX века: основные направления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных