Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые S не есть P.

Теперь в эту форму загрузим новое содержание. Вместо M подставим «млекопитающие», вместо P - «люди», вместо S - «смертны». Получаем другое содержательное умозаключение, но той же формы, которое будет выглядеть следующим образом:

Некоторые млекопитающие не являются людьми.

Все млекопитающие - смертны.

Некоторые смертные (существа) не являются людьми.

Задание 2. Постройте умозаключение на основе данной формы, вставив вместо M «грибы», вместо P «съедобны», а вместо S «живые существа».

Мы познакомились с такой формой мышления как умозаключение. Теперь перейдем к суждению, или высказыванию.

Заметим, что каждое умозаключение состоит из предложений. Рассмотрим одно из этих предложений ближе, например, «Все люди являются разумными существами». В нем снова можно выделить содержательную и формальную стороны. К содержанию относятся слова «люди» и «разумные существа». Удалим эти слова и запишем то, что останется, заменив образовавшиеся пустоты латинскими буквами S и P:

Все S есть P.

Получили форму суждения (высказывания). Теперь мы можем на основе данной формы образовать новые суждения, подставляя вместо S и P другие слова. Пусть S означает «фиалка», а P - «растение». Получаем суждение «Все фиалки есть растения».

Задание 3. Постройте суждение, подставив в форму «Все S есть P» вместо S слово «планеты», а вместо P - «космические тела».

Обратим внимание на важное свойство суждений. В зависимости от того, какие слова мы подставим вместо S и P, будет получаться либо истинное, либо ложное предложение. До сих пор мы имели дело с истинными предложениями «Все люди являются разумными существами», «Все млекопитающие - смертны», «Все фиалки есть растения». Но пусть S означает «люди», а P означает «совершенны». Теперь мы получили предложение «Все люди - совершенны», которое, очевидно, ложно. Заменим в этом предложении слово «совершенны» на слово «смертны», в результате мы получим истинное предложение «Все люди смертны».

Отталкиваясь от этого свойства суждения, определим его следующим образом:

Суждение, или высказывание, есть предложение, выражающее истинную или ложную мысль.

Присматриваясь к предложениям, из которых состоят рассмотренные выше умозаключения, можно выделить еще один тип суждения, а именно «Некоторые S не есть P». В соответствующем разделе мы познакомимся с другими видами суждений.

Задание 4. Подставьте в форму «Некоторые S не есть P» вместо S и P следующие пары слов: «люди» и «космонавты», «люди» и «обладать чувством юмора», «фиалки» и «растения», и определите: истинными или ложными являются полученные суждения.

Перейдем к понятию. Рассмотрим слова и словосочетания, которые входили в состав суждений: «человек», «фиалка», «обладающие чувством юмора». Эти слова можно рассмотреть с точки зрения содержания - речь идет о предметах с определенными свойствами. Но что же будет в данном случае формой?

Будем действовать как прежде - отбрасывать то, что имеет отношение к содержанию, и получать форму в качестве остатка. Тогда вместо слов «человек», «фиалка», «обладающие чувством юмора» образуются пустоты «…», «…», «…», которые обозначим латинскими буквами A, B, C. Что же будет общим для каждой из образовавшихся пустот?

Этим общим будет следующее. Когда мы используем слово «фиалка» в качестве понятия, то имеется в виду не только конкретная фиалка, которая, например, выросла на клумбе вот этого сада и до которой я могу дотронуться рукой, но все фиалки, какие только существуют, существовали и будут существовать на свете.

Также и словосочетание «обладающие чувством юмора» в качестве понятия означает всех живых существ, понимающих юмор, которые когда-либо были, есть и будут существовать в мире. А понятие «человек» соответственно означает всех людей, которые когда-либо жили, живут сейчас и будут жить в будущем. Понятие «Александр Сергеевич Пушкин» будет означать не только известного русского поэта XIX века, но всю совокупность мужчин с таким именем, отчеством и фамилией. А вот понятию «известный русский поэт XIX века Александр Сергеевич Пушкин» будет соответствовать совокупность, состоящая из одного конкретного человека, потому что других известных поэтов данного времени, которых звали точно так же, не существует.

Теперь дадим предварительное определение понятия как формы мышления.

Понятие есть слово или словосочетание, обозначающее совокупность предметов определенного рода.

Может возникнуть вопрос, каким образом отличить суждение, которое ведь тоже есть словосочетание, от понятия? Отличие состоит в том, что суждение всегда есть предложение, выражающее истинную или ложную мысль, а понятие есть не предложение, но общее наименование предметов определенного рода.

Сравним два словосочетания: «Звезда, сияющая в небесах» и «Звезда сияет в небесах». Первое выражение не является предложением, оно означает совокупность всех звезд, которые когда-либо сияли, сияют и будут сиять в небесах, - поэтому это понятие. А вот второе выражение является предложением, поэтому это суждение.

Задание 5. Определите, в каком случае идет речь о понятии, а в каком о суждении: «Поэт убит на дуэли» и «Поэт, убитый на дуэли», «Съеденное яблоко» и «Яблоко съедено».

Мы рассмотрели очень предварительно умозаключение, суждение (высказывание) и понятие в качестве форм мышления. Причем, к суждению мы перешли, анализируя состав умозаключения, а к понятию перешли как элементу суждения. Каждый раз мы обращали внимание на умение выделять ту или иную форму мышления и работать с ней. Данные три формы мышления лежат в основе других, более сложных форм, таких как доказательство и опровержение, вопрос и ответ, дедукция и индукция, аналогия, анализ и синтез, гипотеза и др. Некоторые из этих форм мы рассмотрим в соответствующих главах настоящей книги.

Теперь о цели изучения логики. Она состоит в том, чтобы научиться работать с формами мышления, правильно пользоваться ими для точного выражения своих мыслей; проверять, опираясь на соответствующие законы и правила, верность своих рассуждений и рассуждений других людей, находить в них ошибки или обосновывать их истин­ность, научиться грамотному ведению дискуссии и полемики.

Иными словами, цель изучения логики состоит в том, чтобы овладеть основами логической культуры мышления.

 

Решения заданий

Задание 1. Если преступник проник в помещение через окно, на подоконнике должны остаться следы от обуви. На подоконнике отсутствуют следы от обуви. Следовательно, преступник проник в помещение не через окно.

Задание 2.

Некоторые грибы не являются съедобными.

Все грибы - живые существа..

Некоторые живые существа не являются съедобными.

Задание 3. Все планеты есть космические тела.

Задание 4.

«Некоторые люди не есть космонавты» - истинное суждение.

«Некоторые люди не обладают чувством юмора» - истинное суждение.

«Некоторые фиалки не являются растениями» - ложное суждение.

Задание 5.

«Поэт убит на дуэли» - суждение, потому что это предложение.

«Поэт, убитый на дуэли» - понятие, потому что имеются в виду все поэты, которых убили на дуэли.

«Съеденное яблоко» - понятие, потому что имеются в виду все яблоки, которые съедены.

«Яблоко съедено» - суждение, потому что это предложение.

 


[1] См.: Логика: наука и искусство. М., 1992. С. 24-32.

[2] Один из основателей современной математической логики, Готлоб Фреге, подчеркивает эту сторону дела. Он пишет, что «логика… предназначена для познания законов истинности», а дальше продолжает: «Из законов истинности выводятся в свою очередь правила, определяющие мышление, суждения, умозаключения» (Фреге Г. Избранные работы. М., 1997. С. 50).

Сошлемся также на книгу Г.И. Челпанова «Учебник логики» (М., 1994), которая, хотя и является перепечаткой дореволюционного издания, рекомендована для вузов Комитетом по высшей школе. Согласно Г.И. Челпанову, логика отличается от психологии тем, что рассматривает мышление как средство достижения истины: «Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине» (с. 4).

 

[3] Суждение и высказывание - разные названия одной и той же формы мышления, но в одних разделах логики принято говорить о суждениях, а в других - о высказываниях.

[4] Конечно, планета Марс не настолько исследована, чтобы с уверенностью заявлять, что там наверняка нет искусственных сооружений. Поэтому уточним, что вывод о том, что на Марсе не было разумной цивилизации, является истинным в той степени, в какой является истинным положение, что на Марсе действительно нет искусственных сооружений.

[5] Решения заданий помещены в конце раздела или главы.

[6] Обычно эти буквы используются при анализе данного типа умозаключений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод дедуктивного вывода, 59, 118 | Пояснительная записка. Государственное бюджетное образовательное учреждение


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных