Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности русской философии. Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в




Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь.Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли".Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия.В русской философии человек не обособляется от других людей.

Билет 11

Общая характеристика основных этапов развития европейской философии.
Выделяется пять основных этапов: 1) Древнегреческая философия, 2) Средневековая философия, 3) Философия эпохи возрождения, 4) Философия эпохи буржуазных революций 16-18 века, 5) Классическая немецкая философия. Более подробно:
I этап. Древнегреческая философия
Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, родившихся с 7 в. до н.э. по 4 в. до н.э. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского, конец - с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах. Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в единое целое природы, человека и богов.
Причины возникновения философии в древней Греции: 1)Географическое положение (находилась на пересечении 3-х мировых торговых путей), 2)Социальная (государственное устройство учитывающее интересы народа, древнегреческий народ это все кроме рабов, мужчины обладали личной свободой, права женщин ограничены).

I I этап. Средневековая философия.(1-14 в. до н.э.)
Средневековая европейская философия - чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством. Главное отличие средневеково мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно становилась на службу религии. Главное направление - теология (совокупность учений о сущности и действии бога). Эти учения построены на основе текстов, которые считаются мистическими откровениями, в процессе которого сверхъестественным образом происходит передача людям истины от бога, выражающую волю всевышнего.
Основные проблемы: 1) Концепция Бога и доказательства его бытия, 2) Проблема человека и его души, 3) Соотношение познания и воли, 4) Учение о сверхъестественном озарении, 5) Соотношение веры и разума.
Коротко специфику типа философствования можно определить в следующих моментах: 1) Библия стала отправным источником или мерой оценки любых теорий философии, 2) Особое значение приобретало искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета- "экзегетика", 3) Общая установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу - тенденция к назидательности, учительству.
В целом философия средневековья была по духу оптимистична. Физическая природа мира, история в отдельных проявлениях, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы - откровением.
Выделяют два периода: 1) Патристика (1-6 век), 2) Схолостическия философия (6-14 века).
Патристика - совокупность теологических, философских, политических, социологических учений христианских ученых. Нет резкого противопоставления между верой и разумом. Вершина патристики - Августин Блаженный - проблемы личности человека, его свободы, воли и разума.
Схолостические учения - философские учение подчинены теологическим учениям. Особый интерес проявляется в формальной логике. На этом этапе разум подчиняется вере. Пик схоластики - Фома Аквинский - соотношение религии и философии, веры и знания.
АнсельИнтерберийский:"Я познаю не для того чтобы верить, я верую для того чтобы познать".
I II этап. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени. Он охватывает приблизительно три века с 14 до 17. Философское творчество разворачивалось в основном в форме "осовременивающего воспоминания", была обоснована идея доверия к естественному человеческому разуму, заложена основа философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Человек начинает понимать, что он самостоятелен, что если жизнь устроена Богом, то она устроена не справедлива. Люди начинают критиковать Бога. И главной задачей становиться проблема мира и бога, соотношение Бога и божественного начала. Теоцентризм сменяется паоцентризмом. Таким образом, Бог лишается свободы и сливается с миром и природой. Происходит возращение к античной культуре. На место бога становиться человек, то есть человек это важный объект философского учения. Начинают развиваться новые общественные отношения. Паоцентризм сменяется антроцентризмом.
IV этап. Философия эпохи буржуазных революций 16-18 века
Происходят буржуазные революции (Нидерланды, Англия). Главным объектом становиться природа. Цель: получить истинное знание о природе. Френсис Бекон, Декарт - методы с помощью которых можно получить знание. По Декарту, учение о природе - физика - входит органической частью в систему философских знаний, являясь их стволом. Ветви - механика, философские науки. Корень метафизика. Английский философ Томас Гоббс сделал попытку рассмотреть учение о природе, развитое Галилеем и Декартом, как единственное действительное знание. Философия Джона Локка, противопоставляет опытное познание природы и человека познанию внеопытному - метафизическому, исходящему из принципов разума. Общий вывод: прогресс общества есть прогресс познания. Эта идея легла в основу идеологии Просвещения.
V этап Классическая немецкая философия.
Традиционно к этому течению традиционно относят учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Столетие началось под гром орудий революционной Франции, глава которой Наполеон. Философская мысль гораздо глубже стремится проникнуть в саму сущность человека и его сознания. Идеализм Фихте субъективный: сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной силой воображения. Вывел принцип единства противоположностей и другие категории диалектики

VI этап Диалектический материализм (конец 40-х годов 19 в.)
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

 

Билет 12?

Древнегре́ческаяфилосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

· Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)

· Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

· Философия эллинизма

· Ранний эллинистический период (кон.IV—I вв. до н. э.)

· Поздний эллинистический период (кон.I в. до н. э.-VI в.)

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, ФерекидСиросский, Диоген Аполлонийский и др.За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский,Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик АрхитТарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Билет 13

Сократ

Сократ не основал школы, но его последователи, которые по-разному толковали его учение, основали ряд философских школ после его смерти (так называемые Сократические школы, 4 век до н. Н.э.). Мегарская школа, основанная Евклидом мегарский (Эвбулид, Алексин, Диодор Крон), развила формальную диалектику Сократа. Такой же характер имел элидо-Эритрейская школа (основатель Федонэлидским). Антисфен основал школу киников, Аристипп - Киренск школу. Для двух последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практической мудростью. Высшую цель, с которой следует согласовываться, они понимали по-разному. Киники видели ее в добродетели, которая заключалась в самоосвобождения от страстей и потребностей (апатия), киренаики - в наслаждении (Аристипп) или в отсутствии страданий (Гегесий). Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она превратилась в умозрительный идеализм.

Платон

Учение Платона является синтезом досократовской направлении древнегреческой философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном ум. Центральным для философии Платона мир вечных, неизменных идей, который единственный в действительности реальным. Цилокупнисть идей, в своем единстве выступает как выше, подлинное бытие является основой для познания. Эта цилокупнисть идей воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с другим первоосновой - относительным небытием. Небытие - условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рожденный и потому несет в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью к этой сущей истине души человека, которая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию.

Аристотель, ученик Платона, основал в 335 до н. е. самостоятельную школу - Ликей. Соглашаясь с Платоном относительно принятия идеальных общих начал, обозримых нашим умом, Аристотель, однако, не противопоставляет их действительности. Как истинные причины и первоосновы вещей идеи суть живые "энергии", которыми должно определяться всякое движение, развитие, сама реальность. Не существует на самом деле абстрактной материи (абсолютно бесформенной потенции), нет и чистых идей - они осуществляются в реальных вещах. Природа - естественная градация единичных вещей, или "субстанций", за пределами которой находится как ее верхняя граница божественный разум, неподвижный першоруший мира, а как нижняя - неопределенное вещество, способное принять любую форму. Это учение о бытии Аристотель положил в основу синтеза, охватывающего огромный круг знаний о природе и обществе. Логика работы

Билет 14

Эллинизм, охватывающий период от завоеваний Александра Македонского до падения западной Римской Империи характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, Эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека. Отмечается многообразие школ и направлений этого периода. В это время были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.Период Эллинизма важен в отношении философии, хотя и не в такой мере, как период Платона и Аристотеля. После 3 века до н.э. в греческой философии, по существу, нет ничего нового вплоть до неоплатоников. Но, тем временем, римский мир подготавливался к победе христианства.
Завоевания Александра Македонского преобразили греческий мир. Он завоевал Малую Азию, Сирию, Египет, Вавилон, Персию и т.д. Любознательные греки,при этом, ознакомились с древней наукой вавилонян, с буддизмом, т.е. с той культурой, которая была у завоеванных народов. Всюду Алекс.основывал греческие города, где пытался сформировать греческую цивилизацию с добавлением местных традиций. Таким образом он проводил политику слияния греков и варваров. Ему это было необходимо, так как только с помощью армии он не мог удерживать власть на завоеванных территориях. Но Восток привык к одной форме правления - власти царя и А. чувствовал себя способным быть таким правителем, но для этого нужно было изменить идеологию греков и местного населения. У греков существовало чувство превосходства по отношению к варварам. Александр, будучи не чистокровным греком, пытался сломить это чувство. Он женился на двух княжнах варварских племен и своих полководцев заставлял жениться на местных женщинах. Этим он хотел добиться осуществления на практике концепции того, что человечество является единым целым. В философии этот космополитический взгляд берет начало от стоиков. Но в действительности он появился раньше, т.е. с времен А. Македонского. В результате греческая цивилизация охватившая большую территорию в меньшей степени стала греческой. Но влияние

Билет 15

Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. 1. Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.
Патристика Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:

1) положили конец античной философии;

2) положили начало средневековой философии.

Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.Общее понятие «отцы церкви». А кто же формировал идеологию патристики. Но перечислить всех нельзя, поэтому остановимся на Блаженном Августине.Епископ Августин (354 - 430) изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В его истолковании были даны все мировые проблемы. Смысл жизни - ожидание Страшного суда и царства Божьего на земле; происхождение мира - 6 дней творения. Августин был плодовитым философом и богословом. Самые знаменитые из его трудов - «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин ввел в христианство мировоззрение мысли создателя и его последователей. И до сих пор в христианской философии существует направление августинцев, которые следуют образу жизни Святого Августина.

Схоластика. Название происходит от греческого «схолазо» - обучаю. В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.Схоласты стали отдаляться от жизни - замыкаться в четырех стенах от подлинных интересов и яро обсуждать такие животрепещущие темы, граничащие с абсурдом: «Что кушает Сатана?», «Сколько ангелов могут сплясать на конце иголки?» Эти вопросы интересны… ребенку. А взрослым людям заниматься такими смешными вопросами глупо и невыгодно для самой религии.Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия».В период расцвета схоластики сначала наравне с церковью стоял свет. Церковь, как было видно из предыдущего примера, перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала «теорию двух истин». Она перенесла проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот.

Реалисты и номиналисты. Для средневековой философии характерны 2 течения: реалисты и номиналисты. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова «nomen» - имя. Согласно этому учению общие понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откладыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.Изучив основные положения философии Средних веков, стоит повторить, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

Билет 16

Европе́йскаяфилосо́фия ведёт начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия) и расширили старые методы (как, например, логический метод), но впервые создали то, что называется теперь греческой формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека.

Открытие души и духа — следовательно, человека, как мы его теперь понимаем, — произошло в послегомеровскую эпоху. Следствия этого открытия (самого значительного из всех, которые когда-либо совершались и могут быть совершены) нашли своё выражение в греческой философии. Греческая философия не только является фундаментом европейской, но также составляет её структуру и её существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греческим духовным наследием. «Мы, конечно, стоим выше Гиппократа, греческого врача. Мы даже можем сказать, что стоим выше Платона. Но это верно только в том смысле, что мы располагаем более обширным материалом научного познания, чем Платон. Что касается самого философствования, то мы, пожалуй, едва ли достигаем его уровня» (К. Jaspers, EinführungindiePhilosophie, 1950).Ещё и поныне действительной формой европейского мышления является мышление средневековое. Схоластика распространяла наследие греческих мыслителей через духовные ордены, которое перешло к схоластическим учёным не в его первоначальном виде, а в латинских переводах. Ранняя схоластика опиралась почти целиком на произведения Боэция, переведшего на лат.язык «Категории» Аристотеля и его работу «Perihermeneias» («Об истолковании»), а также труд Евклида «Stoicheia» («Основные начала геометрии»). Сначала об Аристотеле больше не было никаких сведений. Только в 1128 Яков из Венеции перевёл на латинский язык «Аналитику», «Топику» и «О софистических опровержениях» («Perisophisticonelenchon»); Фома Аквинский также имел в своём распоряжении только эти переводы.. Аристотель стал неоспоримым научным авторитетом начиная с XIII века и оставался им до конца средних веков.Поздняя схоластика ставила перед собой главным образом одну задачу: интерпретировать Аристотеля и согласовывать его учение с откровениями Святого писания и мнениями признанных отцов церкви. Правда, переводы содержали много ложных толкований, извращений и искажений в духе рационализма. К тому же средневековье было эпохой комментаторов. Каждый переводчик давал комментарий к переведённому им тексту, и эти комментарии играли в средние века по меньшей мере такую же роль, как и текст. Переводчику его комментарий, разумеется, был интереснее и важнее, чем сам перевод. Поэтому он интерпретировал и переводил греческий текст соответственно пониманию, представленному им в его комментарии. Это была философия переводчиков и комментаторов, вошедшая в науку схоластических мыслителей и оттуда через монастыри и университеты воспринятая европейскими народами, но не подлинно греческий дух.Европейское мышление, таким образом, в решающие столетия формировалось в направлении одностороннего рационализма, который затем у Декарта победил все другие формы мышления, а в эпоху Просвещения, вплоть до Гегеля, целиком пронизывал духовную жизнь и до сих пор оказывает сильное влияние на современную философию. Когда в XIV веке турки-османы угрожали Византии, и бежавшие оттуда греческие учёные привезли с собой в Западную Европу греческие тексты, было уже слишком поздно. Хотя и признавалось, что схоластика знает лишь искажённого в плотиновском духе Аристотеля и Платона в неоплатоновской трактовке, мыслительные формы Западной Европы уже твёрдо установились. Напрасно Паскаль сопротивлялся напору рационализма. Огромное царство ценностных понятий было изолировано от понятий, объясняющих мир, и объявлено второстепенным. Истина отныне была доступна только рассудку. Гуманисты и неогуманисты, которые пытались, хотя и с запозданием, изменить это положение, играли эпизодическую роль.Но идейное наследие греков нашло ещё и второй путь в Европу — не через Рим и Палермо или через Александрию и Толедо, а через Византию, которая стала законным наследником греческих мыслителей. Византийские учёные, греческие отцы церкви и монахи в Афонском монастыре говорили и писали по-гречески, и — самое главное — у них были первоисточники, язык и благодаря ему духовная атмосфера были здесь в основном греческими, и многое из специфики греческого духа было сохранено. Важно ещё и второе различие между Византией и Западной Европой: ведущим философом в Византии был не Аристотель, отец логики, а Платон, открывший мир идей, о котором западноевропейское средневековье ровно ничего не знало.Чем Фома Аквинский был для Западной Европы и ещё до сих пор является для римско-католической церкви, тем для Восточной Римской империи и для православной церкви является Фотий, византийский патриарх. Он понимал и резко подчёркивал принципиальное различие римского и византийского христианства; считал Византию единственным очагом европейской культуры, сохранившимся после переселения народов; в 870 Фотий основал в Византии Академию, читал лекции по греческой философии.

 

Билет 17

Философия нового времени. Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течение которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса. Поскольку монополией на него обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Философия пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию. В литературе этот период называют иногда "эпохой модерна". Корни философии Нового времени Формирование капиталистических производственных отношений. Появление и развитие новой социальной структуры, связанной с новым способом производства. Секуляризация общественной и частной жизни. Пантеистические тенденции в философии позднего средневековья и Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Черты философии Нового времени * Преобладание гносеологической проблематики над онтологической. * Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания. * Рационализм и антропоцентризм как основания философствования. * Просветительская направленность. * Критика религии и теологии. Основные проблемы философии Нового времени * Условия и границы обыденного, научного и философского познания. * Проблема истины в познании. * Чувственное и рациональное познание, их соотношение * Природа методов научного познания. * Классификация наук. * Соотношение единого и многого в субстанции. * Природа государства и права. * Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке. Наиболее значительные направления и школы в философии Нового времени Английский естественнонаучный материализм 17 в. Французская рационалистическая философия 17 в. Философия Просвещения в Англии в 17-18 вв. Философия Просвещения во Франции в 17-18 вв. Философия Просвещения в Германии и Голландии в 7-18 вв. Английский естественнонаучный материализм Главное в английском эмпиризме Склонность английских философов раннего модерна к эмпиризму объясняется тем, что в Англии начали формироваться буржуазные отношения в производстве и социальной жизни, что потребовало принципиального изменения статуса науки: последняя все активнее вмешивается в промышленность, политику и право. Наука нуждалась в концептуальном и методическом обеспечении, а это - задача философии. Именно ориентация на гносеологические и методологические вопросы отличает английский эмпиризм от континентальной философии этого же периода. Наиболее известные представители английского эмпиризма - Ф.Бэкон и Т.Гоббс. Философия Френсиса Бэкона (1561 - 1626 гг.) Главное в философии Бэкона Считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. "Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма. Классификация наук по Бэкону Истинное знание происходит от правильного сочетания разума и чувств; В основании классификации наук лежит различие познавательных способностей. Памяти соответствует наука истории, которую Бэкон понимает как собирание фактов. Рассудку соответствуют теоретические науки или "философия" в широком смысле слова, включающая в себя: собственно философию; философию природы; философию человека; естественную теологию или косвенное познание Бога через факты, и гражданскую философию или политику. Воображению соответствует поэзия, литература, искусство вообще. Политический идеал Бэкона Монархию считал лучшей формой устройства государства; Идеальное общественное устройство может быть достигнуто за счет научного подхода к управлению, возведению ученых на вершину пирамиды власти, подавления индивидуальной свободы. Философия Томаса Гоббса (1586-1679 гг.) Главное в философии Гоббса Философия должна служить практическим интересам и нуждам людей. Религия не имеет никакого влияния на философию. Последняя есть суммарное теоретическое знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сенсуализм, отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным считают учение о знаках. В практической философии он является одним из авторов теории общественного договора. Учение Гоббса о знаках Учение о знаках - аналог бэконовского учения об идолах познания. Перед началом познания необходимо очистить почву познания от неточных слов и выражений языка. Знак есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака и значения знака. Выделяют такие виды знаков: сигналы; метки естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки знаков. Главное в познании - не смешивать вещи с их знаками. Реально существуют только единичные вещи, а не их имена. Это и есть крайний номинализм. Материализм Гоббса Первичными являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения чувственных вещей. Материя не исчезает и не создается, она вечна. Преходящи только отдельные проявления материи. Первое и необходимое свойств тела - занимать некоторое пространство. Основными атрибутами материальных тел выступают: протяженность; движение и покой; время. Материальные тела оказывают на органы чувств воздействия, называемые ощущениями. Учение Гоббса о государстве Сущность государства, политики и права выводится из природы человека, которая понимается как совокупность потребностей, способностей и страстей. Естественное состояние есть первое историческое состояние людей. Его признак - борьба всех против всех.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных