Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Интердисциплинарные “познавательные идеалы” и “внутринаучные идеологии” в процессах формирования естественнонаучных знаний




Исторический подход к проблеме взаимодействия естественных наук показывает, что ее рассмотрение целесообразно начать с вопросов исследования роли субъективных факторов научной деятельности: “внутринаучных идеологий” (этот термин вводится мной) и “идеалов научного познания”.

В данной главе анализируются пути зарождения и регуляционные функции таких субъективных факторов динамики научных знаний, как познавательные идеалы и внутринаучные идеологии: “физический идеал” в химии, “математический идеал” в химии, “химический идеал” в биологии, “минералогический идеал” в химии, “биологический идеал” в химии и соответствующие этим названиям внутринаучные идеологии.

Функционирование внутринаучных идеологий в процессах регуляции познавательной деятельности имеет нетривиальный характер. В частности, в исторический период XVII—XIX вв., в период от И.Ньютона до Д.И.Менделеева, “механическая идеология” в химии определила становление в химии и пограничных областях нового знания и вместе с этим устойчивых механистических тенденций.

Классическая ньютонова механика, не имея общего предмета с химией и воздействуя на нее в связи с этим только по “идейному каналу”, тем не менее ориентировала ряд направлений в химии, которые привели к важным открытиям: атомно-молекулярному учению, ряду положений химической кинетики, в том числе закону действующих масс. Поскольку в научной литературе нет общепринятого определения понятия “идеал научного познания”, для данной работы введу следующее рабочее определение:

Идеал научного познания на том или ином историческом этапе — это некоторая высшая цель научной творческой деятельности в данной отрасли знаний, достижение которой является на определенном этапе чрезвычайно трудным, но в то же время представляет огромный духовный (познавательный) или практический интерес.

В философско-методологической литературе идеалы и нормы исследовательской деятельности разделяются на три основные группы: идеалы объяснения и описания; идеалы доказательности и обоснованности знаний; идеалы строения (организации) знаний (см.: [Степин, 1985, c. 74]). Названные группы идеалов целесообразно дополнить идеалом создания искусственных объектов с заданными свойствами, что находит обоснование во многих разделах исследования.

Следует также отметить, что в контексте работы под интеграцией научного знания предлагается понимать процесс и результат простого аддитивного соединения разнородных научных знаний при разностороннем исследовании какого-либо целостного объекта. Под синтезом я понимаю процесс и результат органичного слияния разнородных научных знаний в единой теоретической конструкции в случае пересечения предметных областей соответствующих наук. Для анализа процессов взаимодействия наук я ввожу также такие рабочие понятия, как “физический идеал в химии”, “биологический идеал в химии”, “химический идеал в биологии”, “химический идеал в геологии” и т.п. Под такими интегрирующими понятиями следует понимать весь комплекс идеалов из числа перечисленных выше четырех групп.

Подчеркну, что если бы я использовал, например, вместо понятия “биологический идеал в химии” понятие “идеал биологии в химии”, то мы имели бы более узкое по содержанию понятие, связанное с идеалами научности. В этом случае из поля исследования выпал бы, например, идеал химического синтеза веществ, выделенных из живых организмов, который обусловил развитие органической химии, но возник в результате собственного развития химии без прямого воздействия биологической науки.

В работе я ввожу и использую понятие “научная идеология”, которое всегда дается в кавычках и обозначает в контексте данной работы только идеологию (т.е. систему взглядов, идей, убеждений и т.п.), зарождающуюся и распространяющуюся внутри института науки. К примеру, термин “физическая идеология” в химии обозначает систему взглядов, идей и их пропаганду о значимости физического знания для знания химического, имеющих место внутри сообщества ученых. То же можно сказать о “математической идеологии” в химии, “физико-химической идеологии” в биологии и т.д. Для единства терминологии в данной работе я пользуюсь термином “идеология” в обозначенном выше понимании, хотя в ряде случаев можно было бы использовать близкий по значению термин “методологическая установка”.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных