Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос : Предмет Логики




Приступая к изучению какой-либо учебной дисциплины, очень важно как можно точнее определить ее предмет. В широком смысле слова это - то, с чем нужно иметь дело. Следовательно, определить предмет логики значит объяснить, с чем нужно иметь дело, занимаясь логикой, а не каким-либо еще видом знания.термин "логика" буквально следует перевести как "учение о словах" или "искусство использования слов".

Обычно термин "логика" так не переводят, поскольку при этом переводе получается явно неточное определение логики и ее предмета. Известно ведь, что словами в первую очередь интересуется не логика, а риторика, изучающая красноречие, или лингвистика, изучающая языки

мышление - упреждающее отражение

Часто мышление связывают только с человеческим организмом. Но в настоящее время накоплено много фактов, говорящих в пользу того, что мыслить могут и животные. Разумеется, не все, а только высшие - птицы и млекопитающие.

Сравним охоту крокодила и орла. Крокодил поджидает потенциальную жертву и бросается на нее, когда она оказалась рядом. Орел охотится совсем иначе. Он не ждет потенциальную жертву (зайца и т. п.), а, поднявшись высоко в небо, активно ищет ее. Увидев, например, зайца, он камнем падает на него, чтобы слета перебить ему позвоночник и лишить возможности сопротивляться. Но у зайца тоже хорошее зрение, и приближение орла он часто замечает очень рано. Кроме того, заяц умеет быстро бегать и запутывать след. Тем не менее, охота орла часто бывает успешной. Почему? Если бы орел всегда падал туда, где только что заметил зайца, он никогда не настиг бы его. Значит, орел должен падать с упреждением: туда, где может оказаться бегущий заяц.

Из этого примера видно, какие преимущества дает мышление тому организму, который мыслит, по сравнению с тем, который не мыслит. Мыслящий организм выигрывает в скорости ориентации, а быстро ориентироваться в данной ситуации чрезвычайно важно в борьбе за выживание.

Рожденный ползать - летать не может. Мыслить тоже. Животное (инстинктивное) мышление имеет границу развития, а человеческое (сознательное) мышление безгранично.

Признавая наличие мышления в животном мире, мы должны при этом четко различать животное и человеческое мышление. Животное мышление - инстинктивное, оно возникает на основе инстинктов для обслуживания взаимодействия между ними. Поскольку инстинкт - чрезвычайно жесткая, наследственно закрепленная форма поведения, непроизвольно срабатывающая в определенных условиях без каких-либо существенных изменений, то, обслуживая инстинкты, мышление оказывается в жестких рамках. Любой вид животных имеет потолок в развитии мышления.

Другое дело - человек. Его мышление вырвалось из-под контроля инстинктов в область бесконечного развития. Как это произошло, наука еще подробно не выяснила. Появление человека, а вместе с ним неинстинктивного мышления, способного бесконечно развиваться, - тема особого и долгого разговора. Отметим лишь, что человеческий организм появился в результате развития орудийной активности.

Вместе с человеком появилось сознание - нематериальный мир человека, или мир мышления. Строго говоря, у человека нет инстинктов, т. е. независящих от его воли наследственно данных форм поведения. Любую форму своего поведения человек может контролировать, используя свое сознание. У человека два типа мышления: конкретное и абстрактное.Основные формы конкретного мышления: ощущение, восприятие, представление.

Конкретное мышление - это мышление, непосредственно связанное с материальной предметной деятельностью. Иногда его называют орудийным, чаще - наглядно-образным.Выделяют три основные формы конкретного мышления:
1) ощущение (выделение единственного, наиболее важного в данный момент свойства предмета материальной деятельности). Ощущения делят на виды по видам чувствительности: осязательные, обонятельные, вкусовые, слуховые и зрительные. Ощущение - настолько простая мысль, что кажется, будто это не мысль, а чувство;

2) восприятие (образ, состоящий из двух и более ощущений);

3) представление (устойчивое восприятие, создаваемое за счет активного подключения памяти). Если ощущения и восприятия чрезвычайно изменчивы (говорят о потоке ощущений и восприятий), то представление может длительно сохраняться в поле сознания. Происходит это примерно так: текущее восприятие задерживается памятью, и на него наплывают следующие восприятия того же предмета. В результате в поле сознания наиболее отчетливо проступают те свойства предмета, которые меньше всего меняются, т. е. существенные свойства.

Всякая конкретная мысль - это чувственный образ.

Любая мысль в рамках конкретного мышления есть чувственный образ в сознании, т. е. образ, содержание которого полностью определяется органами чувств. Поэтому говорят, что конкретное мышление свойственно чувственной ступени познания мира.

В отличие от конкретного мышления абстрактное оторвано от материальной предметной деятельности.
Основные формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Абстрактная мысль (идея) - это предельно обобщенный образ предмета.

А вот абстрактное мышление имеет совсем другой характер. Сначала - определение: абстрактное мышление - это мышление в отрыве от материальной предметной деятельности. У него, как и у конкретного мышления, выделяют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Форма абстрактного мышления - это идея предмета, его предельно обобщенный образ.

Человеческое мышление всегда обобщает, всегда имеет дело с множествами. Другое дело, что конкретное мышление просто обобщает (объединяет конечное количество единичных предметов в образ), а абстрактное - предельно обобщает, т. е. создает образ бесконечного количества.

Всякая идея нечувственна. Она возникает не на основе чувственной деятельности, а на основе деятельности рассудка. Поэтому говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной ступени познания.

В отличие от форм конкретного мышления идея не имеет чувственного характера. Пример идеи легко привести, пользуясь словом "вообще".

Может ли идея человека быть чувственной? Конечно же, нет. Потому что это образ и ребенка и старика, и женщины и мужчины, и здорового и калеки, и белого и черного - всех из бесконечного количества людей и никого конкретно. Строго говоря, идея - не образ, так как образ создается с помощью органов чувств, а предмет, соответствующий идее, ускользает от них. Этот предмет познается не чувственно, а рассудочно. Поэтому и говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной (рациональной) ступени познания мира. Ступень абстрактного познания иногда называют логической, так как логику непосредственно интересует только такое познание.

Эту ступень иногда называют логической, и неспроста: именно абстрактное мышление и никакое другое является предметом логики. логика есть знание о правильном мышлении.

Назвав логику логикой, греки не ошиблись: логика - знание об абстрактном мышлении, а такое мышление всегда вербально (словесно).

Абстрактное мышление невозможно без использования языка, оно вербальное (словесное). Почему выражения языка удобны для обозначения идей? Потому что они абстрактны. Их содержание, в отличие от конкретных образов, непосредственно не определяется органами чувств. Выходит, древние греки вовсе не дали маху, обозначив знание об абстрактном мышлении термином "логика": изучая такое мышление, нельзя не изучать слова.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных