Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фила как персональный университет




Полезный эффект филы не ограничивается решением прикладных задач, если воспринимать ее не только как форму творческого стимула, но еще и как к своего рода школу, к которой вы принадлежите. Чем лучше вы узнаете свою филу, тем органичнее соединяетесь с той ветвью эволюции культуры, которую она представляет.

Чтобы использовать филу для самообразования, нужно делать всего две вещи:

1. Использовать филу для решения возникающих проблем и задач.

2. Глубже знакомиться с жизнью и работами членов филы. Это очень просто и очень увлекательно, ведь фила — это по определению люди, которые вам интересны.

В процессе знакомства с членами своей филы вы узнаете и тех людей, которые в свою очередь послужили для них вдохновляющим примером и, возможно, захотите включить их в свою филу. Таким образом ваша фила будет органично расти, и вы — вместе с ней.

История

Техника была разработана Виталием Колесником, свое название и нынешнюю форму она получила в 2004 году. Древние греки называли филой часть племени, связанную происхождением от одного родоначальника. Одной из отправных точек послужила техника Майкла Микалко «Зал славы» из книги Thinkertoys.

 

  1. Метод маленьких человечков. Метод контрольных вопросов

Метод маленьких человечков. — дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков». Техника применения метода сводится к следующим операциям:

· необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

· затем разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи;

· полученную модель нужно рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Зачастую если представить проблему как нечто целое, то выходит, что с ней почти ничего нельзя сделать. Но если совершенно произвольным образом проблему разбить на несколько отдельных элементов, то эти элементы можно будет перегруппировать и объединить любымпроизвольным образом. Это может в идеальном варианте привести к новому решению проблемы. Или же под влиянием переформирования возникнет новый взгляд на проблему, или же окажется, что определенные идеи можно модифицировать в определенном направлении для получения необходимого решения. Полученные при делении элементы рекомендуется перемещать и связывать друг с другом во всевозможных сочетаниях. Самое главное при этом — не забывать, что полученные сочетания — именно сочетания, а не устойчивые монолитные системы, которые также рекомендуется видоизменять.

Метод контрольных вопросов — наводящие вопросы могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 1920-х гг. Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель — посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Метод контрольных вопросов по сути является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб).

Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Вот пример списка контрольных вопросов:

1. какова основная выгода товара (услуги)?

2. что представляет собой идеальный продукт (в соответствующей товарной категории)?

3. какие функции выполняет данная ТМ, нельзя ли часть из них сократить (изменить)?

4. как иначе можно выполнить основную функцию марки?

5. в какой другой области (товарной категории) наилучшим образом реализуется соответствующая выгода и нельзя ли позаимствовать такое решение?

6. можно ли разделить товар (услугу) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?

7. возможно ли неподвижные элементы (упаковки, рекламы) сделать подвижными, и наоборот?

8. как сократить путь доставки товара к конечному производителю?

9. каким образом представить имеющиеся недостатки как достоинства марки?

10. какие дополнительные функции может выполнять данный товар?

Результатом использования списков может быть целый спектр маркетинговых решений, оригинальных рекламных идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

 

 

  1. Морфологический анализ Ф. Цвикки

Анализ Ф. Цвики — основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект, и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Метод включает следующие шаги:

· выбрав ТМ для совершенствования, составляем список основных характеристик или частей марки;

· для каждой характеристики или части перечисляем возможные варианты исполнения или представления;

· выбираем наиболее интересные сочетания возможных исполнений (представлений) всех частей марки.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса рассмотрения различных вариантов решения самой марки или ее коммуникации. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

Недостатки метода: необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов.

 

  1. Техники модерации

Термин "модерация" произошел от итальянского moderare, что означает "смягчение", "сдерживание", "умеренность".

Итак, модерация – это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.

Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.

Техники модерации являются лишь одним из элементом процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность?

· "мозговой штурм" – несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно: после набора идей, переходя в стадию анализа – иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой!

· "карточный опрос" — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.

· "mind-mapping" или метод "корней дерева" — планирование необходимых действий по проекту, где от "ствола дерева" расходятся "корни" или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде "ответвлений".

· "схема анализа проблемы" — анализ причин и последствий существования основной проблемы. Пример визуализации:

· "вспышка" — обзор мнений участников, например, при анализе "проблемного поля";

· "многопозиционный опрос" — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.

Пример визуализации:

Какие вопросы требуют немедленного решения?

· "поле координат" — сравнение или расстановка приоритетов. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество или тот, который вы заполнили в начале статьи.

Под техникой модерации понимаются такие креативные техники, в ходе применения которых каждый участник в спокойной обстановке собирает свои идеи и записывает их на бумаге.

Преимущество заключается в том, что участники, относящиеся к интровертному мыслительному типу, и имеющие из-за этого определенные трудности при осуществлении вербального общения, получают такие же шансы высказывать свои идеи, как и участники экстравертного мыслительного типа, которые, как правило, доминируют в вербальном общении.

Правила техники модерации:

При применении техники модерации, так же как и при использовании техники мозгового штурма, следует обратить внимание на то, чтобы все факторы, тормозящие генерирование новых идей, были сведены до минимума, в то время как факторы, стимулирующие процесс комбинирования, получили полную поддержку. Участники не должны сталкиваться с какими-либо ограничениями при высказывании идей и при комбинировании их с другими идеями. Поэтому при использовании техники модерации запрещается критиковать высказываемые идеи и признавать их непригодными.

Примеры техники модерации:
• Brainwriting-Pool / Пул техники модерации
• Collective-Notebook / Коллективная записная книжка
• Methode 635 / Метод 635

Одним из вариантов мозгового штурма является метод «635». В пределах одной группы обмен информацией осуществляется в письменном виде. Данный метод отвечает требованиям:

· возросшей степени связей, имеющихся между отдельными идеями, в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложенные на первом этапе;

· более ограниченной свободы действий, следствием чего является более высокая конкретность в проработке идей.

С помощью метода «635» решения вырабатываются постепенно, на протяжении нескольких этапов. Согласно этому методу, должны разрабатываться только основные идеи, чтобы обеспечить сужение данного метода по сравнению с методом «мозгового штурма».

Метод «635» реализуется следующим образом. Основные идеи сообщают поочередно членам группы. Каждый добавляет свои мысли по поводу возможного решения проблемы. Обычно в группе принимают участие примерно 6 человек. Каждому участнику творческой группы раздаются специальные бланки, где отражаются 18 идей (6 человек по 3 идеи). После этого у всех 6 участников бланки содержат уже 108 идей. Для письменного представления основных и дополнительных идей, которые прорабатываются индивидуально каждым участником группы, требуется не так уж много времени — порядка 30 минут.

При этом методе соблюдаются следующие условия:

· обеспечивается неоднородность состава группы;

· проблемы формулируются до начала работы группы;

· проблемы сообщаются за 2—3 дня до начала работы;

· запрещается устный обмен информацией между участниками творческой группы.

Метод «635» может комбинироваться с другими методами, например с методом «мозгового штурма». Идеи могут быть оформлены в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот метод может применяться в условиях территориальной разобщенности. Представленные на бланке идеи обоснованны и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа осуществляется письменно, группа активно участвует в проработке идеи.

 

 

  1. Составление ментальных карт

Термин «ментальные карты», а также сам метод, принадлежит известному психологу Тони Бьюзену, автору книги «Супермышление». Составление карт ума помогает создать общее представление проблемы, благодаря чему она – проблема – может быть рассмотрена под разными углами, а значит новые оригинальные решения не за горами.

Исходя из специфики данной техники можно сделать вывод, что лучше всего ее применять на первых этапах креативного процесса – постановки задачи и сбора информации.

Особенно ментальные карты эффективны для:

· анализа проблем;

· разработки стратегии;

· подготовки презентаций и печатных материалов.

3 главных принципа ментальных карт

1. Одно слово или символ может сказать больше, чем фраза или предложение.

2. Абсурд – ваш союзник. Используйте всю силу своего воображения.

3. Жесткая иерархичность карт ума не убивает вашу креативность. Она всего лишь выкладывает пазлы в цельную картину. Какова будет картина зависит только от вашего воображения.

Составление ментальных карт

Чтобы начать генерировать новые идеи по методике Бьюзена, вам понадобится всего лишь несколько листов бумаги размером А4 (их количество зависит от вашего таланта портить бумагу), карандаш и немного воображения. Далее просто выпишите все свои мысли, касающиеся поставленной задачи, и структурируйте их посредством линий, геометрических фигур, символов и цвета. Вот и все.

Ну, почти все – следуйте этим 7-ми простым советам, и Тони будет вами доволен:

1. начинайте с цветной картинки в центре листа;

2. каждый тег, описывающий задачу, пишите большими буквами;

3. все теги должны располагаться на линиях, а линии соединены между собой;

4. один тег на одной линии;

5. вводите картинки и символы;

6. используйте несколько цветов;

7. фиксируйте все, что приходит в голову в связи с центральной картинкой.

 

  1. Метод бисоциации

Метод был впервые предложен Артуром Кестлером, а широкое применение в дизайне получил после публикации в книге В. Папанека. Артур Кестлер (А. Кестлер,издание "Акт творчества") рассматривает творчество как ассоциативное действие. Но если обычно человек ассоциирует понятия, относящиеся к близким содержательным областям, то в акте творчества имеет место бисоциация. Бисоциация - это сопоставление понятий, относящихся к несовместимым на первый взгляд сферам знания. В своей книге Папанек приводит вот такой схематичный пример организации творческого процесса по методу бисоциации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных