Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, логические приемы формирования понятий




Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Понятие:

5) лишено наглядности

6) фиксирует общие черты предмета

7) фиксирует внутренние существенные связи и отношения

8) знание опосредованное и обобщенное

Понятия:

1)простые

2)сложные

Понятие – форма мышления в которой обобщается и выделяются предметы или классы по их общим признакам, основа образования признак

Признак – то, в чем предметы сходны или отличны друг от друга

Виды признаков:

1) существенные и несущественные (определяют характер и природу предмета)

2) необходимые(без них ни один предмет данного класса существовать не может) и случайные (могут как быть так и не быть)

3) основные и неосновные

Свойства – характеристика конкретного объекта

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать всебя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называетсяуниверсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будетединичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта

Логические приёмы образования понятий(анализ,синтез,сравнение,абстрагирование,обобщение).

Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез-мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение-мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование-мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. Результат этого прицесса назыв. абстракцией, что служит синонимом понятия.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

 

11) Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержанием понятий.

Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Понятие:

9) лишено наглядности

10) фиксирует общие черты предмета

11) фиксирует внутренние существенные связи и отношения

12) знание опосредованное и обобщенное

Понятия:

1)простые

2)сложные

 

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать всебя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­ваетсяуниверсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будетеди­ничный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Содержание и объём понятия.

Содержание понятия- совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Объем понятия- множество предметов, которое мыслится в понятии.

Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятием.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия – увеличение(уточнение)содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом,уменьшение(расширение)содержания понятия ведёт к образованию понятия с большим объёмом.

 

Виды понятий.

1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные(толстой)и общие(писатели) разновидности общих понятий универсальны, объем включает в себя всю область знаний; пустые (вечный двигатель)

2. Понятия делятся насобирательные(группа однородных предметов как единое целое, целое не может применяться к отдельным элементам) и несобирательные (мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу)

3. Понятия делятся по содержанию наконкретные(понятие о предмете и классах предметов)и абстрактные(о свойствах и отношениях, мыслиться признак предмета взятый отдельно от предмета )

4. Понятия делятся наположительные(наличие какого-либо свойства)и отрицательные (отсутствие данного свойства)

5. Понятия делятся набезотносительные(предметы существующие отдельно, вне зависимости от предмета ) Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и соотносительные

6. регистрирующие(если множество элементов поддается учету) и нет(человек,созвездие)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных