Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, логические приемы формирования понятий




Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Понятие:

5) лишено наглядности

6) фиксирует общие черты предмета

7) фиксирует внутренние существенные связи и отношения

8) знание опосредованное и обобщенное

Понятия:

1)простые

2)сложные

Понятие – форма мышления в которой обобщается и выделяются предметы или классы по их общим признакам, основа образования признак

Признак – то, в чем предметы сходны или отличны друг от друга

Виды признаков:

1) существенные и несущественные (определяют характер и природу предмета)

2) необходимые(без них ни один предмет данного класса существовать не может) и случайные (могут как быть так и не быть)

3) основные и неосновные

Свойства – характеристика конкретного объекта

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта

Логические приёмы образования понятий(анализ,синтез,сравнение,абстрагирование,обобщение).

Анализ -это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез-мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение -мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование -мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. Результат этого прицесса назыв. абстракцией, что служит синонимом понятия.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

 

11) Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержанием понятий.

Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Понятие:

9) лишено наглядности

10) фиксирует общие черты предмета

11) фиксирует внутренние существенные связи и отношения

12) знание опосредованное и обобщенное

Понятия:

1)простые

2)сложные

 

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Содержание и объём понятия.

Содержание понятия- совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Объем понятия- множество предметов, которое мыслится в понятии.

Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятием.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия – увеличение(уточнение)содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом,уменьшение(расширение)содержания понятия ведёт к образованию понятия с большим объёмом.

 

Виды понятий.

1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные( толстой) и общие (писатели) разновидности общих понятий универсальны, объем включает в себя всю область знаний; пустые (вечный двигатель)

2. Понятия делятся на собирательные (группа однородных предметов как единое целое, целое не может применяться к отдельным элементам) и несобирательные (мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу)

3. Понятия делятся по содержанию на конкретные (понятие о предмете и классах предметов) и абстрактные (о свойствах и отношениях, мыслиться признак предмета взятый отдельно от предмета)

4. Понятия делятся на положительные (наличие какого-либо свойства) и отрицательные (отсутствие данного свойства)

5. Понятия делятся на безотносительные (предметы существующие отдельно, вне зависимости от предмета) Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и соотносительные

6. регистрирующие (если множество элементов поддается учету) и нет (человек,созвездие)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных