Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






База экзаменационных вопросов




Тема 1. Проблема демаркации и эмпирические методы научного познания.

1. Роль науки в жизни современного общества.

2. Предмет изучения логики и методологии научного познания.

3. Соотношение логики и методологии научного познания с философией, наукой и историей науки.

4. Причины существования разных образов науки в логике и методологии научного познания.

5. Особенности истинного знания.

6. Смысл проблемы демаркации.

7. Критерии научности.

8. Соотношение науки с другими видами духовной деятельности.

9. Современное понимание науки как особого вида деятельности.

10. Историческое развитие науки.

11. Классификация наук.

12. Характеристика наблюдения как метода эмпирического познания.

13. Смысл требования интерсубъективности к результатам наблюдения.

14. Элементы научного наблюдения.

15. Различие между непосредственным и косвенным наблюдениями.

16. Соотношение наблюдения с теоретическими представлениями.

17. Соотношение наблюдения с чувственным восприятием.

18. Характеристика измерения как метода эмпирического познания.

19. Различие между качественными, сравнительными и количественными понятиями.

20. Основное уравнение измерения.

21. Правила измерения.

22. Различие между аддитивными и неаддитивными величинами.

23. Требования к эталону измерения.

24. Характеристика эксперимента как важнейшего метода эмпирического познания.

25. Структура эксперимента и ее элементы.

26. Этапы проведения эксперимента.

27. Значение редукционных правил для эмпирической интерпретации теоретических понятий.

28. Специфика мысленного эксперимента.

29. Значение эмпирических методов познания для развития науки.

30. Границы применимости экспериментального метода.

 

Тема 2. Структура и функции научной теории.

1. Научная теория как основная структурная единица научного знания.

2. Различные классификации научных теорий.

3. Создание описательных теорий как первый этап в развитии теоретического знания.

4. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории.

5. Идеализированный объект теории и его отношение к реальности.

6. Специфика теоретического знания.

7. Значение редукционных правил для связи теории с эмпирическим уровнем знания.

8. Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методами.

9. Характеристика оснований гипотетико-дедуктивной теории.

10. Общая характеристика функций научной теории: описание, объяснение, предсказание.

11. Понятие объяснения в повседневном словоупотреблении.

12. Логическая структура дедуктивно-номологического объяснения.

13. Содержательная сущность дедуктивно-номологического объяснения.

14. Характеристика эксплананса и экспланандума как составных частей объяснения.

15. Важнейшее требование к экспланансу объяснения.

16. Различия между законами природы и случайно истинными обобщениями.

17. Границы применимости дедуктивно-номологического объяснения.

18. Смысл «рационального» объяснения.

19. Ограниченность «рационального» объяснения при объяснении человеческих действий.

20. Интенциональное объяснение и сфера его применимости.

21. Практический силлогизм как модель объяснения для общественных наук.

22. Взаимоотношения между разными видами объяснения в различных областях научного исследования.

23. Специфика предсказания как функции научной теории.

24. Логическая структура предсказания.

25. Различие между объяснением и предсказанием.

26. Роль предсказаний в развитии научного знания.

27. Предсказание и ретросказание.

28. Объяснение и предсказание в повседневной жизни и практической деятельности.

29. Научное предсказание и пророчество оракула.

30. Специфика объяснения и предсказания в общественных науках.

 

Тема 3. Развитие научного знания.

1. Эмпирическая проверка научной теории.

2. Логическая структура подтверждения научной теории.

3. Различие между истинностью и подтверждаемостью научной теории.

4. Логическая структура опровержения научной теории.

5. Соотношение между опровержением и ложностью научной теории.

6. Относительный характер подтверждения и опровержения научной теории.

7. Значения опровержений для развития научного знания.

8. Этапы научного творчества.

9. Роль сознательных целенаправленных усилий в процессе решения творческих задач.

10. Общая характеристика эволюционного развития научной теории.

11. Изменение концептуального аппарата теории в процессе ее эволюционного развития.

12. Изменение соотношения между теорией и фактами в процессе ее эволюционного развития.

13. Возрастание точности описания фактов в процессе эволюционного развития теории.

14. Переинтерпретация фактов, несовместимых с теорией, для устранения противоречия между ними и теорией.

15. Разработка новых технических средств в процессе эволюционного развития теории.

16. Значение технических применений теории для ее эволюционного развития.

17. Понятие аномального факта.

18. Различие между научной гипотезой и гипотезой ad hoc.

19. Общая характеристика кризисного этапа в развитии науки.

20. Научное сообщество в период кризиса в науке.

21. Соперничество различных гипотез в период научного кризиса.

22. Общая характеристика научной революции.

23. Научная революция как изменение взгляда на изучаемую реальность.

24. Изменение содержания научных понятий в процессе научной революции.

25. Отношение новой теории к ранее установленным фактам.

26. Взаимоотношения старой и новой теорий в процессе научной революции.

27. Преемственность старой и новой теорий в процессе научной революции.

28. Две модели развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм.

29. В чем выражается прогресс в развитии науки.

30. Возрастает ли наше знание о мире в процессе развития науки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных