![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
Три основные значения термина «логика». Основные разделы науки логики. Теория правильных рассуждений, логико-семитические и логико-методологические проблемы. Определение логики как науки. Уровни познания. Рациональное познание, его основные формы: понятие и суждение. Специфика рационального познания. Понятие истинного высказывания. Рассуждение и умозаключение. Логика, язык, мышление. Понятие языка, естественные, искусственные языки. Многофункциональность языка. Теория речевых актов.
Основные понятия: логика, теория познания (гносеология), чувственное познание, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, истина, истинное высказывание, ложное высказывание, язык.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные значения термина «логика» (типичные варианты его употребления). 2. Что такое силлогистика? 3. Какие теоретические проблемы решает логико-семиотический раздел логики? 4. Каковы ступени процесса познания? 5. В чем специфика мыслительной познавательной деятельности? 6. Какую роль играет язык в рациональном познании? 7. Какие виды языков различаются с точки зрения логики? 8. Каковы основные функции языка? 9. Что такое истина/ложь? Что такое истинное/ложное высказывание?
Задачи I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.
II. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения: а) собака лает; б) громко лающая собака; в) самая высокая горная вершина мира; г) песня, раздающая в ночной тишине; д) песня раздалась в ночной тишине; е) исполнительница народных песен; ж) некоторые фигуры плоские; з) автоматизированная система управления.
III. Придумайте или найдите в литературе 2-3 сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру при помощи символов.
IV. Выразите в символической форме следующие сложные суждения: 1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц. 2. Если данный четырехугольник – ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам. 3. «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо). 4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя. 5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев). 6. Добро не умрет, а зло пропадет. 7. Овца руно растит, а скупой деньги копит – не про себя. 8. Не будет и скуки, как заняты руки. 9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров. 10. «Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини коня, вини дорогу, И коня не торопись менять». (Р. Гамзатов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|