Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Немного философии, или практична ли практика левых?

Данная статья являет собой некий результат наблюдений за падениями, отступлениями, провалами и поражениями, которыми изобилует история коммунистического движения на постсоветском пространстве. Разумеется, о последовательной деградации течения, его разложении и практически смерти не говорил и не писал только ленивый. Все, проходя мимо, стремились пнуть ногой труп, или же, в лучшем случае, проходящего рядом товарища – ну не так смотрит, не так ходит… Да и вообще – не товарищ он, а оппортунист, ревизионист, сталинист, троцкист, маоист, гедонист (выбирайте по вкусу). Можно сказать, что после исчезновения со сцены Советского Союза и падения «стран народной демократии» политическое течение коммунизма либо перестало быть коммунизмом вообще (сохранив название как некую обманку для масс), либо ушло в маргинальное и сектантское поле.

Как это отразилось на общественной практике? Опять-таки видим две крайности. С одной стороны – это оголтелый экуменизм и сотрудничество с органами власти (или т.н. системной оппозицией). С другой – погоня за массой и попытка встроится в любое протестное движение, вне зависимости от его причин и движущих сил. Очень характерный пример – некоторые троцкистские группы на Украине, которые по сей день поддерживают Майдан и провозглашают его «народной, национально-освободительной революцией». Более близкие примеры для России – это попытки различных небольших групп втиснутся в любые митинги, забастовки, протесты. С учетом их раздробленности достаточно часто можно видеть между ними конкуренцию за эти протесты, выливающуюся то и дело во взаимные оскорбления, скандалы и сетевые разборки.

Давайте немного проанализируем горький опыт и постараемся извлечь из него нечто доброе. Именно в контексте практики.

По поводу одной из вышеописанных крайностей особо и говорить не нужно – это чистейшее интеллектуальное, политическое и классовое предательство. Просто использование левой риторики как подпорки для правящего режима и канализации, как сейчас модно выражаются, «протестного электората».

Со второй частью сложнее. Люди, приходящие в левое движение, отличаются нонконформизмом, обостренным чувством справедливости, известной долей авантюризма. Они маргинальны, как носители непопулярных, радикальных идей, отвергающих нынешнее общество. Они эксцентричны. Что грустнее всего – они зачастую индивидуалисты.

Проблема «нового левого движения» (назовем это так) именно в том, что попав в маргинальное поле, оно в нем зависло. Различные мелкие группы чувствуют себя в нем удобно. Руководители этих групп удовлетворяют свое чувство собственной важности, а члены группы находят «свою тусовку». А как же практика, как деятельность, направленная на преобразование общества, ставящая целью создание условий необходимых для его существования и развития? Ответим честно – да никак… Преобладает понимание практики как акционизма, погони за протестной массой. Такое ощущение, что просто отсутствует какой-либо анализ прошлых ошибок. Ведь левые на Украине делали то же самое! В результате одни примкнули хвостиком к Майдану, по сути, помогая реакционному перевороту. А другие, следуя той же логике «погони за протестом», шаг за шагом пришли в не менее реакционный лагерь российского империализма.

И… Думать некогда, прыгать надо!!! Вот сейчас нарастает системный кризис, в течение года-двух созреет революционная ситуация, и тут мы такие красивые с шашкой на лихом коне! Надо только нарастить побольше массу… А для этого надо – читай выше – встревать в любой и всяческий протест…

Барон фон Гринвальдус,

Сей доблестный рыцарь,

Все в-той же позицьи

На камне сидит.

Здесь отображена несколько гротескно преобладающая точка зрения среди молодых левых. Эта точка зрения прямо происходит от понимания практики именно как акционизма. Теоретические изыскания воспринимаются, как лишняя роскошь. Это есть фатальная ошибка.

Марксистское понимание практики весьма далеко от подобного плоского взгляда. Разработка адекватной теории современного общества – это тоже практика. Освоение философского наследия человечества – это тоже практика. Мы преобразуем таким образом себя. А проведение подобных мероприятий в открытом виде – это еще одна возможность оказывать влияние на сознание людей. Публицистика и дискуссии в интернете, и в реальной студенческой и интеллигентской среде – это тоже практика. Причем намного более важная, чем погоня за массой. Еще Ленин отмечал, что классовое сознание не появляется стихийно, само собой. Оно привносится в потенциально революционный класс извне. Привносится именно интеллигенцией, которая переварила и освоила лучшие достижения человечества.

В таком взгляде нет никакой дискриминации по отношению к рабочему классу. Есть просто реальное понимание ситуации. Если человек горбатится минимум 8, а с учетом переработок, пути на работу и обратно и все 10-12 часов, если перед ним каждый день стоит вопрос выживания его и семьи, то ему просто некогда задумываться о «классовых интересах» и прочей высокой материи. У него часто нет запаса прочности даже на месяц-два вперед, и потеря работы, как дамоклов меч, висит ежедневно. Он недоволен системой, правительством, он может пассивно поддержать протестные движения. Но очень маленькая вероятность, что он активно включится в работу партии. Тем более, партии малоизвестной и маргинальной.

Вопрос будущего левого движения лежит сейчас в плоскости работы с молодежью. Необходимо думать не только о сиюминутном результате, но и о том, что будет завтра, послезавтра и через неделю. Необходим выход из маргинального поля и тактики «хвостизма». Необходимо активнейшее сотрудничество, дискуссии, круглые столы со студентами, преподавателями, презентации, семинары и т.д. В том числе – диспуты с идеологическими противниками. Формирование положительного образа коммунистической идеи среди интеллигенции, «моды» на марксизм.

Это возможно только при правильной, самостоятельной позиции по горящим вопросам современности. При наличии «проекта», отвечающего и потребностям момента, и направленном на развитие во всемирном масштабе. Что, опять-таки – упирается в необходимость освоения и развития теоретического наследия.

Зародыши и подвижки в этом направлении есть, и социальный запрос на марксизм уже существует. Поэтому, товарищи коммунисты, давайте заниматься практикой!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика и социальная философия | Учебное пособие для студентов технических вузов 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных