Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы философии науки. 3. Вторая революция в научной космологии связывается с разра­боткой физиком-теоретиком А




3. Вторая революция в научной космологии связывается с разра­боткой физиком-теоретиком А. Д. Линде инфляционной кос­мологии, которая окончательно утверждает статус научной кос­мологии как дисциплины, изучающей принципиально ненаб­людаемые объекты. Это породило проблему бессмысленнос­ти экспериментов и наблюдений в отношении предсказывае­мых ею фактов. Критериями истинности космологической те­ории становятся внутринаучные критерии, которые базируются на таких принципах разума, как целесообразность, соразмер­ность, гармония. Опираясь на эти принципы, Платон писал: «Космос — прекраснейшая из возникших вещей, а его деми­ург — наилучшая из причин». Античный Космос — это образ демиурга (творца), а человек создан по принципу «космичес­кой гармонии». Человеческое существо совершенно в силу совершенства Космоса.

Аналогично в современной физике и космологии все чаще стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возмож­ность появления человека. Свойства Вселенной как целого, свой­ства всей Метагалактики, фундаментальные характеристики Кос­моса таковы, что человек не мог не появиться. В этом смысле он космический феномен, органический элемент космоса. Антроп-ный принцип ставит в определенную зависимость человека и фун­даментальные мировые константы, которые определяют действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаи­модействий элементарных частиц. Например, если бы константа электромагнитного взаимодействия, численное значение которой 1/137, было иным, то не было бы атомов и молекул, а следова­тельно, не могли бы появиться ни жизнь, ни человек. Но в таком случае человечество должно воспринимать Космос не как нечто внеположенное и враждебное, а как «дом» своего бытия. И тогда современному человеку должен быть понятен пафос Платона, ха­рактеризовавшего Космос как прекраснейшую и совершеннейшую вещь из всех сотворенных. В такой ситуации современный чело­век должен отрешиться от прагматического отношения к миру, которое сложилось и господствовало в новоевропейской культуре и науке. Другими словами, налицо корреляция типа рациональ­ности, соответствующего современной физике и космологии, к античному типу рациональности.


4. В античности не знали того научного эксперимента, который
родился во времена Галилея и Ньютона. Сущность этого экс­
перимента заключалась в том, что испытуемой вещи надо было
задать адекватный ее сущности вопрос, на который экспери­
ментаторы получали однозначный ответ. Субъект познания
должен был обладать не только умом, но и телесной способ­
ностью ощущать и воспринимать сигналы и ответы, которые
исходили от испытуемой вещи. Так, Галилей формулирует
закон инерции, запределивая эмпирический опыт, в котором
наблюдалось изменение длины траектории движущегося тела
в зависимости от трения. Не случайно И. Кант разводил по­
нятия познания и мышления. Познать, с его точки зрения,
мы можем только то, что дано нашим чувствам, т. е. мир
явлений. Помыслить же мы можем обо всем, даже о том, что
выходит за границы возможности наших чувственных вос­
приятий, например, Бога, душу и др.

В платоновской и неоплатоновской античной традиции- для получения истинного Знания также признавалась необходимость опыта, но опыта «умного», который «ставит» душа, не обращаясь к помощи ощущений и телесных чувств. Опыт души — это толь­ко умственное рассмотрение. Душа и есть собственно субъект по­знания, если можно применить этот термин в античном контек­сте. Платон считал, что душа ведет рассуждение сама с собой, «сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая». При этом она не обращается за поддержкой к телесным ощущениям. В раз­деле, посвященном античной рациональности, мы показали, что такая «работа» души и есть в собственном смысле слова теорети­зирование, к которому активно обращаются современные ученые.

5. Подобие античному типу рациональности обусловливается так­
же тем фактом, что начинает стираться граница между теори­
ей элементарных частиц и теорией Вселенной. Такого типа
«стирание» сформировалось, когда ученые обнаружили, что
электрон ведет себя антиномично: и как частица и как волна,
т. е. подчиняется двум взаимоисключающим друг друга зако­
номерностям. Но, как показал И. Кант, когда мы рассматри­
ваем мир как целое, то неизбежно приходим к антиномич-
ным (взаимоисключающим друг друга) утверждениям: мир
имеет начало во времени и пространстве — мир бесконечен в
пространстве и времени; в мире существуют свободные при-


W






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных