Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из истории жодинской православной церкви




Если проследить всю историю православной церкви в нашем городе, то можно увидеть, что ее судьба всегда была непростой. За прошедшее столетие – особенно. Прошло 55 лет с момента официального закрытия главной православной и исторической святыни Жодино – церкви Святого Архангела Михаила, которая, к сожалению, была впоследствии разрушена, а в настоящее время на ее месте находится сооруженный верующими памятный крест (1998 г.).

История жодинской церкви начинается с середины 17 ст. Это был сложный и драматический период межконфессиональных раздоров в истории нашей страны; ему предшествовала политика насаждения католической веры на православных землях Великого Княжества Литовского. Этот процесс начался после заключения в 1388 году Кревской унии между Польшей и ВКЛ и особенно усилился после заключения в 1562 году в Люблине унии между двумя этими государствами. Следствием Люблинской унии стало подписание в 1596 году Берестейской церковной унии, которая преследовала цель поглощения римско-католической церковью православной церкви в ВКЛ. Так возникла греко-католическая (униатская) церковь, которая, по задумке, должна была примирить христианских верующих двух конфессий – католической и православной. Количество «истинно» православных приходов на территории ВКЛ значительно сократилось, православная церковь в те годы переживала период упадка. Эти процессы продолжались всё последующее столетие и не обошли стороной и местечко Богуслав Поле (1643 г.), положившее начало современному Жодино.

На рыночной площади основанного Б. Радзивиллом Богуслав Поле была построена деревянная церковь св. Петра. В Смолевичских инвентарях (опись имущества имения Богуслава Радзивилла) она впервые упоминается в 1665 году. В более позднем инвентаре 1675 года упоминается Троицкая церковь. Возможно, что большинство населения Богуслав Поля исповедовали православие, поэтому обе церкви, были, предположительно, православного вероисповедания. На это указывают такие обстоятельства, что во всех инвентарях, составленных в XVII веке, оба храма упоминаются под польскими терминами «cierkiew» или «cierkiewka», которым обозначались только православные церкви, но никак не католические костёлы и не протестантские сборы. Кроме того, в инвентаре 1675 года упоминается, что обе церкви находились в ведении одного священника, причем церковнослужитель упоминается именно как «священник», так назывались только православные церковнослужители, ибо польские католические церковнослужители назывались дьяконами. Остается открытым лишь вопрос, почему в городе на площади находились две православные церкви. Дело в том, что непривычный для польского языка термин «cierkiewka» является лишь производным от термина «cierkiew», и в польском языке приставка «ka» служит для обозначения небольших производных предметов. Поэтому есть основания считать, что церковь св. Петра была главным храмом, а Троицкая церковь могла быть не церковью, а часовней.

Разрушительная Северная война (1700 – 1721 гг.) принесла на белорусские земли много горя. Впоследствии церковь св. Петра, по-видимому, восстановлена не была, а разрушенная Троицкая церковь в 1745 была восстановлена и освещена в честь святых Петра и Павла. В инвентарях она упоминается уже как церковь униатского вероисповедания.

По итогам второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Жодино (новое название встречается в официальных документах с 1781 г.) перешло в состав Российской Империи. Православная церковь начала на белорусских землях постепенно отвоевывать ранее утраченные позиции.

После подавления в Беларуси Польского освободительного восстания 1830-31 гг. в 1839 году униатская церковь была ликвидирована, почти все верующие, исповедующие униатство, перешли в православную веру. После этого на территории современной Беларуси утвердилось господство русской православной церкви. В Жодино, в 1863 году на месте обветшавшей и снесенной Петропавловской церкви была основана новая деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. По архитектуре она относилась к церквям так называемого муравьевского типа (по имени литовского генерал-губернатора Муравьева, который являлся инициатором строительства в Литовском генерал-губернаторстве православных церквей по типовым проектам). Церковь представляла собой крестообразное строение, состоящее из четырех частей-апсид: притвора с колокольней, трапезной, молитвенного зала, крытого навершием с одним куполом, и алтарной части. К молитвенному залу по бокам пристроены небольшие выступы (сакристии), в результате чего при взгляде сверху храм по форме напоминал православный крест. Декоративное убранство церкви выполнено в традициях русского православного зодчества. В молитвенном зале был установлен резной иконостас с 8-ю иконами в один ряд, и так называемые «царские врата», предположительно, с 6-и иконами (традиции русского православного зодчества требовали, чтобы створки дверей «царских врат» всегда украшались 6-ю иконами, в то время как сам иконостас мог быть украшен любым количеством икон). На колокольне было четыре колокола.

Церковь св. Архангела Михаила. 50 –е годы ХХ ст.

Первым настоятелем Михайловской церкви был Антоний Богдановский, окончивший духовную семинарию. Церковный штат состоял из двух человек

– настоятеля и псаломщика. В собственности церкви было около 35 десятин земли и 30 десятин леса.

В 1901 году в состав Жодинского прихода входило село Жодино, 12 деревень и 4 поселка сельского типа. Количество прихожан составляло 1558 душ мужского пола и 1586 душ женского пола. В 1909 году церковь была капитально отремонтирована.

После Октябрьской революции (1917 г.) положение церкви в стране значительно ухудшилось. Сталинский указ 1929 года приравнивал все виды вероисповеданий к сектантству. В 1931 году Михайловская церковь была закрыта, а ее имущество разграблено. В здании церкви поместили колхозное зернохранилище. Настоятель прихода Феофил Тридентский был репрессирован и сослан в Сибирь.

В 1942 году, в оккупированном фашистами Жодино, церковь возобновила работу. Настоятелем прихода стал отец Евгений Зубович. Старостой прихода стал столяр Иосиф Булавский, сделавший многое для восстановления храма. Неизвестным борисовским художником были написаны десять новых икон для церкви. Одна из этих икон, «Спас Нерукотворный», сейчас хранится в фондах Жодинского краеведческого музея. Подобных икон в Беларуси сохранилось немного, и «Спас Нерукотворный» является уникальным экспонатом в музейных собраниях республики. Надо заметить, в послевоенный период Жодино – это уже не село, а перспективный городской поселок. Здесь строится ГРЭС, автомобильный завод. Население быстро растет, сюда со всего Союза едут специалисты, молодежь. Молодежи нужно место для культурного досуга, а жодинский клуб, размещавшийся под одной крышей с сельсоветом, уже не вмещал всех желающих. И тогда исполком Минского Совета депутатов трудящихся в сентябре 1952 года принимает решение №788 «Об изъятии здания, занимаемого православной общиной в селе Жодино Смолевичского района», в котором содержалось прямое предписание смолевичским и жодинским властям «здание изъять и передать Жодинскому сельсовету под клуб»…

Настоятель церкви отец Евгений писал письма во все инстанции, доказывал, что церковь в Жодино нужна. На некоторое время вопрос о закрытии церкви удалось снять с повестки дня. В 1955 году церковь была отреставрирована на пожертвования прихожан. Подъем, с которым верующие возрождали свою церковь, во властных структурах вызывал резкое неприятие.

Несмотря на сильное давление со стороны партийных властей, церковь продолжала пользоваться высоким авторитетом среди населения. Регулярно проводились службы и молебны. На Пасху, Святую Троицу, Рождество и прочие основные православные праздники при большом стечении народа служили праздничную литургию, служба сопровождалась хоровым пением из местных прихожанок. В церкви венчались, крестили младенцев, отпевали умерших.

Сама церковь и прилегающие к ней участки были хорошо благоустроены, храм был окружен небольшим сквером, отдельные деревья этого сквера сохранились до наших дней.

Указом епископа от 8 октября 1957 года настоятель Свято-Михайловской церкви Е.И.Зубович в связи с переходом на службу в Куйбышевскую епархию был уволен, а настоятель Свято-Благовещенской церкви местечка Ляды Минского благочиния протоиерей Павел Константинович Кирик принят на должность настоятеля Свято-Михайловской церкви.

В годы хрущевской «оттепели» наряду с процессами либерализации в обществе наблюдалось тотальное наступление на права верующих. Из-за лояльного отношения к церкви И.В. Сталина (с 1943 г.), в период осуждения «культа личности» её стали рассматривать как наследие сталинизма. В октябре 1961 года состоялся ХХII съезд КПСС, на котором приняли решение поднять антирелигиозную борьбу на новый, более интенсивный этап развития. Во всех своих докладах и выступлениях Н.Хрущев чрезвычайно подчеркивал задачи борьбы с религиозной верой в народе. Решением Смолевического райкома (Жодино стал самостоятельной административно-территориальной единицей только в 1963 году) осенью 1961 года Михайловская церковь была закрыта и в следующем 1962 году снесена. Бревна церкви вывезли в поселок Плиса, где из них построили клуб, который впоследствии сгорел.

Возрождение церкви началось в период «демократизации» и «гласности» в конце 80-ых, и особенно после празднования в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси. В 1989 году возродился Жодинский приход. В 1991 году была открыта новая церковь во имя Святого Архистратига Архангела Михаила по ул. Московской. 27 октября ее освятил сам Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Первым настоятелем возрожденного прихода стал Отец Алексий Шинкевич, во многом трудами которого и был построен этот храм.

 

Историческая справка: Отец Алексий Шинкевич (Алексей Григорьевич Шинкевич). Родился 19 апреля 1956 г. В селе Антоневичи Борисовского района Минской области. Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета, Московскую духовную академию (1985 г.). Основатель и главный редактор газеты «Церковное слово». Настоятель храма Святого Архистратига Архангела Михаила (1990 – 1998 гг.), благочинный Смолевического церковного округа (1995 – 1997 гг.), Настоятель Белорусского православного прихода в Торонто (Канада) (1998 – 2002 г.). Ответственный по связям со СМИ Белорусской Православной церкви (2002 – 2010 гг.). Награжден премией «За духовное возрождение» (2005 г.). С 2002 года по настоящее время – клирик Свято-Духова Кафедрального собора в Минске. Преподает в Минском Духовном училище курс лекций «Основы Православной этики».

Современная церковь св. Архангела Михаила

Деревянный храм построен в традициях русского православного зодчества. Архитектура нового храма близка по стилю к архитектуре скит (келий монахов-отшельников) северной Руси XV – XVII вв. Данные типы церквей как раз и отличались двухскатными крышами в несколько рядов. Подобные церкви можно увидеть на Кижском погосте на Ладожском озере на севере России. Благодаря этому внешний облик церкви выглядит очень живописно и гармонично. Позже рядом была построена каменная величественная церковь св. Петра и Павла. Как и церковь св. Архангела Михаила, новая Петропавловская церковь является своего рода преемницей древней Петропавловской церкви. Она по своей архитектуре напоминает уже не традиционные православные храмы, построенные под влиянием русского православного зодчества, а церкви, которые активно возводились на белорусских землях во второй половине XIX – начале XX вв. Этим символично подчеркивалась самостоятельность исконно белорусской православной культуры. На стыке улиц Московской и Брестской, таким образом, был создан новый культурный, духовный и религиозный центр города Жодино.

По проспекту Венисье был возведен прекрасный храм в честь иконы Божьей Матери «Избавительница». Храм иконы Богоматери является преемником белорусской, полоцкой архитектурной школы. Подобные храмы, построенные по канонам греко-византийской архитектурной школы, активно строил великий полоцкий князь Всеслав Чародей, стремясь таким образом подчеркнуть величие и независимость Полоцкого княжества (в его состав входили земли, на которых впоследствии и возникло Жодино). Отрадно, что в XXI веке в Беларуси духовное и культурное возрождение осуществляется в рамках возвращения к истокам, к исконно белорусским традициям, к исконно белорусскому историко-культурному наследию.

Современная церковь св. Петра и Павла

Новый храм иконы Божьей Матери «Избавительница»

В настоящее время жодинский православный приход входит в состав смолевического благочиния. Смолевичское благочиние образовано 27 октября 1995 года указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета, путем раздела Минского районного благочиния (благочинный – протоиерей Борис Пташинский) на Минское и Смолевичское. Первым благочинным, Смолевичского церковного округа, был назначен настоятель храма святого Архистратига Михаила города Жодино протоиерей Алексей Шинкевич. Вторым благочинным, с 1997 по 2005 годы был протоиерей Борис Полторжицкий. С 2005 года до сего времени благочинным является настоятель прихода храма иконы Божьей Матери «Избавительница» г. Жодино протоиерей Николай Тютюнников.

Справка: Протоиерей Николай Тютюнников. Родился 24 сентября 1968 г. в г. Херсон (Украина). Окончил Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра (1994 г.). Диакон храма Святой Троицы в г. Слоним (1991 – 1993 гг.), священник Никольского Кафедрального собора г. Николаева (Украина) (1993 – 1994 гг.), настоятель Спасо-Преображенского храма в г. Любань (Минская область) (1994 – 2005 гг.). Благочинный Любанского церковного округа (2000 – 2005 гг.). В 2005 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Смолевического церковного округа и настоятелем жодинского храма в честь иконы Божьей Матери «Избавительница». В 2011 году окончил Минскую Духовную академию. За время несения послушания в благочинии было зарегистрировано четыре новых прихода, на территории храма построено здание воскресной школы, созданы отделы по катехизации, социальному служению, миссионерской молодежной работе, проводится дальнейшая работа по реконструкции храма.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных