ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие идеального. Проблема идеального. Различные концепции идеального (Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков)Одним из важнейших свойств сознания является его способность продуцировать идеальные образы. Эти образы в своей совокупности представляют особую сферу идеального. Под идеальным обычно понимается то, что противоположно материальному, т.е. то, чего нет в окружающем мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть чувственные или мысленные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы, ориентации. К отличительным особенностям идеального относятся: · специфическая форма отражения, свойственная только человеку; · противоположность материальному объекту, образом которого оно является; · не сводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.); · не воспринимаемость органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяженностью и т.п.); · субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека), и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир); · не тождественность психическому (поскольку последнее включает в себя не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных). В современных исследованиях идеального сложились два основных подхода: 1. идеальное представляется как субъективный феномен, как сугубо личностное психическое явление, в котором находят отражение психологические особенности индивида, его эмоционально-волевые качества, ориентации и установки; 2. идеального отличается от индивидуальных психических явлений и представляет собой совокупность способов и норм деятельности человека, вобравших в себя социально-исторический опыт, и, следовательно, может считаться объективным феноменом. В этом смысле этот идеальный образ является внешним, объективным по отношению к индивидуальному сознанию, не зависящим от него. И, наоборот, само индивидуальное сознание может существовать лишь потому, что существует сознание коллективное, общественное. Каждый отдельный человек обретает сознание лишь во взаимодействии с другими людьми, лишь благодаря исторически сформировавшемуся общественному сознанию, которое приобщает его к духовному богатству социума. Эти подходы нельзя считать взаимоисключающими; они изучают феномен идеального в разных аспектах, акцентируя внимание на одной из сторон единого целого. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|