ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Миф как объект философской рефлексии.Рефлексия (лат. обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и об-ва.: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе о наступлением действительного господства над этими силами природы» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 46, ч. I, с. 47). М.- это своеобразная форма проявления мировоззрения древн. об-ва. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В М. отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. По словам Маркса, М.- «бессознательно-художественная переработка природы (здесь под природой понимается все предметное, следовательно, включая и общество)» (там же, с. 48). Поэтому образы М. в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание. С точки зрения А.Ф. Лосева, основой демифологизации была именно теоретическая рефлексия над мифологическим сознанием. Уже сам переход от буквально понимаемого, вполне субстанциального, дорефлексивного мифотворчества к мифологии как «науке о мифах», является свидетельством рефлексивного отношения к мифу (сам переход от мифа к мифологии как «логосу мифа» уже является свидетельством демифологизации). Сложность и парадоксальность знания о природе мифического заключается в том, что, в силу несаморефлексивности мифологического сознания, «культура мифа» может быть адекватно понята и оценена только с позиций иной культуры, иных познавательных ресурсов, а, с другой стороны, формально-логическая теоретическая рефлексия демифологизирует миф, природа которого остается недоступной для понимания, так как в этом случае изучается не сам миф, а его отражение в зеркале демифологизирующей рефлексии. 3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук. Предмет философии: · Философия изучает мир как целое · От слова «филос» - любовь и «софос» - мудрость, «любовь к мудрости» · Истина - абсолютное знание о мире · И у Канта, и у Рассела в принципе речь идет об одном и том же, что и составляет предмет философии - наиболее общие принципы взаимосвязи (взаимодействия) субъекта и объекта, человека и мира, "микрокосмоса" и "макрокосмоса", как говорили древние греки. Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен (мысленное или реальное соединение элементов объекта в единое целое (систему); неразрывная связь с анализом: анализ - расчленение системы на части). Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны. Действительно, для синтетичных знаний "однозначно" определить предмет весьма затруднительно. Наиболее часто встречающиесяся трактовки философии рассматривают ее как: # мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире; # науку о предельно общих законах природы, общества и мышления; # духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации; # форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного; # всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности. Эта многоаспектность обусловлена многообразием различных сторон знания об общем, что подтверждается и усиливается внутренним делением, наличием множества "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую, русскую, французскую, египетскую и другие философские системы (знания). В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции: 1) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей). Мировоззрение – система взглядов человека на мир. Структура: 1) оценочные взгляды 2)идеальные взгляды 3)практические взгляды. Виды: обыденный и теоретический. Обыденный уровень - это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. Теоретический уровень включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире. Мифологическое мировоззрение – миф, символ, выраженный в слове. Религиозное мировоззрение - схоже с мифологическим (символы). Философское – от частей к общему. Диалектический метод: в одном есть всё и в одном нет ничего. 2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета) 3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)(проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения) 4) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики) 5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов) Основные аспекты философского знания: онтология (учение о бытии (то, что есть; сущность, дающая существование; укоренённость и первооснова мира); гносеология – учение о знании; антропология – изучение человека. Существует также ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав тем не менее быть философскими. К таким дисциплинам относятся: Этика - учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей. Эстетика - наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой. Логика - наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания. Философия права - теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи "системного мира" и повседневной реальности личности. Философия политики - знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами. Философия науки - теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания. Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе. В этом ряду находятся также философия культуры, философия истории и т.д. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: - Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). - Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.) - Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: 1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований. 2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. 3) Помогает критически осмыслить полученные результаты. 4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. 5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. 6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|