ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные концепции пространства и времени.Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую). Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»).Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы. 2 основные концепции пространства и времени: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон). 2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя. В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции: - динамическая (время реально течет); - статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).
Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности. (В20)
Понятие науки. Наука как тип знания и вид познават. деят-сти. Сущность, ф-ии науки (В21) Наука – это особая историческая форма познания мира, сформировавшаяся в определенных конкретно-исторических и социокультурных условиях; это концентрированное и высшее воплощение познавательной активности сознания. Как знание наука обладает целым рядом характеристик: 1.Рациональность. Все сведения о реальности формулируются в виде непротиворечивых понятий и законов. Представления о реальности исторически меняются. 2.Объективность. Наука описывает мир так, как будто бы в нем нет человека. Исключается субъективный фактор. 3.Объяснительный характер. 4. Доказательность. 5. Стремление к открытию общих закономерностей и принципов. 6. Эвристичность. 7. Стремление к новизне, постоянное наращивание и расширение сферы объективного. 8. Системная организованность. 9. Различные формы знания: понятия, теории, гипотезы, категории, принципы, схемы, проекты, научная картина мира. 10. Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический.
Наука предполагает творческий процесс получения знания, она направлена на получение объективных законов природы, общества и человека. Научная деятельность имеет и социальный аспект: выполнение разного рода социальных ролей и функций, напрямую несвязанных с производством знания. Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод — это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета. Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики. В естествознании исторически сложилось и в наст. вр. прим. много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация, измерение, сравнение, идеализация, моделирование, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, генетический метод и др. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы прим. только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
Структура научного познания, его методы и формы. (В22) Структура научного знания включает основные элементы научного знания, уровни познания и основания науки. В качестве элементов научного знания выступают многообразные формы организации научной информации. Выделяются два уровня научного познания - эмпирический и теоретический Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством научного наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Теоретический уровень исследования концентрирует в себе прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности понимания объективного мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии (В23)
Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания (В25) В наст. вр. все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики. Рассм. аспекты сознания, изучаемые отдельными областями знания. Общественные науки, вкл. психологию, постигают сл. формы общественного сознания − правовое, политич., нравственное, эстетическое, экономич.. Естественные науки, к кот. иногда относят и психологию, исследуют преимущественно состояния индивидуального сознания, их механизмы и материальный субстрат. Технические науки анализируют и моделируют отдельные ф-ии сознания, к кот. относятся распознавание образов, память, интеллект. Эти формы изучаются и психологией. В условиях междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов, в формировании философского понятия сознания, которое выполняло бы интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания. Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального. Философия выделяет и изучает основные типы отношения сознания к миру: познание, деятельность, ценностное отношение. Философия изучает сложные, неоднозначные, нередко противоречивые и драматические отношения разных типов сознания друг к другу (познание и нравственность, добро и красота, истина и ценность). Какова же специфика философского понятия сознания? Философское понятие сознания явл. интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительнос-тью, хар-ки одного из фундаментальных св-в высокоорганизованной материи, кот. заключается в активной, творческой способности человека как социального существа изображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов. Перечислим особенности философского исследования феномена сознания: -выявление онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание − не ф-ия мозга самого по себе, а ф-ия специфического типа взаимо-отношения соц. развитого человека с миром; - хар-ка в гносеологическом аспекте. В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел − головной мозг; - сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов; - сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней; - сознание обозначает высший уровень психической активности человека; - философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе; - сознание хар-ся многоуровневой структурой, включ. в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального. Следует отметить, что философская рефлексия XX в. наряду с функциональной и субстанциальной
Проблема генезиса сознания (В26) Развитие форм отражения в живой природе: раздражимость; чувствительность; психика. Вместе с тем сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:
Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли (В28) Социальная философия – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, не отменяет задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии. Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество). В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. (В29) Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т. е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории. Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Так в марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала.
(В30) Культура – важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Основные функции: 1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; 2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений; 3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; 4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; 5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия. В формировании целостного понимания культуры являются следующие направления её философского анализа: Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует знаковый механизм хранения и передачи социального опыта. Культура – это код, содержащий набор алгоритмов общественной жизни. С позиций деятельностного подхода культура предстает как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура – это не просто записанный код, а программа общественной жизни, запущенная «на исполнение». Аксиологический подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов. Культура – это «база данных» интеллектуальной продукции общественной жизни
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|