Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура беседы первичного приема




Первичный прием, по сути, – это вся первая консультативная беседа с клиентом. С одной стороны, эту беседу трактуют как сложную систему психологических приемов и техник. С другой стороны, консультативная беседа рассматривается как вариант персонифицирующего общения (общения, помогающего клиенту понять, кто он такой, откуда и куда идет в своем развитии). Это – вариант общения, позволяющего консультанту реализовать базовые для него установки безусловного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности в самовыражении.

С другой стороны, консультанту важно определиться с местом, временем и способами фиксации “рабочего материала”, который возникает в процессе консультирования. Тем более, что представления о длительности беседы, ее пространственной организации и иных характеристиках существенно варьируют от консультанта к консультанту и от одной школы консультирования к другой. Обычная, среднестатистическая норма беседы – один час, но существуют и индивидуальные варианты: от 20–30 минут до нескольких часов.

Что касается способов фиксации “рабочих материалов”, то наиболее просты записи после консультирования, которые не нужно, например, в отличие от аудиозаписей или видеозаписей, особым образом обговаривать с клиентом. Такое обсуждение часто не очень удобно и может приводить к сложностям установления контакта и напряженности (создавая угрозу “геомертичности”, “утечки информации” из процесса и росту ощущения незащищенности у клиента).

Рассмотрим этапы, которые выделяются в рамках первой беседы.

1. Очное знакомство – логическое продолжение стадии заочного знакомства. По своему характеру эта первая, наиболее общая, существенная и даже “тотальная” встреча двух людей, закладывающая основы дальнейшего диалога, его продуктивности. Поэтому так важно, чтобы в ходе этой встречи (впрочем, как и последующих) не было неточностей (ошибок) и лишних деталей.

При знакомстве в течение первых минут консультирования важно дать клиенту успокоиться и освоиться в кабинете, возможно даже, без присутствия консультанта в кабинете. При самом знакомстве важен обмен взглядами, установление первого визуального контакта с человеком, при котором, как правило, устанавливаются многие компоненты будущих взаимоотношений. После визуального контакта рекомендуется вполне конвенциональный, то есть не выходящий за рамки привычных для клиента моделей общения обмен приветствиями. Вместе с тем такой обмен не требует развернутых представлений и выяснения имен и иных подробностей: это обмен приветствиями – и не более того.

2. Второй этап – “начало беседы”. Он включает “первую сверку с клиентом”. Как правило, она посвящена тому, на сколько комфортно выбранное место, дистанция, насколько комфортно самочувтсвие клиента. Эта стадия может быть весьма длительной, в некоторых случаях, как, например, в работе Э.Эриксона (2000 и др.), она могла достигать десятков минут. Далее, как правило, следует первый, во многом стереотипный, даже “шаблонный” и конвенциональный по сути вопрос. Этот вопрос также позволяет довольно плавно ввести клиента в процесс беседы: “Как вы узнали о… (обо мне как консультанте, о нашем центре, о тех услугах, которые мы предоставляем)?”. Специалисты отмечают, что, отвечая на этот вопрос, человек имеет возможность какое- то время продолжать пребывать в знакомой ему конвенциональной плоскости, достаточно формально и отстраненно от своих переживаний и проблем – в рамках довольно безопасной и сравнительной безличной темы.

Затем, после этого вопроса, может следовать первое предложение коиенту, обращенное к уже собственно личностным слоям, например: “Что вас сюда привело?”. С этого момента также начинается работа активного слушания консультанта. Она, соответственно, включает – особенно на своих начальных и заключительных этапах – выраженные периоды молчания или “пауз” (создающих “диалогическое пространство” для самопредъявления и самораскрытия клиента и активизирующих процесс внутренней работы, поиска информации и решений) и моменты “угу-терапии” (подтверждающей поддержку и внимание слушания).

3. Этап формулирования исходного запроса. Типично исходный запрос формулируется как внешняя задача. Поэтому по своему характеру он звучит как манипулятив-ный запрос: “Что мне делать?” В этом качестве этот вопрос может быть обращен и на других, и на себя (возможна как манипулятивная позиция клиента и по отношению к самому себе, своим переживаниям и мыслям, так и к другим людям, их переживаниям и мыслям). В запросе появляется “идентифицируемый клиент”, тот, с жалобой на кого приходит клиент. Это может быть и сам клиент, консультируемый, его близкие, а также иные окружающие. Помимо индентификации клиента, запрос обычно нагружен негативно оцениваемой симптоматикой, выступающей как некое “проблемное поле”: ситуаций, создающих затруднения у клиента или окружающих его людей, и которую клиент “вываливает” на консультанта, если ощущает, что нашел внимательного слушателя.

4. Экспозиция проблемы. Для нее характерна содержательная многоаспектность. Именно на этой стадии клиент склонен “выговорится”, он стремится рассказать обо всем, что может и что, по его мнению, относится или может относиться к проблеме. Клиент может говорить об очень разных вещах, как правило, его изложение не очень выстроено, во многом нелогично.

Особенно важна и характерна на этом этапе “неоднородность психологической фактуры” его высказываний:

– клиент говорит на разные темы, о разных вещах (разное содержание) и людях;

– о явлениях, лежащих на разных уровнях и в разных плоскостях рассмотрения (поверхностно или глубоко, обобщенно или конкретно);

– о чем-то очень увлеченно и эмоционально, о чем-то отстраненно, рационально или просто холодно и агрессивно.

5. Фокусировка на проблеме. Она предполагает выбор основного направления работы.

Этот выбор часто определяется близостью предъявленной ситуации запросу: если ситуация конкретизирует запрос, то, несомненно, нужно работать с этой ситуацией. Особенно если консультативный запрос клиента явно не касается “глубинных” переживаний и нарушений в его внутриличностных и межличностных отношениях. Не стоит пытаться увлечь клиента в работу глубже, чем он сам хотел бы в нее войти (тем более не стоит пытаться делать это, манипулируя сутью запроса клиента).

6. Изменение “языка консультации”. Более ранние этапы, несмотря на звучащие в них “неоднородности психологической фактуры”, характеризуются тем, что язык консультанта и клиента чаще всего – это язык действий, поведения и связанных с ними конвенциональных оценок.

То, что излагает клиент, – это, прежде всего, разного рода действия и их цепочки, разного рода “поведения”, взаимодействия, правильные и неправильные, связанные с теми или иными ситуациями или людьми. Когда происходит смена языка, – а инициироваться она должна, как правило, самим клиентом, – консультируемый переходит к своим переживаниям и состояниям внимания (сознавание и переживание себя и мира). Параллельно происходит переосмысление и переформулировка запроса. На этом этапе он формулируется не как внешняя, а как внутренняя задача. Исходная формулировка: “Что мне делать?” – уходит, сменяясь часто на противоположную: “Чего мне не делать, что переживать, чему внимать, на что обращать внимание?” Таким образом, система внешней работы сменяется на систему внутренней работы.

7. Завершение беседы. На этом этапе специалисты часто отмечают видимую самоуглубленность или инверти-рованность консультируемого: его погруженность в себя, молчаливость (длительность пауз и стремление найти “обобщающий паттерн”, суммирующий процесс полученного в консультировании).

Поэтому задача консультанта – формулирование общего резюме, “интегрирующего впечатления” (видения ситуации), обычно в метафорической форме, в форме заключительных рекомендаций, а также обозначение возможного плана дельнейшей работы клиента и с клиентом: как видит консультант дальнейшую работу, какие задачи будут решаться и в течение скольких встреч. Если за этим следует согласие клиента, то заключается “вторичный контракт”, обсуждение которого с клиентом полезно закончить паузой и предложением задать и ответить на любые вопросы консультируемого.

8. Прощание с консультируемым. Это самый короткий этап и так же, как и первый – достаточно формальный. Он включает согласование даты следующей встречи, обсуждение технических моментов следующей встречи, проводы клиента до двери кабинета и обмен типичными, конвенциональными по своей сути прощальными фразами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных