Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФАХ




КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства – ведущего направления философской мысли Древнего Китая, до сих пор продолжающего оказывать заметное влияние на китай­скую культуру и цивилизацию.

О своих жизни и творчестве сам Конфуций высказался в таких словах: “В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 лет я освободился от сомнения. В 50 лет я познал волю неба. В 60 лет научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала”.

Знатного происхождения, однако бедный юноша, к 15 годам потерявший и отца, и мать, имел только одну возможность «выйти в люди» – получить хорошее образование. Именно поэтому юный Конфуций с увлечением осваивает 6 «искусств»: правила соблюдения ритуала, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, грамматику и математику. Только после этого он смог поступить на службу к местному правителю. К тридцати годам Конфуций освоил основные достижения тогдашней письменной культуры, начал редактирование древних текстов, из которых им со временем был составлен образовательный канон из 6 книг, без знания которых впоследствии никто не мог получить государственную должность, сформулировал основные этико-политические положения своего учения, приобрел первых учеников. Однако его служебная карьера оказалась неудачной, поэтому долгое время он даже вынужден был жить в соседнем государстве. Только к 50 годам Конфуций вновь вернулся к государственной деятельности, поскольку рассматривал любую социальную деятельность как продолжение своего учения. В качестве «распорядителя общественных работ» и фактически третьего лица в родном царстве он провел несколько реформ, направленных на воплощение в жизнь собственных этико-политических представлений. Однако его требования строгого исполнения ритуальных правил привели к конфликту с правителем и аристократической верхушкой, вынудивших Конфуция уйти со службы. Проведя 14 лет в тщетных скитаниях от одного государства к другому, он понял ­несбыточность планов построения хорошо управляемого государства. Поэтому, вернувшись к 70 годам на Родину, Конфуций всецело посвятил себя любимому делу – фи­лософии. Через част­ную школу Конфуция, где учили древним текстам, правилам поведения в жизни, преданности учению и правдивости, прошло более 3 тысяч человек. Вопреки устоявшейся традиции туда принимали без учета социального происхождения и за весьма умеренную плату. Понять Конфуция было сложно, настолько новым казалось всем его учение, и ему приходилось в зависимости от особенностей характера самих учеников применять различные способы подачи материала: рас­сказывать притчи, задавать наводящие вопросы, заставлять комментировать смысл пройденного или облекать новые понятие в наглядные образы.

На месте захоронения Конфуция был вскоре сооружен храм, более 2 тысяч лет являвшийся величайшей святыней Китая. Един­ственный труд мыслителя – «Беседы и суждения».

СОКРАТ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, завершивший “антропологический переворот” в античной философии, перенос ее внимания с окружающего мира на самого че­ловека.

 

Сократ полагал, что разумное и доб­рое заложено в самой человеческой природе и может быть узнано путем самопознания, инициированного извне. По­этому Сократ также считается одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки косвенных вопросов.

Сократ родился в 469 г. до н. э. в Афинах, там же провел всю свою жизнь. Происходил он из простой семьи полноправных афинских граждан, поэтому получил достойное для своего времени «мусическое и гимнастическое воспитание» (письмо и чтение, поэзия и литература, умение играть на флейте и кифаре, пение и пляска, арифметика и начала геометрии, спортивная подготовка). Подобно другим гражданам, Сократ участвовал в боевых действиях, где проявил себя отважным и выносливым воином, а также в управлении делами родного города-государства, где продемонстрировал свою справедливость: однажды, будучи в день суда главой выборной коллегии присяжных из 500 человек, он отказался вынести неправедный приговор. В молодости он, возможно, работал в каменотесной мастерской своего отца, однако в конце концов забросил эту профессию и полностью отдался занятиям философией. С тех пор небольшого роста, скуластый, со вздернутым носом, толстыми губами и шишковатым лбом, лысый, в старом хитоне и почти всегда босиком Сократ, по словам его ученика Ксенофонта, в последующем круп­ного писателя, историка и военачальника, «всегда был на глазах людей: утром ходил в места прогулок и в гимнасии, и в ту пору, когда площадь бывает полна народу, его можно было тут увидеть; да и в остальную часть дня он всегда проводил там, где предполагал встретить побольше людей». Своим собеседникам – людям из самых разных классов и сословий – он задавал вопросы о внешне казалось бы отвлеченных вещах – о том, что такое мужество, красота, справедливость. Таким образом он заставлял их задуматься над предназначением человека и теми нормами и идеалами, которыми ему стоит руководствоваться в жизни, чтобы обрести счастье. В обыденной жизни мыслитель показывал примеры пренебрежения материальными благами: «Сократ… обладал больше всех на свете, – утверж­дает Ксенофонт, – воздержанием в любовных наслаждениях и употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычкой к умеренности в потребностях, что, при совершенно ничтожных средствах, совершенно легко имел все в достаточном для него количестве. Однако и тело он сам не оставлял без заботы и тех, кто не заботился о нем, не хвалил». К концу жизни Сократ приобрел такую известность, что, по преданию, был провозглашен самым мудрым человеков в Греции. К сожалению, это не спасло Сократа от судебного преследования по обвинению в «развращении молодежи» и «поклонении новым божествам», завершившегося вынесением ему смертного приговора. Смерть в виде чаши с ядом философ встретил достойно, считая ее моментом освобождения души от уз сковывающего ее тела.

Хотя Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения, и о его философии нам известно из сочинений его ученика Платона, для последующих эпох Сократ навсегда остался воплощением идеала мудреца.

 

ПЛАТОН (428/ 427–348/347 до н. э.) – древнегреческий фи­лософ, основоположник самого влиятельного в западной философии идеалистического направления.

 

По Платону, мир разделен на две части, условно говоря, “мир вещей” и “мир идей”. Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; ве­щи – подобие и отра­жение идей. По­знание есть анамнесис – вос­поминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Происходил Платон из богатой аристократической семьи, поэтому сумел получить прекрасное всестороннее образование у известнейших в Греции учителей. В 408 г. до н. э. он встретил в своем родном городе Афинах Сократа и стал его учеником. После несправедливой казни наставника в течение десяти лет, до 389/387 гг. до н. э., Платон путешествовал, посетив многие города Греции, Египет, Се­верную Африку и Юж­ную Италию. Закончил свое путешествие Платон в Сиракузах, где пытаясь научить уму-разуму тамошнего единоличного правителя, оказался проданным в рабство. Известность помогла Платону выкупиться и вернуться домой в Афины. На деньги, которые друзья собрали для этой цели, Платон купил в окрестностях Афин дом с садом, где поселился и основал философскую школу. По имени мифологического героя Академа, с которым была связана эта земля, школа получила на­звание Академии. Помимо философии, преподававшейся по примеру Сократа во время прогулок в роще Академа или в специальном помещении, здесь изучались все известные тогда отрасли знания, в особенности математика. Ученики должны были постоянно находиться при школе и подчиняться строгим аскетическим правилам. Просуществовала школа до VI в. н. э., и год ее закрытия считается окончанием античной философии. В 367–366 и 361 гг. до н. э. Платон совершил еще две неудачные поездки в Сицилию, стремясь реализовать свой проект идеального государства – как иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники, принадлежность к которым определялась преобладающими в душе каждого человека способностями. Умер Платон, по преданию, в день своего рождения и был похоронен на территории Академии.

Крупнейший представитель классической русской философии ХІХ – начала ХХ ст., создатель оригинальной философии «всеединства» Владимир Соловьев в своей работе «Жизненная драма Платона», все творчество Платона рассматривает как по­пытку осмысления трагической гибели его учителя Сократа, заканчивающуюся тем, что философ в своем позднем диалоге «За­коны» определяет: «подлежит казни всякий, кто подвергнет кри­тике или колеблет авторитет отечественных законов как по отношению к богам, так и по отношению к общественному порядку». «Таким образом, величайший ученик Сократа, вызванный к самостоятельному философскому творчеству негодованием на легальное убийство учителя, – пишет В. Соловьев, – под конец всецело становится на точку зрения Анита и Мелита, добившихся смертного приговора Сократу именно за его свободное отношение к установленному религиозно-гражданскому порядку…» (Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т. 2. – С. 624).

Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Государство», и поныне остаются самыми читаемыми за всю историю западной философии произведениями.

 

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.) – ве­ликий древнегреческий философ, сочинения которого охватывали все отрасли тогдашнего знания и почти полторы тысячи лет оставались самыми популярными учебниками по ним, осноположник формальной логики как науки о законах и правилах “правильного мышления”. В философии наиболее известна его метафизика, содержавшая учение об основных принципах бытия: возможности и дей­ствительности, форме и материи, дей­ствующей причине и цели.

 

Аристотель родился в г. Стагире, греческой колонии, расположенной на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля был потомственным придворным врачом македонского царя. Он стал первым наставником Аристотеля и передал ему свои знания по медицине и естествознанию. В 367 г. до н. э. в целях совершенствования своего образования Аристотель отправился в центр культурной жизни Древней Греции – Афины. Ему не удалось сразу встретиться с Платоном, находившемся в то время в Сиракузах. Поэтому Аристотель располагал до­ста­точным временем, чтобы познакомиться самостоятельно не только с философией Платона, но и с другими философскими течениями своего времени. К возвращению Платона Аристотель уже хорошо изучил основные положения его философии и мог отнестись к ним критически (в связи с чем Стагириту приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель покинул его Академию, которой отдал почти двадцать лет своей жизни. Три года (348/347–345 гг. до н. э.) Аристотель провел в гостях у своего ученика Гермия, бывшего правителем одного города на острове Ассос у побережья Малой Азии, затем перебрался на соседний остров Лесбос, во время пребывания на котором получил приглашение от друга детства – царя Филиппа Македонского стать наставником его сына Александра. В конце 340-х гг. Аристотель прибыл в город Пеллу, новую столицу Македонии, где посвятил себя воспитанию будущего покорителя мира. Достоверно известно, что, став македонским царем, Александр повелел восстановить родной город Аристотеля Стагиры, разрушенный по приказу его отца. Когда повзрослевший Александр отправился в свои знаменитые завоевательные походы, Аристотель в 335 г. до н. э. вернулся в Афины. Там на месте старого зала для гимнастических упражнений под названием Ликей он открыл свою собственную школу. На территории школы находилась тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-гречески звучали как «перипатос», то школа, а затем и целое направление последователей Аристотеля получили название перипатетиков. Аристотель вел занятия два раза в день – утром и вечером; по утрам он беседовал о трудных предметах с учениками, знакомыми с азами философии и прочих наук, а по вечерам учил начинающих. В остальном же форма и содержание образования в Ликее мало чем отличались от того, что преподавалось в платоновской Академии. В 323 г. до н. э. после внезапной смерти Александра в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание, и Аристотель поспешил уехать в Халкиду, где вскоре умер от передававшейся в его семье по наследству болезни желудка.

Основные сочинения Аристотеля: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

 

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Аврелий Августин) (латин. Aurelius Sanctus Augus­tinus) (354–430) – христианский теолог и церковный деятель, главный предста­витель западной патристики, сформулировавший многие основные положения средневековой христианской филосо­фии (учения о непрерывном творении, о време­ни и вечности, о Провидении, о свободе воли и благодати и др.), родоночальник философии истории как самостоятельного раздела философского знания.

Августин родился в 354 г. в небольшом африканском городке Тагесте (на территории современного Алжира). От отца, рим­ского патриция, члена городского совета, типичного представителя провинциальной знати Римской империи, Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. Напротив, его мать Моника была глубоко верующей христианкой и немало сил отдала для приобщения мужа и сына к «истинной» церкви, что, по большому счету, ей удалось достичь. Начальный курс обучения Августин прошел в Тагесте и расположенном недалеко от него Мадавре. Затем по настоянию отца он был отправлен в риторскую школу Карфа­гена, где провел три года. Только исключительная природная одаренность позволяла Августину быть одновременно первым учеником в риторской школе и предаваться разнообразным развлечениям и порокам. Уже в первый год пребывания в Карфагене Августин сблизился с женщиной, которой он оставался верен в течение 15 лет. В 373 г. она родила ему сына Адеодата, умершего в 390-м году. Античная образованность не смогла удовлетворить пытливого юношу, который вынужден был искать духовность за стенами карфагенского «университета». На долгие 9 лет он обрел ее в учении манихеев – близком к христианству религиозном течении, исповедовавшем противоположность добра и зла, света и тьмы. С 375 г. началась самостоятельная преподавательская деятельность Августина: он преподает риторику в Карфагене и грамматику в родном Тагесте. В 380–381 гг. появляется и первое самостоятельное философское произведение Августина – написанный в античных традициях трактат «О прекрасном и соответствующем». В 384 г. не без помощи своих друзей-манихеев Августин перебрался в Рим и по их ходатайству получил должность учителя красноречия в риторской школе Милана. В этом городе Августин, успевший разочароваться и в манихействе, принял, наконец, 24 апреля 387 г. крещение. Он решает вернуться в родную Африку. Задержавшись некоторое время в Риме, он осенью 388 г. прибывает на Родину. Распродав свое имущество, Августин организует в Тагасте небольшую общину монашеского типа из 6 человек. Три года, прожитые в Тагасте, были заполнены духовными занятиями: постом, молитвами, размышлениями о Боге, беседами с друзьями, работой над книгами. Имя Августина становится все более известным среди местных христиан. Неудивительно, что в 391 г. епископ г. Гиппона (25 км от Тагасты) посвещает его в сан пресвитера (священника). Вскоре Августина как одного из самых образованных христиан Африки призывают к активной церковной деятельности. В 396 г. Августин занимает пост епископа г. Гиппона и пребывает в этой должности до конца своей жизни (Августин скончался 28 августа 430 г. во время осады города вандалами).

Из написанных Августином 93 трактатов наибольшую известность приобрели его «Исповедь», своего рода духовная ав­тобиография Августина, и сочинение о «Граде Божьем», содержащее в себе основные положения христианской философии истории.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Из творческого наследиия Фомы, причислен­ного к лику святых, наибольшую известность получили 5 доказательств Бытия Бога. В ХІХ в. учение Аквината – томизм – было признано официальной доктриной римско-католической церкви. В ХХ в. сло­жился и неотомизм как влиятельное течение философско-религиозной мысли.

Родился Фома в конце 1225 или в начале 1226 года вблизи итальянского города Аквино. Семья Фомы находилась в родстве с крупнейшими императорскими и королевскими фамилиями Западной Европы. На пятом году жизни Фому определили в бенедектинский монастырь, откуда он ­вынес прекрасное знание латинского языка. В 1239 г. Фома возвратился в родной дом и отправился в Неаполь на учебу в местный университет. Отказавшись от семейной должности настоятеля бенедектинского монастыря, Фома против воли родных в 1244 г. принимает монашеский постриг и вступает в орден доминиканцев. Выдержав острый семейный конфликт, когда в течение по­чти целого года он находился на положении узника родового замка, Фома уезжает в Париж. В 1245–1248 гг. Фома слушает лекции в центре теологической мысли того времени – Париж­ском университете. Его наставником оказывается Альберт Ве­ликий. Вместе с ним он перебирается в Кельн и обучается под его руководством еще четыре года. Возвратившись в Париж в 1252 г., он получает звание магистра теологии и преподает этот предмет вплоть до 1259 г. В этом году папа Урбан IV вызывает Фому в Рим, поскольку римская курия усмотрела в Фоме человека, способного обновить содержание схоластической теологии, да­бы привести ее в соответствие, так сказать, с «духом времени». Осенью 1269 г. Фома во второй раз отправляется в Париж, чтобы утвердить в упорной теоретической борьбе с альтернативны­ми теологическими доктринами разрабатывавшееся им учение. В 1272 г. Фома Аквинский возвратился в Италию. Он преподает в Неаполе и завершает разработку своей философской доктрины. Спустя два года, отправившись на церковный собор в Лионе, он скончался по дороге от сердечного приступа. Произошло это 7 марта 1274 года. После смерти ему был присвоен почетный титул «ангельский доктор», а в 1323 г. Фому Аквинского причислили к лику святых.

С детства необщительный и замкнутый, отличавшийся высоким ростом, чрезмерной полнотой, неповоротливостью и медлительностью, Фома прожил жизнь типичного «книжного червя». Однажды, когда его спросили, за что он больше всего благодарен Богу, Фома ответил: «Я понял каждую страницу, которую прочитал». При этом он был весьма скромен в потребностях, начисто лишен какого-либо интереса ко всему мирскому и удивительно прост в общении. Ему было неважно, насколько образован его собеседник, к каким слоям общества он принадлежит. Помимо собирания древних текстов, единственным увлечением Фомы можно считать сочинение стихов на религиозные темы. Находившийся при Фоме в последние минуты его жизни священник мог сколько угодно удивляться тому, что умирающий исповедовался как пятилетний ребенок, – сам Фома, по-видимому, так и не смог отыскать в своей душе особых грехов.

Трудом жизни Фомы Аквинского стали два капитальных многотомных произведения – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

 

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное – Картезий; Cartesius) (1596–1650) – французский философ, мате­матик, физик и физиолог. Его считают основоположником современного рационализма. В основе философии Декарта – дуализм души и тела, “мыслящей” и “протяженной” субстанции. Несомненным для него остается лишь факт сомнения как спо­соб мышления. Кроме того, Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения, в частности, систему координат.

Родился будущий философ в городе Ляэ в провинции Турень (Франция) 30 марта 1596 года в семье советника местного парламента. Мать Рене умерла, когда ему исполнился год. В 1606 г. Рене отдали в иезуитский «Королевский коллеж», где, как напишет позже сам мыслитель, преподавали лучшие в Европе профессора. В этом учебном заведении типа интерната Рене Декарт провел неполных десять лет (1606 – лето 1615). Обучение в ­коллеже строилось следующим образом. Первые семь лет отводились штудированию грамматики, риторики, теологии и схоластики. Латынь усваивалась настолько, что выпускник «Королевского коллежа» владел ею не хуже, чем родным языком. Затем следовал трехгодичный курс философии. В первый год изучались логические труды Аристотеля, в течение второго – физика и математика. В последний год усваивались основные по­ложения «Метафизики» Аристотеля. После окончания коллежа Де­карт два года провел в Париже в традиционных для его круга светских занятиях: балах, приемах, пирушках, азартных играх. Правда, и здесь он нашел время на то, чтобы, уединившись на несколько месяцев в одном из парижских пригородов, усовершенствоваться в математике, искусстве фехтования и верховой езде. В 1618 г. Декарт отправляется за границу с целью пополнения своего образовательного багажа, посещает Голландию и Германию. Поскольку военная служба тогда считалась единст­венно достойным дворянина занятием, он вступает в армию од­ного из немецких князей. С армией он побывал в Чехии, Венгрии, затем через пограничные районы Польши вернулся в Гол­ландию, а зиму 1622/1623 гг. провел уже в Париже. С наступлением весны 1623 г. Декарт через Швейцарию предпринимает путешествие в Италию, посещает Венецию и Рим. В Париж Декарт возвращается в конце лета 1625 г., будучи преисполненным решимости целиком посвятить себя научным занятиям. Ра­ди этого он отказывается от военной и гражданской службы и принимает решение никогда не жениться. Претендентке на роль жены, некоей мадам Розэ, он, например, заявил, что «невозможно найти красоты, сравнимой с красотой Истины». Постепенно вокруг Декарта собирается кружок единомышленников, который впоследствии перерос в Академию наук Франции. В 1628 г. Де­карт переезжает в Голландию, справедливо полагая, что в этой стране у него будут большие возможности для научных и философских исследований. В 1649 г. Декарт из-за преследований травивших его схоластов и протестантских теологов был вынужден принять приглашение шведской королевы Христины организовать в ее стране собственную академию наук. Простудившись в холодном для его слабых легких северном климате, Декарт скончался в столице Швеции 11 февраля 1650 года.

Основные сочинения Декарта: «Рассуждение о методе...», «Метафизические размышления о первой философии», «Начала философии».

 

КАНТ Иммануил (1724–1804) – великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; иностранный почетный член Петербургской АН (1794). И. Кант совершил своего рода “коперниковский переворот” в философии – переместил внимание с объекта на субъект, показав, что не мир открывается субъекту таким, каким он есть на самом деле, а сознание субъекта предписывает предметам их законы и видит мир таким, каким способно его видеть.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в семье ремесленника в немецком портовом городе Кенигсберг (теперь Калининград Российской Феде­рации). После 8 лет учебы в местной гим­назии осенью 1740 г. И. Кант по­ступил в университет родного города. В 1747 г., так и не защитив магистерской диссертации, он покидает родные места и пробует себя в роли домашнего учителя в разных городах Восточной Германии. Пройдя хорошую шко­лу жизненного опыта, Кант возвращается в Кенигсберг. В 1755 г. ему удается получить в университете место приват-доцента, т. е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. Вся последующая 40-летняя преподавательская деятельность Канта прошла в стенах этого учебного заведения, где он стал в 1770 г. ординарным профессором логики и метафизики, исполнял обязанности декана факультета и дважды избирался рек­тором. Параллельно преподавательской, проходила и научная деятельность великого немецкого философа, в которой выделяются два этапа: «докритический» (1746–1769) и «критический» (1770–1797). На первом этапе предметом интересов И. Канта были философские проблемы естествознания, с которыми он соприкасался в ходе чтения соответствующих курсов – естествознания, математики, механики, физической географии; второй период связан с критическим переосмыслением устоявшихся в философии взглядов на познание, морально-этические и эстетические проблемы. Кант тихо скончался 12 февраля 1804 года, за 7 лет до этого прекратив по состоянию здоровья педагогическую и научную работу. Образ жизни И. Канта с пристрастием описал его младший современник, великий немецкий поэт Г. Гейне: «Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философов. Восемь раз проходил он ежедневно ее взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или серые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним с длинным зонтом под мышкой, как символ провидения».

Самыми знаменитыми работами Канта являются три его «кри­тики»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

 

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – великий немецкий философ, крупнейший представитель идеалисического направления в философии. Создал самую масштабную философскую систему, включившую в себя при­роду, общество и человеческое мышление. Работа над системой оказалась невозможной для Гегеля без разработки им систематической теории диалектики как учения о всеобщей связи и развитии, как метода философского познания, определения основных понятий, категорий и законов диалектики.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте в семье крупного чиновника. В 1777–1787 гг. Гегель посещал латинскую гимназию в родном городе. По окончании гимназии Гегель 27 октября 1788 г. поступил в Тюбингенский университет, где прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курсы. Отказавшись от карьеры пастора, Гегель после университета работает домашним учителем сперва в Берне, а затем во Франкфурте-на-Майне. В 1801 г. он становится приват-доцентом Иен­ского университета. Здесь Гегель читает лекции по логике, метафизике, истории философии, математике, защищает диссертацию на тему «Об обращении планет», пишет «Феноменологию духа», содержащую вводную часть его будущей гран­диозной системы. После оккупации Иены наполеоновскими вой­сками и прекращения занятий в университете Гегель благодаря протекции одного друга получает место редактора «Бамбергской газеты». Гегель полагал, что редактирование газеты даст ему возможность участвовать в политической жизни. Однако строгость цензурного надзора, о которой он до сих пор имел лишь смутные представления, сделали эту работу для Гегеля тягостной. Он оставляет ее ради места директора гимназии в городе Нюрберге. В Нюрбергский период деятельности (1808–1816) Гегель дает систематическое изложение своей системы в «Науке логики». Пришедшие к Гегелю признание и известность позволили ему занять сперва место профессора Гейдельбергского университета, а затем занять кафедру в столичном Берлинском университете, где он оставался до конца жизни. Дальнейшая разработка и совершенствование гегелевской системы проходят в процессе подготовки и чтения лекций по самым разнообразным философским дисциплинам, о которых сохранились следующие студенческие воспоминания: «я не мог сначала разобраться ни в ходе его мыслей, ни во внешней стороне его лекции. Вяло и угрюмо сидел он с опущенной головой, сосредоточившись в себе, перелистывая свои большие тетради и, продолжая говорить, все время рылся в записках, смотря в них то вверх, то вниз, то вперед, то назад. Постоянное покашливание нарушало течение речи, всякая фраза, являлась отдельно, высказывалась с напряжением, отрывочно и беспорядочно… Однако, как только я разобрался, благодаря усердию и настойчивости, в короткое время привык к этой внешней стороне лекций, внутреннее преимущество их стало все яснее обнаруживаться для меня и слилось с описанными недостатками в единое целое, носившее в самом себе масштаб своего совершенства». Скончался Гегель 14 октября 1831 года – то ли от свирепствовавшей тогда холеры, то ли от обострения хронического желудочного заболевания.

Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики» (в 3-х частях), «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права», лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

 

МАРКС (Marx) Карл (1818–1883) – мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Маркс раз­работал принципы материалистического по­нимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества конца ХІХ – первой половины ХХ в.

Родился Карл Маркс в 1818 г. в г. Трире. Учился в местной гимназии. В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, а в следующем году перевелся в Берлинский университет. Начав с изучения юриспруденции, Маркс с 1839 г. переключается на изучение философии. По этой дисциплине он в 1841 г. получил в Йенском университете ученую степень. Однако заметный уже тогда политический радикализм молодого Маркса заставил его отказаться от академической карьеры. В 1842 г. он становится сперва сотрудником, а потом одним из редакторов оппозиционной правительству «Рейнской газеты». Во многом благодаря острым публицистическим статьям Маркса чуть более чем за год тираж газеты возрос в несколько раз, и одновременно на этот печатный орган обрушились правительственные репрессии, приведшие в конечном итоге к ее закрытию в марте 1843 г. В июне этого же года в жизни Маркса случилось другое знаменательное событие: он женился на аристократке Женни фон Вестфален, умной и образованной женщине, слывшей одной из первых красавиц Трира. Жена стала верным спутником и помощником Маркса во всех его начинаниях, родила ему семерых детей, из которых выжили три дочери. Вместе с женой Маркс вынужден был в течение 5 лет находится в эмиграции – сперва во Франции, а затем в Бельгии. В этот период состоялось его знакомство с Фридрихом Энгельсом, завершился переход К. Маркса на революционно-коммунистические позиции. В 1847 г. в Брюсселе при его активном участии был создан союз коммунистов – первая в мире политическая организация, основанная на коммунистической идеологии, написана программа этой организации – «Манифест коммунистической партии» (1848). Прокатившаяся по Западной Европе в 1848–1849 гг. волна демократических революций позволила Марксу ненадолго вернуться в Германию, где он издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», участвовал в дея­тельности нескольких демократических организаций. После подавления революционного движения Маркс в 1849 г. вынужден был перебраться в Великобританию, где оставался до конца своей жизни. В Англии наряду с активной научной работой, проходившей либо в тиши читальных залов Британской библиотеки, либо дома по ночам, Маркс продолжал активно участвовать в революционном движении. Ему принадлежит ведущая роль в создании Мждународного Товарищества Рабочих – Первого Интернационала. Получивший прижизненное признание и как ученый, и как революционер, Карл Маркс скончался 14 марта 1883 года в Лондоне, и там же был похоронен. После краха Советского Союза британские коммунисты, лишившиеся финансовых дотаций со стороны КПСС, отказались ухаживать за могилой основоположника мирового коммунистического движения.

Главный труд Карла Маркса – «Капитал».

 

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844–1900) – немецкий философ, представитель “философии жизни”. Центральное понятие этого направления – “жизнь” как поток бесконечного, изменчивого, не­уловимого рациональными методами ­познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования – противопоставляется традиционному для западной философии по­нятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в семье пастора деревни Рекен близ Люцена. После безвременной смерти отца мать с детьми перебрались в старинный немецкий город Наумбург. Учеба в школе, а затем и гимназии давалась Ф. Ницше легко. В 1858 г. мать Фридриха по­лучила приглашение продолжить обучение сына в интернате Пфорты, одном из самых престижных учебных заведений Германии. В 1864 г. Ф. Ницше поступает на теологическое отделение Боннского университета, через год переходит на филоло­гическое. Наконец, вслед за своим наставником Фридрихом Рич­­лем Ницше переводится в Лейпцигский университет. В 1868 г. Фридриху Ницше, чьи статьи уже неоднократно публиковались в научных журналах, без публичной защиты и экзаменов присуждают ученую степень, и он занимает кафедру греческого языка и литературы Базельского университета. Резкое ухудшение состояния здоровья вынудило Ницше через несколько лет уйти в отставку с небольшой пенсией. До 1889 г. Ницше скитался по пансионатам Швейцарии и Италии. Это был период наивысшего расцвета его творческого гения. Однако с каким неимоверным трудом давались мыслителю труды, обессмертившие его имя: «…стол завален бесчисленными листками, рукописями и корректурами, но нет на нем ни цветов, ни украшений, почти нет даже книг, и лишь изредка попадаются письма. В углу тяжелый, неуклюжий сундук, вмещающий все его имущество – две смены белья, и второй, поношенный костюм. А затем – лишь книги и рукописи, да на отдельном столике бесчисленные бутылочки и скляночки с микстурами и порошками… Надев пальто, укутавшись в шерстяной плед (печка дымит и не греет), с окоченевшими пальцами, почти прижав двойные очки к бумаге, тороп­ливой рукой часами пишет он слова, которые потом едва расшифровывает его слабое зрение… В хорошую погоду отшельник выходит на прогулку – всегда в одиночестве, всегда наедине со своими мыслями: без поклонов, без спутников, без встреч совершает он свой путь. Пасмурная погода, которую он не выносит, дождь и снег, от которого у него болят глаза, подвергают его жестокому заключению в четырех стенах его комнаты… И только вечером – чашка некрепкого чаю с кексом, и вновь непрерывное уединение со своими мыслями. Долгие часы проводит он еще без сна при свете коптящей и мигающей лампы, а напряжение докрасна накаленных нервов все еще не разрешается в мягкой усталости. Затем доза хлорала, порошок от бессонницы, и наконец – насильственно вызванный сон, сон обыкновенных людей, свободных от власти демона, от гнета мысли».

В 1889 г. Ф. Ницше потерял рассудок и остаток жизни провел в клиниках и на попечении сестры. Скончался Ф. Ницше в Веймаре от воспаления легких в полдень 23 августа 1900 года.

Основные произведения Фридриха Ницше: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали».

 

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и пси­холог, основатель психоанализа как медицинского метода, психологической теории и влиятельного философского направления. Фрейд обосновал сложную структуру человеческого сознания, ранее считавшегося однородным, и показал, что в основе внешне сознательных действий и мыслей человека часто лежат бес­сознательные мотивы по большей части сексуального свойства (либидо).

Родился Зигмунд Фрейд 6 мая 1856 года в городке Фрейбург на территории современной Чешской республики в многодетной семье мелкого торговца. После переезда семьи в Вену он учился в местной гимназии, где считался лучшим учеником. Фрейд рано понял свое научное призвание, поражал всех эрудицей и знанием языков – латыни, греческого, древнееврейского, француз­ского, английского, итальянского и испанского. Закончив Венский университет, З. Фрейд получил там в 1881 г. ученую степень. Однако материальные проблемы заставили Фрейда вместо за­нятий наукой всецело посвятить себя медицинской практике. Именно работа врача позволила Фрейду, начиная с 1895 г., сделать первые наблюдения, которые легли в основу разработки им теории и практики психоанализа. Исследования Фрейда, сперва не вызывавшие у его соотечественников ничего, кроме усмешки, постепенно приобрели всемирное признание. В 1902 г. Фрейд становится профессором невропатологии Венского университета, а в 1908 г. состоялся первый Международный психоаналитический конгресс.

Однако за исключением зарубежных поездок с целью пропаганды психоаналитического учения, течение жизни З. Фрейда мало в чем изменилось. Вот что писал об образе жизни и творчества З. Фрейда его друг, немецкий писатель Стефан Цвейг: «70 лет в том же городе, более 40 лет в том же доме. А дома прием больных в том же самом кабинете, чтение в том же кресле, литературная работа за тем же письменным столом… Отец семейства из шести человек детей, лично без всяких потребностей, не знающий иных увлечений, кроме увлечения своим призванием и своей призванностью… Каждая неделя из нескольких тысяч недель его семидесятипятилетней жизни замыкает один и тот же одинаковый круг его деятельности; каждый день – как двойник другого дня: в его академическом распорядке времени раз в неделю лекции в университете, раз в неделю, по средам, духовное пиршество в кругу учеников, по примеру Сократа, раз, по субботам, после обеда, карты, – а в остальное время, с утра до вечера, вернее далеко за полночь, всякая минута целиком уходит на анализ, лечение, разработку тех или иных вопросов, чтение и научное оформление…»

После включения Австрии в состав фашистской Германии Фрейда, еврея по национальности, поместили в гетто, откуда его с трудом удалось выкупить Международному союзу психоаналитических обществ при посредничестве посла США. В 1936 г. Фрейд эмигрировал в Англию, где провел оставшиеся три года жизни, страдая от рака челюсти.

У З. Фрейда осталась масса учеников и последователей, до­бившихся международной известности. Делу отца посвятила жизнь и одна из дочерей Фрейда – Анна.

Основные сочинения З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».

 

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии (“фундаментальная онтология”), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и ми­ра повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности и конеч­ности человеческого существования. Высказанные Хайдеггером идеи в той или иной степени оказали влияние на большую часть крупных мыслителей ХХ столетия.

Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в небольшом городке в Швабии (ФРГ) в семье скромного ремесленника. До 1906 года учился в гуманитарной гимназии-интернате Констанца, а затем в лицее иезуитов во Фрейбурге. С 1909 г. М. Хайдеггер – студент Фрейбургского университета, изучавший сперва богословие, а затем естественнона­учные дисцип­лины и философию. После аспирантуры у виднейшего пред­ста­ви­теля «школы жизни» Г. Риккерта М. Хай­деггер в 1915 г. зачисляется приват-доцентом на философский факультет университета. Ему посчастливилось быть ассистентом у основоположника феноменологии Э. Гуссерля. В 1922–1928 гг. М. Хайдеггер работает экстраординарным профессором Марбургского университета, а затем, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, он занимает кафедру философии Фрейбургского университета. В мае 1933 г. Хайдеггер избирается ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого разбирательства, продолжалось до февраля 1934 г., когда он оставил этот пост. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений) прервалось в ноябре 1944 г., когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов. После свержения фашистского режима его членство в нацистской партии и занимание ректорского поста становятся предметом специального расследования французской оккупационной администрации. Оно закончилось признанием факта сознательного сотрудничества с фашистами и лишением Хайдеггера прав преподавания. Только к своему 60 летию философ, слава которого за годы вынужденного затворничества нисколько не уменьшилась, а напротив, возросла, получает возможность постепенно вернуться к университетской работе. Она отчасти возобновляется курсом «Что называется мышлением?» (1951–1952) и продолжается семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту, по феноменологии Гуссерля (1973). Где бы не выступал в те годы М. Хайдеггер – во Фрейбургском универ­ситете или Баварской академии изящных искусств, на самых престижных международных семинарах и конференциях, его ожидали переполненные аудитории и триумфальный успех. Скончался Мартин Хайдеггер 26 мая 1976 года и похоронен в родном городке, почетным гражданином которого он являлся.

С 1973 г. под руководством Хайдеггера было начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на одну пятую. Самое же известное произведение М. Хайдеггера, хотя, быть может, и самое трудное для понимания, – монография «Бытие и время» (1927).

Библиография литературы о М. Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.

 

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. Создатель первой в украинской философской мысли собственно философской системы. В центре философии Сковороды – проблема человеческого счастья, которое легко найти, ес­ли заглянуть в свое сердце и душу, найти там свою “сродность” – жизненное предназначение – и следовать ему.

Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в с. Чернухах (теперь рай­центр в Полтавской области) в семье малоземельного казака. Получив начальное четырехлетнее образование у сельского дьячка в родном селе, наделенный блестящими способностями к литературе и музыке Г. Сковорода поступил в 1734 г. в под­готовительные классы Киево-Могилянской академии. В конце 1742 г. по набору императрицы Елизаветы Петровны Сковорода был направлен певчим в столичную придворную капеллу, в которой пробыл до августа 1744 г. После годичного возвращения к учебе Сковорода в качестве церковного певчего отправился с дипломатической миссией в Венгрию. На самом деле, благодаря покровительству руководителя миссии он получил возможность в течение 5 лет жить и учиться в крупнейших городах Австрии, Венгрии, Чехии, Италии и Германии. После смерти своего благодетеля Г. С. Сковорода возвратился на Родину. Один учебный год (1750/51) Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме. Следующие два года Сковорода провел в Киево-Могилянской академии, однако покинул ее, так и не закончив полный 12-летний курс обучения. Как один из лучших учеников Академии, Сковорода по протекции устроился домашним учителем у богатого переяславского помещика, где с некоторыми перерывами оставался до 1759 г. В этом же году он принял должность учителя Харьковского коллегиума, где также с перерывами преподавал поэтику, грамматику, греческий язык и церковное пение до 1769 г. Затем до самой ­смерти Сковорода путешествовал по многим городам и селам Украины и России, подолгу жил в монастырях и усадьбах своих друзей и знакомых, всецело посвятив себя литературному и философскому творчеству, остававшемуся в рукописном виде. Ученик и приятель Сковороды Андрей Ковалевский так описывал его образ жизни в этот период: «…переносил он нужды скромно, молчаливо, терпеливо, без­ропотно, не имея тогда, как только две худые рубашки, один камлотный кафтан, одни башмаки, одни черные гарусные чулки <…>. Часто в свободные часы от должности своей удалялся он в поля, рощи, сады для размышления. Рано поутру заря спутница ему бывала в прогулках его и дубравы – собеседниками глумлений его... Суетность и многозаботливость светская представлялись ему морем, обуреваемыми беспрестанно волнами житейскими и никогда плывущему к пристани душевного покоя не доставляющими. В монашестве, удалившемся от начала своего, видел он мрачное гнездо спершихся страстей, за неимением исхода себе задушающих бытие смертоносно и жалостно. Брачное состояние, сколько ни одобрительно природою, но препятствовало беспечному его нраву». Умер Г. С. Сковорода 9 ноября 1794 г. на Харьковщине, в селе, которое теперь носит его имя. В соответствии с завещанием, на могильном камне Г. С. Сковороды выбиты слова, подводящие итог смысложизненным по­искам выдающегося мыслителя: «Мир меня ловил, да так и не поймал».

Творческое наследие Григория Сковороды состоит из 17 диа­логов, большого числа басен, стихов, переводов, писем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных