Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения, называется

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЛОГИКА

 

Методические указания

По выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов,

обучающихся по направлениям

080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

Учетно-статистический факультет

Кафедра философии и социологии

Москва 2011

ББК_________

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

Разработал

доцент, доктор философских наук В.К.Батурин

Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Философии и социологии, протокол № 11 от 31 мая 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н., доц. В.К.Батурин

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

одобрены на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

 

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М.Дайитбегов

Логика. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика» (бакалавр) и 080500.62 «Менеджмент» (бакалавр). – М.: ВЗФЭИ, 2011.

 

ББК

©Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2011

 

Методические указания по выполнению

Контрольной работы

 

При изучении дисциплины «Логика» студентам необходимо выполнить контрольную работу, которая является важным видом самостоятельного изучения студентами логической науки. Изучение логики разви­вает ясность и четкость мышления, способность предельно точно и ясно формулировать пред­мет мысли, внимательность, аккуратность, обстоятельность и убедитель­ность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться на формально-структурных аспектах научной мысли. Поэтому основные цели и задачи дисциплины – это изучение и освоение практических навыков формально-логического, рационального мышления, овладение формами и методами аргументации.

Контрольная работа содержит типовые задачи из основных разделов курса логики и предназначены для самостоятельного решения. Выбор варианта контрольной работы осуществляется студентом в соответствии с нижеприведенной таблицей. Ответы на задания других вариантов рассматриваться преподавателем не будут.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента согласно следующей таблице:

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Начальные буквы фамилий студентов А, Г, Ж, К, Н, Р, У, Х, Ш, Ю Б, Д, З, Л, О, С, Ф, Ц, Щ, Я В, Е, И, М, П, Т, Х, Ч, Э  

 

 

Контрольная работа состоит из двух содержательных разделов.

Раздел А содержит контрольные задания теоретического характера, на которые следует давать развернутые ответы. При оформлении контрольной работы в разделе А сначала записываете номера варианта и задания, а затем давайте полную запись вашего ответа на него.

Раздел В контрольной работы построен по принципу теста: на вопрос каждого задания из перечня предложенных ответов необходимо выбрать один или несколько правильных. Количество правильных ответов в каждом задании определяете самостоятельно. При оформлении контрольной работы по разделу В сначала записываете номера варианта и задания, а затем рядом с номером задания в той же строке указываете номер(а) того варианта(ов) ответа(ов), который(е), по вашему мнению, правильный(е).

Например:

Задание 3 – 1.

Подробно объясняя, почему выбран тот или иной вариант решения, опирайтесь на соответствующие логические законы и правила. При этом можете пользоваться материалом любого учебника, ссылку на который следует привести в конце работы.

Теоретический материал, основные термины и образцы решения задач см.: Батурин В.К. Логика: Учебное пособие. – Москва., 2011.

 

Варианты контрольной работы

 

В А Р И А Н Т 1

А. Контрольные задания

Задание 1. Сравните содержания и объемы следующих понятий.

Планета. Космическое тело.

Врач. Хирург.

Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент, студент МГУ, студент заочного факультета, студент первого курса заочного факультета МГУ.

 
 

 


Задание 3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

Экономист.

Бухгалтерский учет.

Задание 4. К понятию подберите перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия; соподчиненные и противоречащие данному понятию.

Городской транспорт.

Высшее учебное заведение.

Задание 5. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:

Управление, управление качеством, управление персоналом, стратегический менеджмент, проведение совещания в организации.

Государство, федеративное государство, монархическое государство, часть государства

Понятие, абстрактное понятие, общее понятие, единичное понятие

Минута, час, сутки.

Хозяйственный анализ, экономическая наука, наука.

Задание 6. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения данного понятия.

ВЗФЭИ.

Ромб.

Задание 7. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в каком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определения или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите какие правила нарушены.

Знания делятся на научные, обыденные, вненаучные.

Экономика – это производство, распределение и потребление материальных благ.

Уголовный кодекс делится на общую и особенную части.

Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

Задание 8. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Экономические преобразования в постсоветской России преобразовали всю страну.

Законы физики неизменны.

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения выступающего, представлено не было.

Некоторые экономические соглашения не являются выгодными для одной из договаривающихся сторон.

Задание 9. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:

Если проверенная контрольная работа по логике не набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания, она может быть возвращена студенту на доработку.

Управленческое решение заключается в выборе в качестве главной и реализуемой одной из альтернатив дальнейших действий.

Преподаватель за проверенную контрольную работу может поставить оценку «отлично», или оценку «хорошо», или оценку «удовлетворительно», или оценку «неудовлетворительно».

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунктам.

Задание 10. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.

Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна.

Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным.

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…

Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь.

Задание 11. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений:

а) p É q б) p É (q Ú r)

ù q É ù r ù q É ù p

ù p É ù r

В. Тесты

1. Основателем формальной логики является:

Декарт;

Аристотель;

Бэкон.

2. Содержание и объем понятия находятся в следующей зависимости:

чем больше объем понятия, тем больше его содержание;

чем меньше объем понятия, тем меньше его содержание;

чем больше объем понятия, тем меньше его содержание.

3. Понятие «генеральный директор» является:

единичным;

общим;

пустым.

4. Понятия «экономическое действие» и «продажа товаров» находятся в логическом отношении:

подчинения;

пересечения;

противоречия.

5. Какая логическая операция с понятием проведена в следующем примере: «Вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства, называется заработной платой»?

Определение понятия.

Деление понятия.

Ограничение понятия.

6. Указание на отличительные, характерные признаки предмета (лица, события и т.д.) называется

описанием;

характеристикой;

сравнением.

7. Атрибутивное суждение – это:

суждение о признаке предмета;

суждение об отношении между предметами;

суждение о факте существования предмета.

8. К какому логическому типу относится суждение «Ни одно управленческое решение не является гарантом обязательного успеха»?

Тип А: Все S есть Р.

Тип Е: Ни одно S не есть Р.

Тип О: Некоторые S не есть Р.

9. Суждения типа A и О и Е и I находятся в отношении:

подчинения;

контрадикторности;

контрарности.

10. Какая логическая схема соответствует суждению: «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям»?

p & q

p Ú q

p É q

11. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется:

понятием;

суждением;

умозаключением.

12. Умозаключение «Облигации могут быть предъявительскими или именными. Данная облигация предъявительская. Следовательно, она не является именной» является

непосредственным умозаключением;

простым категорическим силлогизмом;

умозаключением из сложных суждений.

13. К какому из видов непосредственных умозаключений относится следующее умозаключение: «Некоторые государства являются федеративными. Следовательно, некоторые государства не являются нефедеративными»?

Превращение;

Обращение;

Противопоставление предикату.

14. Приведенный простой категорический силлогизм «Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. N. не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления. Значит, N. Не является подстрекателем» построен по:

1. I фигуре;

2. II фигуре;

3. III фигуре.

15. «Меньшая посылка – утвердительное суждение. Заключение – частное суждение». Какая из фигур простого категорического силлогизма описывается этими правилами?

1. I фигура.

2. II фигура.

3. III фигура.

16. Какой из модусов условно-категорического умозаключения выражает приведенная логическая схема?

p É q
ù q
ù p

1. Правильный (утверждающий).

2. Правильный (отрицающий).

3. Неправильный (утверждающий).

17. Умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – разделительное, называется

1. условно-категорическим;

2. чисто условным;

3. условно-разделительным.

18. Умозаключение, в котором обобщение стоится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

19. Выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности является

1. эпистемической модальностью суждения;

2. деонтической модальностью суждения;

3. алетической модальностью суждения.

20. Умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым, является умозаключением

1. дедуктивным;

2. индуктивным;

3. по аналогии.

В А Р И А Н Т 2

А. Контрольные задания

 

Задание 1. Сравните содержания и объемы следующих понятий.

Управленческие решения. Решение принять на работу нового сотрудника.

ВЗФЭИ. Учетно-статистический факультет ВЗФЭИ.

Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: медведь, белый медведь, медведь из Московского зоопарка, белый медведь из Московского зоопарка.

 
 


Задание 3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

Банкротство организации.

Западная граница России.

Задание 4. К данному понятию подберите перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия; соподчиненные и противоречащие данному понятию.

Бухгалтер.

Киноактер.

Задание 5. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:

Игрушка. Механическая игрушка. Медведь. Пистолет. Мягкая игрушка. Грузовик.

Кирпичный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом

Социологический опрос, опрос молодежи города Н., опрос покупателей торгового центра

Древняя история, средневековая история, новая история, новейшая история.

Движение, медленное движение, вращение, скорость движения.

Задание 6. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения данного понятия.

Торговая сделка.

Министр.

Задание 7. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в каком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определения или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите какие правила нарушены.

Видами искусства являются художественная литература, музыка, театр и деревянное зодчество.

Батальон делится на роты, а роты – на взводы.

Атеист – человек, не верящий в бога.

Складом называется помещение для хранения материальных ценностей.

Задание 8. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Некоторые свободомыслящие люди начала ХХ века не были революционерами.

Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.

Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

Некоторые преступления являются особо тяжкими.

Ни одна звезда не является планетой.

Задание 9. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:

Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то, и другое.

Исправительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без него.

Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов.

Если бы водитель тормозил - на асфальте был бы смазанный след от протектора.

Задание 10. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.

Не все книги интересны, следовательно, неверно, что некоторые книги интересны.

Любая столица является административным центром государства, поэтому любой административный центр государства не является не столицей.

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. В данной доверенности указана дата ее совершения. Следовательно, данная доверенность действительна.

Все экономисты имеют высшее образование. Некоторые экономисты работают в производственных организациях. Следовательно…

Договор заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор не заключен, значит, соглашение между договаривающимися сторонами не достигнуто.

Трудовые договора заключаются на: неопределенный срок; на определенный срок не более трех лет; на время выполнения определенной работы. С Д. заключен трудовой договор на неопределенный срок. Следовательно,.....

Если Н. - подозреваемый, значит, он или задержан по подозрению в совершении преступления, или является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Н. не был задержан по подозрению в совершении преступления или он не является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Следовательно, Н. не является подозреваемым.

Задание 11. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений.

 

а) p É ù q б) p É (p Ú q) É c

r Éù q p É c

(p Ú r) É ù q

В. Тесты

 

1. Закон тождества впервые был сформулирован:

1. Аристотелем;

2. Бэконом;

3. Декартом.

Необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения, называется

1. истинностью мысли;

2. законом мышления;

3. логической правильностью рассуждения.

3. Понятие «Устав организации» является:

1. единичным;

2. общим;

3. пустым.

4. Понятия «человек» и «молодой человек» находятся в логическом отношении:

1. подчинения;

2. противоречия;

3. соподчинения.

5. Какая логическая операция с понятием проведена в следующем примере: «Выделяются многосторонние, односторонние и двусторонние виды сделок»?

1. Определение понятия.

2. Деление понятия.

3. Ограничение понятия.

6. Наиболее точное и полное указание на признаки предмета (лица, события, места и т.д.) называется

1. описанием;

2. характеристикой;

3. сравнением.

7. Суждение «Многие люди сталкиваются с беспределом чиновников» является:

1. единичным;

2. общим;

3. частным.

8. К какому логическому типу относится суждение «Среди успешных бизнесменов есть женщины»?

1. Тип I: Некоторые S есть Р.

2. Тип A: Все S есть Р.

3. Тип О: Некоторые S не есть Р.

9. Суждения типа A и Е находятся в отношении:

1. подчинения;

2. контрадикторности;

3. контрарности.

10. Какая логическая схема соответствует суждению: «Управленческое решение может быть как успешным, так и провальным»?

1. p & q

2. p Ú q

3. p Ú q

11. Форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, называется:

1. понятием;

2. суждением;

3. умозаключением.

12. Умозаключение «Некоторые преступления не являются умышленными. Следовательно, некоторые преступления являются неумышленными» является

1. непосредственным умозаключением;

2. простым категорическим силлогизмом;

3. умозаключением из сложных суждений.

13. К какому из видов непосредственных умозаключений относится следующее умозаключение: «Некоторые свидетели не являются совершеннолетними. Следовательно, некоторые несовершеннолетние являются свидетелями»?

1. Превращение;

2. Обращение;

3. Противопоставление предикату.

14. Приведенный простой категорический силлогизм «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. N. лишен свободы, значит, N. имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности» построен по:

1. I фигуре;

2. II фигуре;

3. III фигуре.

15. «Большая посылка – общее суждение. Меньшая посылка – утвердительное суждение». Какая из фигур простого категорического силлогизма описывается этими правилами?

1. I фигура.

2. II фигура.

3. III фигура.

16. Какой из модусов условно-категорического умозаключения выражает приведенная логическая схема?

p É q
ù p
ù q

1. Правильный (отрицающий).

2. Неправильный (отрицающий).

3. Неправильный (утверждающий).

17. Умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суждение, а другая посылка и заключение – категорические суждения, называется

1. условно-категорическим;

2. разделительно-категорическим;

3. условно-разделительным.

18. Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

19. Выраженное в суждении предписание в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждающее человека к конкретным действиям является

1. эпистемической модальностью суждения;

2. деонтической модальностью суждения;

3. алетической модальностью суждения.

20. Умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом, является умозаключением

1. дедуктивным;

2. индуктивным;

3. по аналогии.

В А Р И А Н Т 3

А. Контрольные задания

Задание 1. Сравните содержания и объемы следующих понятий:

Стихийное бедствие, землетрясение.

Высшее учебное заведение, университет.

Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: учащийся, учащийся экономического вуза, учащийся первого курса, житель Москвы.

 

 

Задание 3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

Корупция.

Беспечность.

Задание 4. К данному понятию подберите перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия; соподчиненные и противоречащие данному понятию.

Холерик.

Карьера.

Задание 5. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Населенный пункт, деревня, город, Москва, Фили, улица, улица Олеко Дундича.

Студент, отличник, двоечник, спортсмен, победитель студенческой научной конференции.

Участник ВОВ, полковник, генерал, Великая Отечественная война.

Книга, энциклопедия, философская энциклопедия, словарь по логике, автор словаря по логике.

Деньги, бумажные деньги. Электронные деньги, монеты, фальшивые деньги, советские деньги, российские деньги.

Задание 6. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения данного понятия.

Студент ВЗФЭИ.

Успешный управленец.

Задание 7. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в каком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определения или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите какие правила нарушены.

Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Барометр – это прибор, измеряющий атмосферное давление.

Суд - орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами.

Задание 8. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Отдельные виды предпринимательской деятельности уголовно наказуемы.

Маршал Жуков - выдающийся полководец Второй мировой войны.

Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не привлекается к материальной ответственности.

Государственные налоги обязательны к уплате всем хозяйствующим субъектам.

Некоторые государства не являются унитарными.

Задание 9. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:

Если произошло увеличение или уменьшение семьи нанимателя, то это обстоятельство влечет за собой изменение условий договора найма жилого помещения.

Рабочие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы.

Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен.

Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

Задание 10. Определите вид умозаключения, если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.

Ни один кит не дышит жабрами, следовательно, некоторые киты не дышат жабрами.

Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считающие себя неумными, и на самом деле неумны.

Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.

Мошенничество – преступление, а поскольку все преступления наказуемы, то мошенничество тоже наказуемо.

Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи – терапевты. Следовательно…

Граждане, имеющие патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. Гражданин К. не имеет патента на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Следовательно…

Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу гражданина Р. не может быть оставлен в силе, значит, объективность свидетельских показаний вызывает сомнения.

Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин. И когда у меня болит голова, я тоже принимаю анальгин. Сегодня у меня не болят ни зуб, ни голова, следовательно, анальгин я не принимаю.

Задание 11. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений:

а) p É (ù q É r) б) (p Ú q) É ù c

(p &ù q) É r (p É ù c) & (q Éù c)

В. Тесты

1. Закон достаточного основания впервые был сформулирован:

1. Декартом;

2. Аристотелем;

3. Бэконом.

2. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется

1. ощущением;

2. восприятием;

3. представлением.

3. Понятие «участник штурма Грозного» является:

1. единичным;

2. общим;

3. пустым.

4. Понятия «юрист» и «преподаватель» находятся в логическом отношении:

1. подчинения;

2. пересечения;

3. тождества.

5. Какая логическая операция с понятием проведена в следующем примере: «Посредник – один из соучастников преступления, содействующий совершению преступлениями своими действиями»?

1. Определение понятия.

2. Деление понятия.

3. Ограничение понятия.

6. Установление значения термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином, называется

1. описанием;

2. характеристикой;

3. остенсивным определением.

7. Суждение «Переоценку долговых обязательств в связи с невозможностью их реализации можно производить максимум дважды» является:

1. единичным;

2. общим;

3. частным.

8. К какому логическому типу относится суждение «Основным правилом проведения оперативного эксперимента является искусственное создание определенных условий»?

1. Тип I: Некоторые S есть Р.

2. Тип A: Все S есть Р.

3. Тип О: Некоторые S не есть Р.

9. Суждения типа A и I и Е и О находятся в отношении:

1. подчинения;

2. конрадикторности;

3. контрарности.

10. Какая логическая схема соответствует суждению: «Если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренную статьей 291 УК РФ»?

1. p º q

2. p Ú q

3. p É q

11. Форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношения между предметами, называется:

1. понятием;

2. суждением;

3. умозаключением.

12. Умозаключение «Религиозные организации не выполняют государственных функций. Церковь – религиозная организация. Следовательно, церковь не выполняет государственных функций» является

1. непосредственным умозаключением;

2. простым категорическим силлогизмом;

3. умозаключением из сложных суждений.

13. К какому из видов непосредственных умозаключений относится следующее умозаключение: «Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Следовательно, ни один неуспевающий не является студентом нашей группы»?

1. Превращение;

2. Обращение;

3. Противопоставление предикату.

14. Приведенный простой категорический силлогизм «Осмотр места происшествия имеет одной из своих задач обнаружение следов преступления. Осмотр места происшествия – следственное действие. Значит, некоторые следственные действия имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления» построен по:

1. I фигуре;

2. II фигуре;

3. III фигуре.

15. «Большая посылка – общее суждение. Одна из посылок – отрицательное суждение». Какая из фигур простого категорического силлогизма описывается этими правилами?

1. I фигура.

2. II фигура.

3. III фигура.

16. Какой из модусов условно-категорического умозаключения выражает приведенная логическая схема?

p É q
q
p

1. Правильный (утверждающий).

2. Правильный (отрицающий).

3. Неправильный (утверждающий).

Умозаключение, все посылки которого являются условными суждениями, называется

1. условно-категорическим;

2. условно-разделительным;

3. чисто условным.

18. Умозаключение, в котором на основе принадлежности некоторым элементам или частям класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом, называют

1. полной индукцией;

2. неполной индукцией;

3. научной индукцией.

19. Вывод о принадлежности определенного признака исследуемому объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основании его сходства в существенных чертах с другим уже известным объектом, – это умозаключение

1. дедуктивное;

2. индуктивное;

3. по аналогии.

 

Информационное обеспечение выполнения контрольной работы

а) основная литература

Батурин В.К. Логика. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». - М., 2011 г.

б) дополнительная литература

Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика: Учебник. - М.: Юристъ, 2008.

Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. - М.: ЮНИТИ, 2010.

в) электронные ресурсы и программное обеспечение

образовательные ресурсы Интернет-репозитория, в т. ч. КОПР, обзорная лекция, тестовая база.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО "Издательский Дом ИНФРА-М" доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов нашего института.
Адрес: http://repository.vzfei.ru
Доступ по логину и паролю .
2. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".

Адрес: http://window.edu.ru
Доступ свободный
.

3. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ, который является специфично организованной ЭБС, дополненной развитой системой функций обучения.
Адрес: http://repository.vzfei.ru
Доступ по логину и паролю.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сухина В. Ф., Кислюк К. В. | Темы для рефератов по философии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных