Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЯШТИ» – ГІМНИ БОЖЕСТВАМ ДОЗОРОА­СТРІЙСЬКОГО ПЕРІОДУ.




Яшты – “почитания”, “гимны” (пехл. yašt, от глагола yaz- "почитать, совершать священнодействие"), сложен­ные в честь Ахура Мазды, Бессмертных Святых и язатов. Всего ныне насчитывается 21 яшт, возглавляет которые Хормазд-яшт – прославление имен Ахура Мазды. Оста­льные яшты посвящены каждый одному язату, хотя название яшта не всегда отвечает его содержанию.

В структуре собрания яштов просматривается неко­торое соответствие порядку покровителей дней заратуш­трийского календаря. Несомненно, что до нашествия арабов яштов было больше. Например, известно о существовании когда-то Бахман-яшта, посвященного Вохуману (Благому Помыслу), остатки которого сохра­нились в дополнении к Хормазд-яшту.

Некоторые яшты (Хум-яшт и Соруш-яшт) включены в Ясну. Яштами также называют отдельные главы Авесты, отличные по жанру от гимнов-яштов (Баган-яшт).

1. Хормазд-яшт (20 прекраснейших имен Ахура Ма­зды)

2. Хафтанг-яшт (Почитание Семи Бессмертных Свя­тых)

3. Ардибехешт-яшт (Аша Наилучшая и Аирьяман - средство против зла)

4. Хордад-яшт (Целостность, борьба с друдж)

5. Абан-яшт (Аредви Сура Анахита - покровитель­ница вод)

6. Хоршид-яшт (Почитание Солнца)

7. Мах-яшт (Почитание Луны)

8. Тештар-яшт (Побеждающая засуху звезда Тиштрия (Сириус) - α Большого Пса)

9. Гуш-яшт (Дрваспа - "Здравие коней", покровитель скота)

10. Мехр-яшт (Митра-Договор)

11. Соруш-хадохт-яшт

12. Рашн-яшт

13. Фарвардин-яшт (Фраваши - предсуществующие души)

14. Варахрам-яшт (Явление Веретрагны-Победнос­ного в десяти обличиях)

15. Рам-яшт

16. Дин-яшт (Благая Вера, Справедливейшая Чиста - Сознание)

17. Ард-яшт

18. Аштад-яшт (Арийское Хварно)

19. Зам-яшт (Горы, Кавиевское Хварно, эпическая история от сотворения мира до Преображения мира)

20. Хум-яшт (Почитание Хаомы)

21. Вананд-яшт (Почитание звезды Ванант - Веги, α Лиры)

Яшт — это гимн, посвященный какому-то Язаду и названный по его имени. Все названия яштов — поздние пехлевийские, хотя сам текст яшта — на авестийском языке. Поэтому, например, гимн Ахура Мазде называется на пехлеви "Хормезд Яшт". Один и тот же Яшт в различных редакциях может иметь разные названия, более или менее поздние. Например, гимн Веретрагне называют и "Бахирам Яшт", и "Варахрам Яшт".

Сейчас Яштов чуть более двадцати, но не вызывает никаких сомнений, что в полном тексте Авесты Яштов было гораздо больше. Сохранившиеся Яшты располо­жены в порядке соответственно дням зороастрийского календаря, но не для всех дней есть гимны. Для некото­рых дней зафиксировано даже несколько Яштов. Напри­мер, в день Тир читается как гимн Тиштрьи ("Тиштар Яшт"), так и гимн Вананду ("Вананд Яшт"). Ясно, что раз этот день связан с небесными стражами-звездами, существовал и гимн Сатавайсе, и гимн Хапто-иринге, а возможно, и всем звездам вместе (поскольку в Авесте сохранились мантры для звезд вообще), но эти Яшты, к сожалению, были утрачены.

Первый гимн — "Хормезд Яшт" — посвящен самому Творцу Ахура Мазде, покровителю 1 дня (дня Ормазд). Для этого дня этот Яшт является основным богослуже­бным текстом. Его можно читать в течение всего дня, лучше всего утром после обычных молитв и перед сном. Этот Яшт универсален. Поскольку Ахура Мазда — Бог, создатель всех Язадов и благих творений, гимн, посвя­щенный ему, верующий может читать в качестве богослужебного текста в любой день месяца, в любое время дня или ночи. Преимущество перед другими имеют дни Дэй (Творца), то есть 8, 15 и 23 дни месяца. В эти дни читать "Хормезд Яшт" настоятельно рекомендуе­тся. Также его читают во время переезда на новое место жительства.

"Бахман Яшт" (гимн Воху Мано, Благой Мысли) сох­ранился только во фрагментах, которые, вероятно, уже в поздние времена были присоединены к "Хормезд Яшт", поэтому гимн Ахура Мазде является ритуальным и для второго дня месяца.

Второй гимн — "Хафт Амешаспенд Яшт" (Хаптан Яшт) — посвящен семи Амеша Спента (Бессмертным Святым). Его основа — мантры Бессмертным Святым из "Сироза" ("Тридцатидневника") плюс несколько строф прославления Амеша Спента, повторяющихся 7 раз. "Хафт Амешаспенд Яшт" читают в первые 7 дней месяца, то есть в дни, посвященные Амеша Спента. Кроме того, этот гимн читают в дни Дэй, то есть в 8, 15 и 23.

Третий гимн — "Ардабахишт Яшт" — посвящен Аша Вахиште (Наиблагейшей Истине или Наилучшему Законопорядку) и Айрьяману Ишье (Желанному Айрья­ману, духу-покровителю ариев), с особым упоминанием Суры и Саоки (Силы и Пользы). Его основа — прославле­ние Аша Вахишты и Айрьямана, мантры, посвященные им ("Ашем Воху" и "Айрьяма Ишье") и их чудодействен­ной силе против всевозможных демонов-дайвов. Яшт читается в первую очередь в 3 день месяца утром, в полдень и после заката, но его рекомендуется читать и каждый день.

Специальные гимны, посвященные Хшатра Вайрье и Спента Армайти утрачены, поэтому в 4 и 5 дни месяца читаются другие Яшты.

Четвертый из сохранившихся гимнов — "Авердад Яшт" (Хордад Яшт) — посвящен Хаурватату (Целост­ности) и читается в 6 день месяца, с ним связанный. Этот Яшт можно читать и в другие дни месяца, в любое время, но наилучшее время для его чтения — ночью после полуночи или перед рассветом.

Гимн Амертату (Бессмертию), с которым связан 7 день месяца, не сохранился.

В 8 день, который связан с Творцом и Амеша Спента, читают "Хормезд Яшт" и "Хафт Амешаспенд Яшт".

9 день находится под покровительством Атара (Огня), но, несмотря на то, что к Огню зороастрийцы относятся особенно трепетно, и ему посвящено много звалебных слов и глав во всех частях Авесты, отдельного "Атар Яшта" не сохранилось (существует, правда, специальная молитва Огню — "Аташ-и Бахирам Ньяиш", но она не относится к тридцатидневнику).

Зато отлично известен "Абан" или "Ардуи Сур Бано Яшт" — гимн Водам Ардви Суры Анахиты (Ардви Сильной Непорочной). В Авесте он стоит пятым, а посвящен 10 дню месяца — дню Вод. Это один из самых больших и красивых Яштов. Начальные строфы гимна стали основой обиходной молитвы Водам ("Ардуи Сур Бано Ньяиш").

Начиная с 10 дня, несколько дней подряд имеют "собственные" Яшты, которые расположены в Авесте в том же порядке, что и дни в календаре.

Для 11 дня особое значение имеет шестой гимн — "Хуршед Яшт" (гимн Солнцу), который целиком входит в ежедневную молитву Солнцу ("Хуршед Ньяиш"). Этот Яшт читают также в 4, 16, 27 и 30 дни месяца (дни Шахривар, Мехр, Асман и Анарам соответственно), которые имеют отношение к Небу.

В 12 день читается седьмой гимн — "Мах Яшт" (гимн Луне), который, в свою очередь, целиком входит в молитву Луне ("Мах Ньяиш"), читаемую три раза в лунный месяц. "Мах Яшт" читают, кроме того, во 2, 14 и 21 дни, имеющие отношение к животным (дни Бахман, Гуш и Рам соответственно).

Восьмой гимн — "Тиштар Яшт" (гимн звезде Тишт­рьи) — читается в 13 день. Поскольку этот день связан не только с Тиштрьей (страж неба и звезда Сириус, от которой зависит круговорот небесных вод), но и со звездами вообще, вероятно, читались гимны и другим стражам неба, но из них сохранился только "Вананд Яшт". "Тиштар Яшт" также читается в 6, 19 и 22 дни месяца, соответственно день Хордад (день Хаурватата — покровтеля воды), Фарвардин (день Фраваши — им специально посвящена строфа 34 Яшта) и Вад (о кото­ром говорится в строфе 32).

В 14 день месяца читается следующий, девятый гимн — "Гуш Яшт", или "Дрвасп Яшт". Гуш — пехлевий­ский вариант авестийского Геуш Урвана, которому посвящен этот день, а Дрвасп (авест. Дрваспа) — "Дающий здоровье лошадям", ангел-покровитель живот­ных вообще. Этот Яшт, так же как гимн Луне, читае­тся во 2, 12 и 21 дни (Бахман, Мах и Рам). Лучшее время для него — после полуночи до рассвета.

15 день — день Дэй.

Десятый гимн — знаменитый "Михир Яшт" (гимн Митре) — читается в 16 день месяца, день Митры, ангела договора, владыки проявленного мира. Несколько строф из этого яшта являются основой "Михир Ньяиш" (ежедневной молитвы Митре).

Одиннадцатым гимном в Авесте является "Срош Яшт Хадохт", гимн Сраоше (ангелу послушания, внима­ния и молитвы), и читается он, конечно, в 17 день, то есть в день Сраоши. В Авесте сохранилось целых два гимна Сраоше. Первый из них, который называется просто "Срош Яшт", не относится к тридцатидневнику и включен в основную зороастрийскую литургию — Ясна (глава 57), почти сразу за Гатами Заратуштры. Этот гимн не входит в число перечисляемых Яштов, поэтому номера не имеет. Иногда его называют "Яшт 11а". Что касается "Срош Яшт Хадохт", о котором здесь идет речь, то он восходит к утраченному наску (части) 20 Авесты, к "Хадохт Наску", отсюда и его название. Сраоша — один из важнейших бойцов воинства Истины (Аша) против лжи (друдж), поэтому этот Яшт можно читать каждый день, в любое время дня и ночи, кроме полудня.

В 18 день (день Рашн, Справедливейшей Справедли­вости) читают двенадцатый гимн — "Рашн Яшт". Этот Яшт читают также в 7, 26 и 28 дни (дни Амор­дад, Аштад и Замьяд).

В 19 день месяца (день Фраваши) читают тринад­цатый гимн — "Фравардин Яшт". Фраваши — духи-хранители праведных и сами праведные как воплотивши­еся Фраваши. К этому Яшту у зороастрийцев особое отношение. Он один из самых больших по размеру и древних по содержанию. Гимн состоит как бы из двух частей: первая — прославление Фраваши и их деяний, вторая — почитание всех Фраваши, то есть всех праведных поименно, начиная с самого Ахура Мазды и заканчивая будущим Спасителем.

В 20 день месяца читают четырнадцатый гимн — "Бахирам Яшт", посвященный Веретрагне (Победе), который покровительствует этому дню.

В 21 день месяца читают пятнадцатый гимн. Он называется "Рам Яшт" и посвящен, как видно, Раману Хвастре (букв. Покой Добропастбищный), который покровительствует этому дню, но речь в нем идет исключительно об ангеле Вайю (букв. Веющий, или Ветерок).

22 день посвящен ангелу Вад (Ветру), но "Вад Яшт" не сохранился.

23 день — день Дэй.

24 день — день Дайны Вангхви (Доброй Веры, Рели­гии), и в этот день читают шестнадцатый гимн — "Дин Яшт" (гимн Дайне), в котором прославляется в первую очередь Чиста Разишта (Справедливейшее Учение, Мировоззрение).

В 25 день, который связан с Аши Вангхви (Благим Распределением, Раздачей по заслугам), читается хорошо известный "Ард Яшт", который является семнадцатым гимном.

Восемнадцатый гимн — "Аштад Яшт" (гимн Аш­тад) — читается не только в 26 день (день самой Аштад), но и в 18 день (день Рашн). Сами слова Аштад и Рашн происходят из одного корня и переводятся как Справедливость, но Аштад — женского рода, а Рашн — мужского, и они дополняют друг друга.

27 день связан с Небом — Асман, но Яшт, посвящен­ный ему, не сохранился. Зато сохранился Яшт, посвящен­ный ангелу 28 дня месяца Замьяд (Земле). Это девятнад­цатый гимн, который называется "Замьяд Яшт" (гимн Земле). Впрочем, Земле там посвящена только первая часть (первые восемь строф), остальной текст посвя­щен Хварну.

К последним дням — 29 (Мантра Спанд, Святая Мо­литва) и 30 (Анарам, Безначальный Свет) — Яштов, к сожалению, не сохранилось.

Двадцатым яштом считается "Вананд яшт", гимн стражу-звезде Вананду, который должен читаться в 13 день (Тиштрьи). Это самый короткий из Яштов, за вычетом вступительных и заключительных стандарт­ных молитв, состоящий всего из одной строфы. Тем не менее, он входит в канон. К Яштам также относят, но уже без специального соотнесения к календарю, такие тексты как два фрагмента из "Хадохт Наска" (первый — хвала молитве "Ашем Воху", второй — о судьбе души после смерти), "Виштасп Яшт" (гимн царю Виштаспе, покровителю Заратуштры), "Африн Пайгамбар Зар­тошт Яшт" (Прославление Заратуштры) и, конечно, хорошо известный гимн Хаоме — "Хом Яшт", включен­ный в основную литургию Ясны (главы 9-11), который иногда называют двадцатым Яштом, а "Вананд Яшт" считается двадцать первым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных