![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Примирение с равнодушиемНу и 7 ноября выдалось в этом году! 4 ноября, к 130-летию со дня рождения Колчака, ему открыт памятник в Иркутске. РПЦ предложила отмечать выходным днем 4 ноября, но не в честь Колчака, а в связи с «окончанием Смутного времени в 1612 году», а 7 ноября (начало нового смутного времени) сделать рабочим днем. Это предложение впервые высказал Жириновский, и есть все основания считать, что Дума может эту идею поддержать. 7 ноября осиротело в 1991 году. Мачеха – новая российская власть – не решалась сиротку убить, но и кормить ее дальше не хотела. Поэтому 7 ноября переименовали в День согласия и примирения, обкорнали, как могли (само собой, исчезли парады, ужали до минимума демонстрации). И вот теперь – завершающий акт? <…>Вмешательство государства в историю, т.е. ее «подчистка». Исходя из своих сегодняшних тактических (или «стратегических») выгод, есть государственное преступление. <…> Какие герои и подвиги остались в массовом сознании российского общества? Народ помнит главное: Куликовская битва, Иван Грозный, Петр Великий, 7 ноября и Ленин, 22 июня – 9 мая и Сталин. Больше имени дат народная память все равно вместить не может. Но уж любое из этих событий ничем не заменишь, никакими свежеокрашенными «4 ноября 1612 года». Заменить - нельзя. А вот затоптать, затереть, убить, лишить внутренней энергии (остатков такой энергии) вполне возможно. Это будет примирение – путем равнодушия, согласие – ценой эмоционального опустошения. А такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра – одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра… (Л.Радзиховский)
Схема прагмастилистического анализа текста: 1. Функционально-стилевая принадлежность текста, его основные стилевые черты. 2. Прагматическая установка (ПУ) текста. Авторские целеустановки. 3. Соотношение прагматической и фактуальной информации. Основная тональность текста (нейтральная / экспрессивная: торж., рит., шутл. и др.). Оценка отбора фактуальной информации, ее роль в реализации авторской целеустановки. 4. Характеристика композиционно-речевых средств и способов реализации ПУ: 4.1. Эффектность композиционного построения: § Оригинальность зачина, концовки (об их разновидностях см. [10] или приложение 1). § Выразительность заголовка, его соответствие прагматической установке текста (Он может быть еще более выразительным? Предложите свои 3-4 варианта заголовка). § Абзацное членение (предложите свой вариант, аргументируйте его целесообразность, выразительность). 4.2. Языковые способы и средства: § Лексико-фразеологические. Характер номинаций лиц и событий (нейтр. / экспресс.). Тропы, оценка их оригинальности / стандартности. § Грамматические средства: типы предложений, полнота и распространенность конструкций, парцелляции. Средства экспрессивного синтаксиса, риторические фигуры, вопросно-ответные комплексы и др. § Характеристика текста с точки зрения охвата стилистическими приемами (точечные, разовые включения/ организация фрагмента/ организация всего текста). Метафоры – простые / развернутые; сравнения простые (в основе сближения предметов один признак / несколько признаков). Приемы языковой игры. 5. Итоговая оценка оригинальности и выразительности текста с точки зрения наилучшего осуществления коммуникативных намерений автора с учетом особенностей сферы общения.
Приложение 1.
Заголовки можно классифицировать по типу прагматической установки, т. е. реализованного в речи коммуникативного намерения автора воздействовать на адресата текста (классификация предложена Т.А. Фадеевой, см.: [10, с. 31–34]):
Типы зачинов Зачины классифицируют с учетом способа введения в содержание сообщения (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: 10, с. 38-43): 1. Повествовательный зачин вводит в тему текста постепенно, с последовательным перечислением аспектов базовой новости, с указанием того, кто, когда, как, где и т. д. сделал. В Чечне в воскресенье погиб секретарь Совета безопасности республики Рудник Дудаев; В субботу состоялась жеребьевка финальной стадии чемпионата мира, который пройдет с 9 июня по 9 июля в Германии (все из «Коммерсанта»). Подобные зачины широко используются в художественных произведениях, а также в газетных, журнальных публикациях, представленных в «информационной» форме, сообшениях информационных агентств. 2. Ускоренно-повествователыиый зачин (далее УПЗ) подготавливает к восприятию новой информации с помощью небольшого фрагмента-приступа (чаще всего это одно предложение), после которого следует изложение основных фактов. Такие зачины имеют ряд трафаретных начал, по которым их можно разбить на группы: ü УПЗ с временными словами раз, как-то раз, однажды, один раз, иногда и подобными, акцентируюшими внимание на событии — определенной точке временной оси. ü УПЗ с обобщением в первом предложении (это могут быть афоризмы, крылатые слова, пословицы, сентенции и т.д.), позволяющее связать базовый факт с каким-то более общим явлением, представив этот факт как одно из проявлений некой закономерности или, наоборот, как исключение из правил. ü УПЗ с вопросительным предложением, которое традиционно используется для установления коммуникативного контакта с читателем, помогает последнему сориентироваться в проблематике текста. ü УПЗ со словом это, за которым обычно следуют глаголы было, случилось, происходило, произошло и пр., которые как бы выхватывают предмет сообщения из обильного непрерывного потока жизни. ü УПЗ со словом есть, выступающим таким же акцентуатором, как и выражение «это случилось». ü УПЗ с выделительным оборотом один (одна, одно) из, стоящим в начале или в середине первой фразы. Стилистический потенциал ускоренно-повествовательных зачинов особенно ценится авторами художественных произведений, научно-популярных и научно-учебных текстов, газетных и журнальных публикаций в «неинформационной форме», с преобладанием активного вида воздействия на адресата. Развод – стресс для обоих супругов (зачин статьи о разделе совместно нажитого имущества в газ. «Труд-7»); Это случилось в последние годы могучего Рима (зачин неоконченного стихотворения М.Ю. Лермонтова); Приходилось ли вам встречаться с чрезвычайно приветливым, напористым человеком с твердымрукопожатием и постоянной улыбкой налице? (зачин статьи («Как распознать овна» из популярной книги о знаках зодиака Л. Гудмен); В нашей прозе сейчасвремя Треплевых с их заносчивым авангардизмом (начало обзора современной литературы в («Новой газ.»). 3. Динамические зачины без всякого приступа помещают читателя как бы в середину повествования. «События, о которых идет речь, уже находятся в развитии, в динамике, и начальную информацию читатель должен искать в ближайшем изложении» [149, с. 41]. Грамматически динамические зачины оформляются по-разному: это могут быть синтаксические конструкции с инверсией подлежащего и сказуемого, и предложения-реплики начатого за границами текста диалога или монолога и др. Однако главным при восприятии таких зачинов является «ощущение того, что мынаходимся в середине события или наблюдаемого явления» [149, с.4]. Динамические зачины широко используются в художественной литературе, публицистике (в аналитических и художественно-публицистических текстах), ораторских вьтступлениях, учебно-научных и популярных текстах: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. <...> Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых... (зачин первой гл. «Евгения Онегина»); Если хотя бы половина из того, что они рассказывают. правда, то произошла вопиющая провокация против России», - сказал Дмитрий Козак после встречи с делегацией бороздиновцев в Ханкале (лид ст. в «Новой газ.»). Типы концовок Концовки классифицируют с учетом способа завершения сообщения о фактах, изложенных в тексте (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: [10, с. 46 —50]): 1. Обобщающая концовка, подводяшая итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах: Таким образом,рационально-логические приемы и эмоционально-риторические структуры реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления (В.В. Одинцов, «Стилистика текста»). 2. Оценочная концовка, содержащая оценку основных событий, фактов, содержашихся в тексте, или описанных предметов, явлений: До челяди пока руки не доходят (ст. о строительстве элитных подмосковных поселков в рамках национального проекта «Доступное жилье » «Новая газ.»). 3. Концовка с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: А завтра снова в путь (из соч.). 4. Призывная концовка, завершающая сообщение призывом к какому-либо действию (физическому или психологическому): Приходите посмотреть качественное и интересное кино о жизни как она есть! («Парилка»). 5. Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст: Собрание приняло решение привести Дом кино в надлежащий вид, чтобы открыть сезон хотя бы 1 декабря («Новая газ.»). 6. Концовка с открытой перспективой повествованая, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переносится в воображение читателя. Одна из примет — многоточие (или его можно предположить): Такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра — одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра... («Российская газ.»). 7. Проблемная концовка, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии: Да что там Дом кино, я слышал, что скоро очередь дойдет и до Дома ветеранов. Разве это не безнравственно? («Новая газ.»).
Приложение 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|