Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. Московский государственный университет печати




Московский государственный университет печати

ГОЛУБ И.Б. СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учеб. пособие


Предисловие

 

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

 

1.1. Введение

 

1.2. Смысловая точность речи. Выбор слова

 

1.2.1. Слово - основа для понимания текста

 

1.2.2. Поиск нужного слова

 

1.2.3. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова

 

1.2.4. Лексическая сочетаемость

 

1.2.5. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием

 

1.2.6. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка

 

1.2.7. Речевая недостаточность

 

1.2.8. Речевая избыточность

 

1.2.9. Повторение слов

 

1.3. Стилистическое использование в речи синонимов

 

1.3.1. Лексическая синонимия

 

1.3.2. Типы лексических синонимов

 

1.3.3. Стилистические функции синонимов

 

1.3.4. Стилистически не оправданное употребление синонимов

 

1.4. Стилистическое использование в речи антонимов

 

1.4.1. Лексическая антонимия

 

1.4.2. Стилистические функции антонимов

 

1.4.3. Стилистически не оправданное употребление антонимов

 

1.5. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов

 

1.5.1. Полисемия

 

1.5.2. Омонимия и смежные с ней явления

 

1.5.3. Стилистические функции многозначных слов и омонимов

 

1.5.4. Индивидуально-авторская омонимия

 

1.5.5. Стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы

 

1.6. Паронимия и парономазия

 

1.6.1. Паронимы

 

1.6.2. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам

 

1.6.3. Парономазия

 

1.6.4. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов

 

1.6.5. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов

 

1.7. Стилистическая окраска слов

 

1.7.1. Функционально-стилевое расслоение лексики

 

1.7.2. Эмоционально-экспрессивная окраска слов

 

1.7.3. Использование в речи стилистически окрашенной лексики

 

1.7.4. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей

 

1.7.5. Канцеляризмы и речевые штампы

 

1.8. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

 

1.8.1. Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык

 

1.8.2. Диалектизмы в художественной речи

 

1.8.3. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов

 

1.8.4. Профессиональная лексика

 

1.8.5. Использование профессиональной лексики в литературном языке

 

1.8.6. Стилистически не оправданное употребление профессионализмов

 

1.8.7. Жаргонная лексика

 

1.8.8. Использование жаргонной лексики в литературном языке

 

1.8.9. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов

 

1.9. Устаревшие слова

 

1.9.1. Процесс архаизации лексики

 

1.9.2. Состав устаревших слов

 

1.9.3. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи

 

1.9.4. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов

 

1.10. Новые слова

 

1.10.1. Пополнение лексики новыми словами

 

1.10.2. Типы неологизмов

 

1.10.3. Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной и публицистической речи

 

1.10.4. Ошибки, вызванные употреблением неологизмов

 

1.11. Стилистическая оценка заимствованных слов

 

1.11.1. Приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы

 

1.11.2. Стилистическая классификация заимствованных слов

 

1.11.3. Заимствованные слова в художественной и публицистической речи

 

1.11.4. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов

 

2. Фразеологическая стилистика

 

2.1. [Понятие фразеологической стилистики]

 

2.1.1. Особенности употребления фразеологизмов в речи

 

2.1.2. Стилистическая окраска фразеологизмов

 

2.1.3. Синонимия фразеологизмов

 

2.1.4. Антонимия фразеологизмов

 

2.1.5. Многозначность фразеологизмов

 

2.1.6. Омонимия фразеологизмов

 

2.1.7. Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи

 

2.1.8. Фразеологическое новаторство писателей

 

2.1.8.1. Разрушение образного значения фразеологизмов

 

2.1.8.2. Изменение количества компонентов фразеологизма

 

2.1.8.3. Преобразование состава фразеологизма

 

2.1.9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

 

2.1.10. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма

 

2.1.11. Искажение образного значения фразеологизма

 

2.1.12. Контаминация различных фразеологизмов

 

2.2. Лексические образные средства

 

2.2.1. Понятие образности речи

 

2.2.2. Определение тропа

 

2.2.3. Границы использования тропов в речи

 

2.2.4. Характеристика основных тропов

 

2.2.4.1. Метафора

 

2.2.4.2. Олицетворение

 

2.2.4.3. Аллегория

 

2.2.4.4. Метонимия

 

2.2.4.5. Антономасия

 

2.2.4.6. Синекдоха

 

2.2.4.7. Эпитет

 

2.2.4.8. Сравнение

 

2.2.4.9. Гипербола и литота

 

2.2.4.10. Перифраза

 

2.2.5. Стилистически не оправданное употребление тропов

 

3. ФОНИКА

 

3.1. Понятие фоники

 

3.1.1. Значение звуковой организации речи

 

3.1.2. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение

 

3.2. Благозвучие речи

 

3.2.1. Понятие благозвучия

 

3.2.2. Сочетаемость звуков в русском языке

 

3.2.3. Эстетическая оценка звуков русского языка

 

3.2.4. Частота повторения звуков в речи

 

3.2.5. Длина слова

 

3.2.6. Значение благозвучия

 

3.2.7. Нарушение благозвучия при создании аббревиатур

 

3.2.8. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста

 

3.3. Звукопись в художественной речи

 

3.3.1. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи

 

3.3.1.1. Звуковые повторы

 

3.3.1.2. Исключение из текста слов определенного звучания

 

3.3.1.3. Использование неблагозвучия речи

 

3.3.1.4. Отклонение от средней длины слова

 

3.3.2. Стилистические функции звукописи в художественной речи

 

3.3.2.1. Звукоподражание

 

3.3.2.2. Выразительно-изобразительная функция звукописи

 

3.3.2.3. Эмоционально-экспресивная функция звукописи

 

3.3.2.4. Смысловая функция звукописи

 

3.3.2.5. Композиционная функция звукописи

 

3.3.2.6. Понятие звукообраза

 

3.3.3. Работа над фоникой в процессе авторедактирования

 

3.4. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи

 

3.4.1. Роль фоники в различных стилях речи

 

3.4.2. Случайные звуковые повторы в прозаическом тексте

 

3.4.3. Устранение случайных звуковых повторов при стилистической правке текста

 

3.4.4. Неуместная рифма. Неоправданная ритмизация прозы

 

4. СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

4.1. Создание оценочных значений средствами словообразования

 

4.1.1. Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи

 

4.1.2. Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в современном русском языке

 

4.1.3. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка

 

4.1.4. Стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств писателями

 

4.2. Словообразовательные архаизмы

 

4.2.1. Окказиональное словообразование

 

4.2.2. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста

 

5. СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

 

5.1. Стилистика имени существительного

 

5.1.1. Место имени существительного в разных стилях речи

 

5.1.2. Стилистическое использование имен существительных в художественной речи

 

5.1.3. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного

 

5.1.3.1. Стилистическая характеристика категории рода

 

5.1.3.2. Стилистическая характеристика категории числа

 

5.1.3.3. Стилистическая характеристика вариантов падежных форм

 

5.1.4. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных

 

5.2. Стилистика имени прилагательного

 

5.2.1. Место имени прилагательного в разных стилях речи

 

5.2.2. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи

 

5.2.3. Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных

 

5.2.4. Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных

 

5.2.5. Стилистическая оценка кратких прилагательных

 

5.2.6. Стилистическая характеристика вариантных форм прилагательных

 

5.2.7. Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах

 

5.2.8. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных

 

5.3. Стилистика имени числительного

 

5.3.1. Место имени числительного в разных стилях речи

 

5.3.2. Стилистическое использование имен числительных в художественной речи

 

5.3.3. Синонимия количественно-именных сочетаний

 

5.3.4. Стилистическая характеристика вариантных форм имени числительного

 

5.3.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных

 

5.4. Стилистика местоимения

 

5.4.1. Употребление местоимений в разных стилях речи

 

5.4.2. Стилистическая оценка устаревших местоимений

 

5.4.3. Стилистическое использование местоимений в художественной речи

 

5.4.4. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений

 

5.4.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений

 

5.5. Стилистика глагола

 

5.5.1. Место глагола в разных стилях речи

 

5.5.2. Стилистическое использование глаголов в художественной речи

 

5.5.3. Стилистическое использование грамматических категорий глагола

 

5.5.3.1. Стилистическая характеристика категории времени

 

5.5.3.2. Стилистическая характеристика категории вида

 

5.5.3.3. Стилистическая характеристика категории наклонения

 

5.5.3.4. Стилистическая характеристика категорий лица и числа

 

5.5.3.5. Стилистическая характеристика категории залога

 

5.5.4. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола

 

5.5.5. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола

 

5.5.5.1. Инфинитив

 

5.5.5.2. Причастие

 

5.5.5.3. Деепричастие

 

5.5.6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола

 

5.6. Стилистика наречия

 

5.6.1. Стилистический аспект в изучении наречия

 

5.6.2. Стилистическая оценка разрядов наречий

 

5.6.3. Стилистическое использование наречий в художественной речи

 

5.6.4. Стилистическая оценка степеней сравнения и степеней качества наречий

 

5.6.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий

 

6. Синтаксическая стилистика

 

6.1. Стилистическое использование различных типов простого предложения

 

6.2. Стилистическое использование порядка слов

 

6.3. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения

 

6.4. Стилистическая оценка главных членов предложения

 

6.4.1. Выражение подлежащего и сказуемого

 

6.4.2. Варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого

 

6.5. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения

 

6.6. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений

 

6.7. Устранение ошибок в согласовании определений и приложений

 

6.8. Стилистическая оценка вариантов управления

 

6.9. Устранение ошибок в выборе форм управления

 

6.10. Стилистическое использование однородных членов предложения

 

6.11. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения

 

6.12. Стилистическое использование обращений

 

6.13. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций

 

6.14. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи

 

6.14.1. Стилистическое использование различных типов сложного предложения

 

6.15. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений

 

6.16. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

 

6.17. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций

 

6.18. Синтаксические средства экспрессивной речи

 

Список условных сокращений

Предисловие

Книга написана в соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати. Изложение теоретического материала подчинено цели научить будущих журналистов и редакторов, словесников, бакалавров филологических наук стилистическому подходу к использованию речевых средств; выработать у начинающих филологов лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной русской речи и нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.

В книге показаны яркие примеры искусного использования языковых средств писателями, публицистами и речевые ошибки, возникающие из-за авторской небрежности или незнания литературной нормы. Анализ примеров авторедактирования писателей-классиков, а также стилистической правки рукописей опытными редакторами позволяет проникнуть в творческую лабораторию мастеров слова, у которых следует учиться, овладевая основами литературного редактирования.

Автор книги последовательно решает поставленную в ней задачу - дать типологию речевых ошибок при изучении лексической, морфологической, синтаксической стилистики, а также фоники; научить будущих редакторов и журналистов стилистическому анализу языка рукописей; наглядно показать, как используются языковые ресурсы при литературном редактировании произведений; привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении; выработать профессиональную нетерпимость к стилистическим недочетам в словоупотреблении, звуковой организации текста, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических конструкций.

Данная «Стилистика современного русского языка» представляет объединенные автором в одной книге материалы учебников, выходивших в разные годы в издательстве «Высшая школа» (Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. М., 1976; Указ. соч. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986; Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989), а также учебных пособий, изданных в МГАП (Стилистическая правка рукописи. М., 1988; Проблемы синтаксиса простого предложения при редактировании рукописи. М., 1990.).

Теоретический курс стилистики создавался и дополнялся автором в процессе многолетней работы со студентами МГАП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте.

Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.

Автор пользуется возможностью выразить благодарность своим слушателям и коллегам, проявлявшим живой интерес к проблемам стилистики и собиравшим забавные примеры речевых ошибок и стилистической правки текстов.

1.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1.

Введение

В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. С.Я. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий».

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.

Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.

1.2.

Смысловая точность речи. Выбор слова

1.2.1.

Слово - основа для понимания текста

Работа над стилем произведения - это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л.Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог».

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи.

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т.е. значением. Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение, называя явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствуют определенные понятия. При четком изложении мысли используемые авторами слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению. В.Г. Белинский писал: «Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его».

1.2.2.

Поиск нужного слова

Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения. Например, в черновике повести А.С. Пушкина «Дубровский» находим такую правку: Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлениями глубокого уважения [глубокой преданности; глубокого подобострастия] - последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение подкупленных Троекуровым чиновников, и писатель оставил его в тексте.

Очень много работали над своими рукописями Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и другие русские писатели. Поиск нужного слова отражает их авторедактирование. Интересно сравнить первоначальный и окончательный варианты некоторых текстов наших классиков. Приведем примеры из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Первоначальный вариант Опубликованный текст
1. Поднявшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета. 1. Сорвавшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета.
2. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы. 2. Зашумели запорожцы и разом почуяли свои силы.
3....Посмеялись над православною верою. 3. Поглумились над православною верою.
4. - «Добре!» - повторилось в рядах запорожцев. 4. - «Доброе слово сказал и кошевой!» - отозвалось в рядах запорожцев.
5. «Ну, ну, рассказывай, что такое!» - отвечала в один голос толпа. 5....кричала в один голос толпа.
6. Эти слова проникнули молнией. 6. Эти слова пролетели молнией.

Стремление найти точные слова побуждает писателей править текст, сопоставляя возможные варианты выражения мысли. У Н.А. Некрасова находим такую стилистическую правку в описании сцены «у парадного подъезда», которая так поразила поэта, сочинившего впоследствии известное стихотворение: «- Делать нечего, [пошли, айда, направились, потянулись] завернули в кабак». Как видим, автору не так легко было подобрать глагол движения, передавший настроение обиженных крестьян.

Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а какой труд предшествовал этому, сколько черновиков было написано и потом уничтожено, сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать ее на бумаге, - об этом можно только догадываться.

А.П. Чехов так отзывался о своей работе: «...Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю». Брату он советовал: «Надо люто марать», - замечая: «...Я не хочу признавать рассказов без помарок». Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А.П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными». И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время... Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два...». Этот огромный труд писателя над словом скрыт от нас, потому что мы видим уже готовое произведение. Исследователь же, сравнивая черновики и беловой вариант, сопоставляя различные редакции произведений, отчасти проникает в творческую лабораторию писателя и по лексическим заменам может судить о том, как он трудился над словом.

Много лексических замен сделал А.И. Куприн, работая над статьей «Памяти Чехова». Вот примеры более точного выбора слов в процессе стилистической правки рукописи самим писателем:

Варианты Опубликованный текст
1. - А ведь никто не знает, что самое главное в этом человеке. 1. - А ведь никто не догадывается, что самое характерное в этом человеке.
2. Он мог быть добрым и щедрым, не любя, ласковым и нежным... не рассчитывая на признательность. 2. Он мог быть добрым и щедрым, не любя, ласковым и участливым... не рассчитывая на благодарность.
3. …Приезжал, кажется, с главной целью показать больному тогда А. П-чу постановку его пьесы. 3....Приезжал, кажется, с исключительной целью...

Интересна правка М. Горького в романе «Мать»:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных