Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество А. Солженицына




Александр Исаевич Солженицын — современный писатель, публицист, гражданин. В 1959 году появляется рассказ «Один день Ивана Денисовича». В 1964 году был выдвинут на Ленинскую премию в области литературы, но почему-то не получил.
Нашлись «более достойные произведения». В 1966году правительство начинает борьбу с инакомыслием, а Солженицын — работу над «Архипелагом ГУЛАГ». Печатает несколько произведений, в том числе «Матренин двор», но критика или молчит, или очерняет работу писателя. Официальные власти начинают борьбу с Александром Исаевичем. Солженицын пишет свое знаменитое письмо вождям, обращается в правительство. Официальные власти молчат, печататься по-прежнему запрещено. В 1974 году писатель распространяет в рукописи свое обращение «Жить не по лжи», главная идея которого — духовное сопротивление, отказ участвовать во всем, против чего сопротивляется душа, не поддерживать официальную пропаганду имперских амбиций. В 1970-м получает Нобелевскую премию за «Архипелаг ГУЛАГ». Его высылают в Германию, а затем писатель переезжает в США, в Вермонт. Он продолжает свою работу над эпопеей «Красное колесо». В России «Архипелаг ГУЛАГ» издан лишь в 1990 году. Затем печатается полное собрание сочинений писателя.
В 1994 году Солженицын вернулся. Писатель своим творчеством, сподвижнической деятельностью, необыкновенно честным, гражданским отношением к себе и окружающим поднял необычайно высоко планку русской литературы.
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» писатель показал государственную машину унижения человека и возможность в этих условиях работать не по принуждению, а для души. Когда Шухов кладет стену, Иван Денисович не бросает работу, хотя приспело время. Он поступает как рачительный хозяин, заканчивая неспешно работу, когда заканчивается раствор. Здесь Солженицын, мне кажется, говорит о том, что, оставаясь человеком даже в таких тяжелых условиях, Шухов начинает мыслить творчески, работая по совести, а не из-под палки.
Лагерь — это испытание Божье. Но Шухов в Бога не верит, а верит в себя, свои силы, свое умение приспособиться к условиям, не подличая, не предавая других. В Гулаге можно очень легко погибнуть, например как кавторанг Буйновский, но кому это принесет пользу? Эту жертву никто и не заметил, тем более не оценил. Можно унижаться, облизывая чужие тарелки, как Фетюхов, забывая о человеческом достоинстве, помнить только пищеварительную систему, жить ей в угоду, напоминая скорее животное, чем человека. Но этот путь гибельный, так же, как и путь кавторанга, идущегонапролом.
Еще есть один путь, Алеши-баптиста, мученика веры, но для Шухова и этот путь не подходит — он атеист. В конце дня, подводя итог прожитому, Иван Денисович считает день счастливым, потому что остался человеком, одержав моральную победу над мучителями-палачами. Но герой не знает громких слов. Он просто охарактеризовал себя: не сподличал, не состукалился — это для Ивана Денисовича главное. День прошел. А что там впереди... Новые испытания... жизнь, но не любой ценой, а такая, за которую не придется краснеть. Это главное условие продолжения существованиядлягероя.
Здесь позиции автора и героя полностью совпадают.

 

69.Русская поэзия 1960х-1970х годов. Русская поэзия двух последних десятилетий необы­чайно многообразна по темам, жанрам, стилевым на­правлениям. 1970-е годы — время расцвета тех поэтов, ко­торые заявили о себе на волне хрущевской оттепели: Е. Евту­шенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахма­дулиной, Р. Казаковой. Этот период плодотворен для по­этов старшего поколения, прошедших войну, — Д. Самойло­ва, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы, Я. Смелякова, Л. Мар­тынова. В конце 1960-х — начале 1970-х годов очень бурно заявило о себе лирико-публицистическое направление. Поэты этого направления — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, отчасти А. Вознесенский, Я. Смеляков — обращались к актуальным проблемам современ­ности, к событиям политической жизни, откликались на все, происходящее в стране и за ее пределами. Их поэзия отличалась гражданской направленностью («Гражданственность», «Интим­ная лирика» Е. Евтушенко, «Ностальгия по настоящему», «Пор­нография духа» А. Вознесенского, «Подкупленный», «Кому при­надлежу» Р. Рождественского и др.). О высоком предназначении человека говорится в поэме Е. Евтушенко «Братская ГЭС»: Нет чище и возвышенней судьбы — всю жизнь отдать, не думая о славе, Чтоб на земле все люди были вправе себе самим сказать: «Мы не рабы». Поэты лирико-публицистического направления обращались к современникам напрямую. Они охватывали разные стороны жизни, ставили вопросы нравственной чистоты и совести, мо­рального суда как высшей инстанции. Они стремились постиг­нуть историю и современность, проникнуть в суть тенденций общественного развития. История России как подготовка ее ко дню настоящему, про­пущенная через иногда ироническое, иногда даже условно-фантастическое восприятие, становится темой стихов Д. Самойлова («Ночной гость», «Пестель», «Поэт и Анна», «Конец Пугачева», «Иван Грозный»), «Историческая» поэзия Д. Самойлова об­ращена к постижению психологического и нравственного состо­яния современного общества. Особое значение в поэзии Д. Са­мойлова имеет тема памяти — о войне («Сороковые, роковые…», «Перебирая наши даты»), о юности («Память», «Весь лес лист­вою переполнен…»). В творчестве Д. Самойлова гражданственное и личное смыкаются, публицистическое пронизывается тонким лирическим чувством. Лирико-философское направление связано с обращением к «веч­ным» вопросам добра и зла, жизни и смерти, смысла и ценности человеческой жизни. Важной проблемой философской лирики яв­ляется проблема творчества, назначения и природы искусства. Среди поэтов этого направления особенно выделяется глуби­ной, интеллектуальностью, свободой мысли творчество поэтов старшего поколения — Л. Мартынова, А. Тарковского, Е. Виноку­рова. Л. Мартынов воспринимает человека как часть природы, при­званную созидать, творить («Царь природы», «Внутренний мир»). Мир представляет собой единство; в каждой его частице, в каж­дой капле отражено вечное и всеобщее. Именно таков смысл стихотворений «Таится смысл во всем», «Все обрело первич­ный вес». Поэт стремится понять истоки, силу и смысл искус­ства. Он обращается к загадке необыкновенных гениальных твор­цов — Босха, П. Брейгеля. Путь поэзии Л. Мартынов видит в про­стоте, умении сложную многомерность мира передать через осо­бую «дерзость простоты» («Творчество»): Чтоб творчество, полное внутренней мощи И многообразное, как никогда, Дерзало бы стать по возможности проще, Как — попросту — солнце, Как просто звезда! Искусство, по мысли Л. Мартынова, подобно космическим стихийным силам. Но оно должно быть естественным, обращен­ным к человеку. Об этом стихи «Поэзия», «Источники», «Изо­бразительные средства». Поэзия А. Тарковского тоже пронизана философскими раз­думьями о вечных проблемах бытия. Но они более субъективны, лиричны, чем у Л. Мартынова. А. Тарковский более чуток к про­тиворечиям времени, к нарастающему трагизму его («К стихам», «Словарь»), В поэзии А. Тарковского постоянна совестная, покаян­ная нота: «В четверть шума я слышал, в полсвета я видел». Поэт чувствует себя связующим звеном между культурой прошлого и культурой современности. Цель искусства он видит в достиже­нии гармонии и чистоты. Особые отношения складываются в лирике А. Тарковского между поэтом и миром. Между человеком и мирозданием существует таинственная связь. Человек, по А. Тар­ковскому, — центральная фигура пространства и времени: Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними лег во весь свой рост - Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост. Сфера чувств, интимные переживания образуют основу ли­рической поэзии. Поэты-лирики стремятся проникнуть во внут­ренний мир человека, понять малейшие движения его души. Нет ни одного поэта, которого не волновала бы тема любви, а пере­живания, связанные с ней, не становились бы предметом поэти­зации. В 1960-е годы как никогда в советской поэзии стало разви­ваться лирико-романтическое направление. Б. Окуджава, Н. Мат­веева, Ю. Левитанский, Ю. Мориц поэтизировали духовную кра­соту человека, усматривая ее не в служении социальным идеа­лам, а в общечеловеческих понятиях личной чести и достоин­ства, дружбы, мужской смелости и отваги, женской чистоты, красоты. Женщина в произведениях романтического направле­ния предстает как объект поклонения, преклонения и любви, как божество, Ваше Величество, а не как терпеливая вечная труженица. Романтики в своих стихах выразили тайную тоску идеологизированного советского человека по чему-то вечному, нетленному, что славилось и возносилось во все века. Интим­ная, камерная интонация их лирики затрагивала самые потаен­ные струны души, вызывала сопереживание. Лирика Б. Окуджавы пронизана всеохватывающей нежностью, чистотой («Грузинская песня», «Давайте восклицать», «Синий троллейбус»). Война, память о ней, о солдатской дружбе, о вы­соких порывах военного поколения, горечь утрат — один круг поэтических мотивов Б. Окуджавы. В стихах поэт передает ощу­щение своего поколения — московских интеллигентных мальчи­ков, которые из оптимистических мечтаний были брошены в страшную воронку войны. Стихи «До свидания, мальчики», «Мы за ценой не постоим», «Бери шинель» стали драматическими песнями, отразившими духовную жизнь сверстников поэта. Другой мотив поэзии Окуджавы — надежда. Это магическое слово, обретающее собственную, почти материализованную жизнь. Не оставляет лирического героя «надежды маленький оркестрик», поддерживает его в самые суровые дни («Опустите, пожалуйста, синие шторы», «Я вновь повстречался с надеж­дой»). Особое место в творчестве Окуджавы занимает женщина. Его герой — рыцарь, для которого женщина — Прекрасная дама. Лю­бовь, даже отвергнутая, всегда высока, одухотворена. Не плот­ская страсть владеет героем, а возвышенное, в чем-то даже не земное, а божественное чувство. Радость любви смешивается с нежной грустью, все кажется хрупким, преходящим, требую­щим бережного отношения («Ваше Величество женщина», «Слава женщине моей», «Заезжий музыкант», «Прощание с новогод­ней елкой»). Несколько иного рода романтическая поэзия Н. Матвеевой. Она видит чудесное, необыкновенное в обычных вещах, в обы­денных явлениях, в природе. Поэтесса поворачивает знакомое таким образом, что оно начинает светиться новым светом, об­ретает новую жизнь: Как девушка над рукодельем И как чепец ее склоненный, Так ландыш выглядит отдельным И замкнутым в семье зеленой. Поэтов-романтиков всегда влечет то, чего не хватает в жиз­ни, о чем, может быть, не осознавая, томятся многие чуткие души. Многие поэты 1960-х — начала 80-х годов испытывали ностальгию по уходящей деревенской жизни, по ее естествен­ности и простоте. Они поэтизировали несуетное деревенское бытие, стойкую нравственность сельских жителей. В поисках адекватных форм отражения «уходящей натуры» А. Яшин, С. Ви­кулов, Н. Рубцов, Н. Тряпкин обращались к устному народно­му творчеству. Народно-поэтическое направление передавало ду­ховную красоту народного характера, запечатлевало «самую жгучую, самую смертную связь» поэтов со своей «малой» ро­диной, «с каждой избою и тучею». Трепетная, нежная любовь к деревне пронизывает стихи Н. Рубцова, поэта необыкновенной душевной чуткости и чистоты. Он очень точно передал ощуще­ние современника, выросшего в деревне, но оказавшегося в плену города: …Но хочется как-то сразу Жить в городе и в селе. Ах, город село таранит! Ах, что-то пойдет на слом! Меня все терзают грани Между городом и селом. Грусть о детстве, об изменяющейся деревне и человеке, те­ряющем неизбежно что-то сокровенное в новой жизни, окра­шивает поэзию Н. Рубцова: И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая. Стремление сохранить подлинные нравственные ценности, ду­ховные богатства русского народа свойственно не только Н. Руб­цову, но и другим поэтам народно-поэтического направле­ния.

70.Нонконформисткая литература. Ю.Трифонов. Л.Петрушевская. А.Битов. Конформизм (Лат. conformis - подобный, сообразный). Термин обозначающий способность принимать мир таким какой он есть и пассивность по отношению к общепринятому порядку вещей и ценностям. Так-же подсознательное или ярковыраженное желание быть таким как все, стремиться к тому, к чему стремится большинство, ну или придерживаться мнения этого самого большинства.

Проявление конформизма может быть как и в общем положении вещей, традиция, политике и т.п. так и в более локальном понимании как литература и другом направлении искусства.

Естественно Нонконформизм - это противоположность первому. То есть - не принятие общего порядка и не желание принимать мир, традиции, порядки такими какие они есть. Как и конформизм, нонконформизм может проявляться в разных отраслях от более глобальных до локальных и не значительных.

Нонконформизм - это протест, протест против устоявшихся правил, будь-то политическая арена, музыкальные направления, литература, да или вообще просто стиль жизни и поведения в обществе.

Ю.Трифонов русский прозаик. Родился 28 августа 1925 в Москве в семье партийного работника. В 1944 поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1949. Будучи студентом, в 1947 Трифонов опубликовал свои первые рассказы. Публикация романа Студенты (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и, соответственно, вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, – о жизни ровесников.
Писал рассказы разного стилевого и тематического диапазона, опубликовал роман Утоление жажды (1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала в пустыне.
Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н. «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности. Первым произведением «московского цикла» стала повесть Обмен (1969). Другая жизнь (1973)
Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей».. Завершением «московского цикла» стал роман Дом на набережной (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930–1940-х годов.
Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа Студенты до посмертно опубликованного романа Время и место (1981), посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле.
Л.Петрушевская. Писатель изображает ситуации, в принципе невозможные в советской стране. Она рисует жизнь такой, какая она есть на самом деле, такой, какой Петрушевская ее видит.

Произведения писателя самобытны. В ее прозе грубо натуралистические, максимально приближенные к правде жизни ситуации сочетаются с исключительной и подчеркнутой литературностью. В названиях рассказов Петрушевской заложена преемственность со всей мировой литературой: «Случай Богородицы», «Песни восточных славян», «Медея», «Новые Робинзоны», «Новый Гулливер», «Новый Фауст», «Дама с собаками», «Элегия», «Теща Эдипа», «Мост Ватерлоо». На этом фоне отчетливее проступают дикость и безумие жестокой повседневности, в которую писатель всматривается без малейших признаков брезгливости. При этом в интонации повествования у Петрушевской никогда не прорывается гнев или осуждение. Только понимание, только скорбь: «Все-таки болит сердце, все ноет оно, все хочет отмщения. За что, спрашивается, ведь трава растет и жизнь неистребима вроде бы» («Смотровая площадь. Максимально приближенная к обыденной речи, авторская речь Петрушевской насыщена элементами тех разговоров, что звучат в российских очередях, курилках, канцеляриях и лабораториях, во время семейной ссоры и дружеского застолья. Но эта интонация обязательно содержит в себе какой-то сдвиг. Этот сдвиг нисколько не выпадает из общей сказовой стилистики, но он ее утрирует, добавляя неправильность, логическую или грамматическую.

Проза Петрушевской убеждает в нас том, что жизнь при ближайшем рассмотрении оказывается безразлична к человеку и даже бессмысленна. Нередко фраза в концовках ее рассказа не завершает сюжет и не снижает авторскую оценку, а как бы размыкает рассказ в бесконечность. Судьба, проживаемая каждым из персонажей, всегда четко отнесена к определенному социальному статусу, который приобретает символическое значение: сирота, безвинная жертва, суженый, суженая, убийца, разрушитель, проститутка. Этим обозначением писатель показывает, к чему сведено все существование героя, его смысл.

Проза Л. Петрушевской отличается отсутствием нарочитого морализаторства, героической.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных