Историко-литературные
сведения
| Опорные понятия
| Внутрипредмет
ные связи
| Межпредмет
ные связи
| Для
самост.
чтения
|
И.А. ГОНЧАРОВ (10 час)
|
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
| Образная типизация,
символика детали
| И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»;
Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова
| Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)
| Роман «Обыкновенная история»
|
И.С. ТУРГЕНЕВ (12 час)
|
Цикл «Записки охотника» (2 —3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.
| Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев
| И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети»
| Историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы»
| Романы «Рудин», «Дворянское гнездо»
|
М. ГОРЬКИЙ (7 час+2р.р.)
|
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.
| Романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме
| Традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»)
| М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне»
| Рассказы «Мальва», «Провод ник», «Бывшие люди», «Ледоход»
|
Таблица 2.