Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».




Вопрос о реализме «Евгения Онегина» возникает и при осмыслении романа в целом. Как правило, авторы школьных учебников, а вслед за ними учителя и методисты обращаются к этой связи к известному суждению Белинского об «Онегине» как «энциклопедии русской жизни».

К сожалению, знаменитая формула Белинского получает в школьной практике одностороннее, а порой даже превратное истолкование: Белинский будто бы имел в виду главным образом широкий фон, на котором показаны герои романа, - многочисленные и точные бытовые подробности, картины повседневной жизни, нравов и пр. Отчасти это традиционное представление справедливо. Действительно, тщательная прорисовка фона действий, открывающаяся в романе панорама русской действительности, конкретность изображения самих героев и окружающего общества – всё это было важнейшим завоеванием Пушкина-реалиста.

Перед читателями романа предстают прежде всего картины русской природы в разные времена года – обыкновенной, «низкой» природы, изображённой подчёркнуто приземленно, буднично. В этом смысле пушкинские пейзажи «Евгения Онегина» противостоят экзотическим пейзажам его романтических поэм, а также приукрашенным, нарядным пейзажам современников поэта, «роскошному слогу», каким написано, например, стихотворение Вяземского «Первый снег». Во-вторых, читателям «Онегина» открывается множество подробностей духовной, культурной, умственной жизни пушкинской эпохи – зарисовки тогдашнего театра, характеристики основных литературных направлений, писателей, упоминания бывших в ходу книг, имена учёных, художников, философов и т.п. Наконец, большое место в романе занимают очерки русского быта, нравов, обычаев, гаданий, картины пиров и балов, мод и норм поведения, а главное описание повседневных занятий и быта.

Особо следует подчеркнуть, что бытовые подробности, будничная жизнь, вся эта стихия повседневности изображена в романе не как нечто второсортное, низменное, заслуживающее осуждения (так обстояло обычно дело в произведениях писателей, принадлежавших другим литературным направлениям), но как высокая поэзия. Умение видеть красоту в обыкновенном, будничном – важнейшее художественное открытие пушкинского реализма. «Что для прежних поэтов было низко,- писал Белинский, - то для Пушкина было благородным; что для них была проза, то для него была поэзия. Поистине «Евгений Онегин» - это «поэзия действительности»!

Реализм, однако, состоит не в одном только точном и конкретном воспроизведении внешних форм жизни. Помимо «верности деталей» он предполагает проникновение в суть общественных отношений, конфликтов эпохи, человеческих характеров. И Белинский, конечно, это прекрасно понимал. В «Онегине» он видит прежде всего постижение самых существенных сторон жизни русского общества в один из важнейших моментов в его истории. Недаром же роман о современности называет он «исторической поэмой». И уже на второе по важности место ставит широту пушкинского охвата русской действительности.

Послушаем, впрочем, самого критика: «Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов: всё это и так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству».

Иными словами, энциклопедизм пушкинского романа, по мысли Белинского, не только и не столько в широте фона, но прежде всего в жизненности, типичности главных героев, полноте раскрытия их внутреннего мира и благодаря этому – в глубоком и полном изображении важнейших процессов и конфликтов представленной в произведении эпохи. Речь идёт прежде всего о представленном в комедии Грибоедова «Горе от ума» конфликте между дворянским обществом в целом и лучшей его частью. В пушкинском романе, однако, конфликт этот предстаёт в ином качестве.

И дело тут не только в более широком изображении важнейшей общественной коллизии времени, хотя и это, конечно, весьма существенно, но и в самой природе художественного конфликта. У Грибоедова – конфликт открытый, столкновение явное, которое проявляется прежде всего в идеологической, мировоззренческой сфере. Это столкновение взглядов, суждений, жизненных позиций и принципов. Поэтому характер Чацкого раскрывается главным образом в монологах, рассуждениях, полемике. В отличие от него, герои пушкинского романа находятся в состоянии скрытого конфликта с обществом, они внутренне не приемлют его нравственные нормы, жизненные ценности и духовные интересы. Их горечь, разочарование, недовольство окружающим таятся в глубинах души. Соответственно на первый план выступает не система их взглядов, но их нравственно-психологический облик, их культурные интересы, душевный мир. Именно здесь – нервный узел романа, его фокус.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных