Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трагедия как основной жанр классицизма. Творчество Корнеля и Расина.




Искусство формирует определенную личность, рисуя в своих произведениях идеал, соответствующий данной эпохе, складывающийся в острых коллизиях и столкновениях с прошлым. Героем произведения искусства теперь начинает считаться человек, способный подчинять свои чувства тому, что он сам осознал как свой долг; так складывается господствующий в классицизме жанр - трагедия, ибо личность приносит себя в жертву долгу не без внутренних страданий. В поисках адекватных художественных образов французские классицисты обращаются к античности, из которой черпали материал все последующие эпохи, но за фигурами античных героев в классической трагедии явственно вырисовываются французские дворяне, перенимающие у первых самообладание и силу воли, способность к самопожертвованию и презрение к смерти; в трагедиях Корнеля и Расина классицизм достигает своей вершины.
В соответствии с данным содержанием складывается определенная художественная форма, тяготеющая к рационалистическим тенденциям- строгой дисциплине разума, подчинению художника общеобязательным правилам, которые считались законами «универсального разума» и среди которых были знаменитые требования «трех единств» - действия, места и времени.
Следует учесть то обстоятельство, что классицизм сам возник как реакция на господствовавший до него трагикомический жанр, где отсутствовала единая нить повествования и в изложение была включена огромная цепь случайностей, делающая невозможным четкое развертывание одного сюжета: действие растягивалось там на целые годы и колесило по разным странам. В отличие от этого классицисты сделали упор на единой смысловой сюжетной линии, которая, чтобы быть достаточно четкой, должна была развернуться в короткое время и в одном месте. Они много сделали также для реформы французского языка, очищая его от средневековых оборотов и приближая к разговорному. Высочайшего развития трагедия классицизма достигла в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина. Они сосредоточили свое внимание на раскрытии сложных моральных проблем. Основой формирования личности они считали заповеди Библии, тем не менее жизнь часто выдвигает проблемы, решить которые должен лишь самый человек. Основной конфликт, который рассматривают драматурги, - это конфликт между страстями и умом, здравым смыслом, обязанностью. Пьер Корнель в трагедии «Сид» раскрывает конфликт между чувствами и обязанностью. Родриго Сид и Химена любят друг друга, но герой, защищая честь своего отца, убивает отца любимой. Драматург показывает сложный внутренний мир героини, которая соответственно родственной обязанности должна ненавидеть Родриго, но она не может отречься от любви. Конфликт героини Корнель решает с помощью традиционного к тому времени приема: только вмешательство короля, его разрешение освобождают Химену от необходимости мести. Но Корнель показывает, что такой сложный конфликт не может быть решен механически, волевым решением короля. Противоречие в души Химены продолжают жить. Именно за это Французская Академия осудила эту пьесу Корнеля. В трагедии Расина «Федра» тоже раскрывается конфликт между чувствами и обязанностью. Федра, жена царя Тесея, любит своего пасынка Ипполита, а тот, в свою очередь, пленницу Арикию. Царь Тесей оставляет свою семью и принимает участие в военном походе, вскоре приходит весть о его гибели. Теперь Федра может объяснится в своих чувствах к Ипполиту. Но тот раскрывает тайну своей любви и надеется, что после смерти отца он сможет вступить в брак с пленницей. И неожиданно возвращается царь Тесей. Моральная проблема, которая стоит перед героями, нуждается в решении: герои не хотят врать царю, мужчине, отцу, но правды сказать не могут. Душа Федры - это настоящее поле битвы для борьбы чувства и обязанности, в конце концов она не выдерживает и рассказывает правду, которая и приводит к трагическому финалу: все герои гибнут. Трагедия классицизма открыла новые возможности театрального искусства сосредоточить внимание зрителей на внутреннем миру героев.

16. «Низкие» и «высокие» комедии Ж.Б. Мольера Мольер Жан-Батист (1622-1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция. Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. Мольер оставил богатое наследие - более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр - высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей - самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей - их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно - нарушение меры. Мера - главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов. Мольер выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные и сатирические задачи. Его комедиям присущи острая, бичующая сатира, непримиримость с социальным злом и, вместе с тем, искрометный здоровый юмор и жизнерадостность. «Тартюф» - первая комедия Мольера, в которой обнаруживаются определенные черты реализма. В целом она, как и ранние его пьесы, подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит (так в «Тартюфе» не вполне соблюдено правило единства времени - в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши).

17. XVIII век. Основные идеи эпохи Просвещения. Специфика эпохи в разных странах.

Про свещ ение, En light enment, Auf klar ung. Везде общий корень «свет». 1784 – Кант дает ответ на вопрос, что такое Просвещение: это выход человека из своего несовершеннолетия. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны другого. Философской основой Просвещения во всех странах являлся сенсуализм. Основное направление, которое получило развитие в эпоху Просвещения – деизм. Он признает существование Бога как творца, но после создания Бог не вмешивается в ход событий. Мир рос и развивался сам, следовательно, нет никакой божественной кары. В этот период возникает понятие «естественное». Это нечто такое, что признается лучшим с точки зрения разума. Естественное состояние – состояние свободы, но не своеволия. Свобода всегда управляется законами природы, которым каждый должен подчиняться. Так, Просвещение вводит ряд основных понятий: разум/ природа/ просвещенная монархия/ терпимость/ деизм. Основные стили эпохи: просветительский классицизм (Александр Лоуп и Вольтер) / рококо (Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.) / сентиментализм. Роман являлся основным жанром эпохи. Виды романа: роман-мемуары/ роман в письмах/ роман о путешествиях/ нравоописательный роман/ психологический роман/ любовно-приключенческий/ роман воспитания/ философский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных