ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Личность Н.А.Некрасова. «Последние песни».Н.А.Некрасов – не только народный заступник, борец за свободу народа, но и, прежде всего, выдающийся поэт и мужественный человек. В свои предсмертные дни и часы он был похож на умирающего Базарова, а последние стихотворения поражают взволнованностью, обнажённой искренностью и неожиданным для народного певца мотивом покаяния. За смертельно больным поэтом (у него был рак прямой кишки, нетерпимые боли) днём и ночью самоотверженно ухаживали две замечательные женщины: сестра Некрасова А.Буткевич и Зина (Фёкла Анисимовна Викторова – 1851 – 1915), обвенчавшаяся с поэтом незадолго до его смерти – в апреле 1877 г. Ещё в 1874 году на книге своих стихов Некрасов делал надпись: «Милому и единственному другу моему Зине». А.Ф.Кони писал о Зине: «От неё веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к Некрасову». Сама молодая женщина рассказывала о последних днях мужа так: «Столько пришлось перенести тогда, что в пять-шесть месяцев на несколько лет серьёзней и старше стала. Боже! Как он страдал, какие ни с чем не сравненные муки испытывал. Сиделка была при нём, студент-медик неотлучно дежурил, да не умели они его перевязывать, не причиняя боли. «Уберите от меня этих палачей!» не своим голосом кричал муж, едва прикасались они к нему. Всё самой приходилось делать…» В последних стихах Некрасова выражена целая гамма разнообразных сильных чувств. Здесь есть боль и отчаяние от невыносимых страданий: Нет! Не поможет мне аптека, Ни мудрость опытных врачей: Зачем же мучить человека? О небо! смерть пошли скорей! (Вступление к песням 1876-1877гг.) Здесь и обыкновенное нежное чувство к молодой жене: Зина! Закрой утомлённые очи! Зина! усни! («Зине» - 4 декабря 1876г.) Здесь и мужественные самопризнания в не выполненном до конца долге: Я дворянскому нашему роду Блеска лирой своей не стяжал; Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал. («Скоро стану добычею тленья…»). Здесь же – горечь потерь вместе с чувством собственной вины: Песни вещие их не допеты, Пали жертвой насилья, измен В цвете лет; на меня их портреты Укоризненно смотрят со стен. Здесь и горькое сожаление, связанное с осознанием бессилия собственного поэтического слова: Но… молчи, во гневе справедливом! Ни людей, ни века не кляни: Волю дав лирическим порывам, Изойдёшь слезами в наши дни… («Дни идут…») Наконец, здесь и укор родине, забывающей заступиться перед западом за лучших своих сынов: Камень в сердце русское бросая, Так о нас весь запад говорит. Заступись, страна моя родная! Дай отпор!.. Но родина молчит… («Приговор») Но самое поразительное в «Последних песнях» - это признание поэта в том, что «широкие лапти народные» к его могиле «не проторили пути». В этих стихах – не только мужество приговорённого к смерти, но и верность своим устремлениям, и больная совесть честного человека. Действительно, так умирал тургеневский Базаров: «Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен… Да и кто нужен?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|