Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В чём загадка Ф.М.Достоевского?




Почему весь мир считает Достоевского самым первым из великих русских писателей, а во многих странах созданы целые институты по изучению идей и творческого наследия писателя?

Его называют защитником «униженных и оскорблённых», великим гуманистом, пророком, христианином, проповедовавшим братство людей, - в то же самое время ему приписывают проповедь отчужденности личности, пессимизма, реакционного смирения, права избранных на насилие – вплоть до идеологии фашизма.

Может быть, причина популярности в высокой художественности его произведений? Но известный русский писатель советского периода Ю.Трифонов писал на эту тему так: «…с точки зрения литературной формы Достоевский – писатель «неправильный». Живописность, образность, пластика… Достоевского не заботит. Метафоры его не интересуют. Пейзажа в его романах почти нет. Он тормозит действие. Мысли, чувства, идеи извергаются лавой, и нет времени останавливаться и глядеть на природу…»

Значит, писательская сила Достоевского вовсе не в художественности в её традиционном понимании? Тогда в чём? Литературовед Б.Бурсов отвечает так: «По всей видимости, в убеждённости человека, что исповедуемые им идеи имеют чрезвычайно важное значение для людей, способны переродить их. Человек, поверивший в это, может быть величественным, даже если он и не совсем прав». Витиевато? Если сказать короче – в силе и выразительности идей и страстей героев Достоевского, их воздействии на эмоции и психику читателя.

 

Герои Достоевского

Достоевский первым после Пушкина и Гоголя сочувствует в своих произведениях не человеку благополучному, положительному, а – просто человеку, в том числе и падшему, греховному, запутавшемуся. Он изображает, в первую очередь, мрачные стороны жизни и тёмные потайные уголки человеческой души не из болезненного интереса к негативным явлениям действительности, а из желания проследить путь и мотивы грехопадения, исследовать причины дурного в мире и человеке, чтобы в итоге найти возможность примирения человека с действительностью.

А.Островский, Н.Некрасов своими произведениями художественно утверждали, что «бедность не порок». Достоевский же открывает, что нищета как крайняя степень бедности не безобидна для человека, она уродует, калечит его нравственный мир, душу, ставя перед страшным выбором. Загнанному в угол герою Достоевского предоставлено не многое:

· приобрести порок, нарушить общепринятые нормы, согласившись на преступные деяния;

· пожертвовать собой во имя спасения других (детей, близких, обездоленных);

· вознестись над людьми, взяв на себя миссию спасителя человечества;

· зацепиться за последнюю возможность обретения хотя бы материального благополучия, избавления от нищеты и порока;

· наконец, погибнуть или умереть.

Все грани человеческой сущности в героях Достоевского парадоксальны или размыты, перепутаны. Стремясь вырваться из нищеты, девушка жертвует собой, тем самым совершая нравственное предательство по отношению к любимому человеку (Варенька в «Бедных людях»). Совершая безукоризненный нравственный суд над собой и вознося свою дочь на недосягаемый пьедестал за её жертвенность, человек в то же время толкает её на очередную жертву, да ещё пользуется заработанными ею деньгами (Мармеладов в «Преступлении и наказании»). Любя своих детей до самозабвенья, мать постоянно ругает и бьёт их; посылая дочь на панель, сначала насмехается над ней, а затем всю ночь плачет у её ног (Катерина Ивановна). Вступившая на, казалось бы, порочный путь, девушка в то же самое время обретает статус великой мученицы и святой (Соня Мармеладова). Порочная и страстная душа помогает страждущим и от мук совести и неразделённой любви кончает жизнь самоубийством под воздействием пошлых видений, проникших в его психику (Свидригайлов). Наконец, честный, чувственный, красивый и милосердный молодой человек, вооружившись болезненной теорией, оправдывающей возможность насилия, топором жестоко убивает двух женщин, перенося затем страшные душевные муки в качестве наказания (Раскольников). И – поразительно! – все они достойны жалости, понимания, даже сочувствия автора и читателя!

По Достоевскому, страдание очищает и просветляет душу человека, происходит так называемый катарсис – очищение страданием. Писатель словно пытается пробудить совесть человека и человечества, веря в возможность их возрождения посредством страдания с целью излечения больного мира.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных