Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пушкин романтическая лирика.




«Я пережил свои желанья»

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

Анализ:

Стихотворение «Я пережил свои желанья…» помогает читателю понять внутренний мир автора, раскрывает его душевное состояние. Проникаешься сочувствием к лирическому герою. Буквально каждая строчка этого небольшого произведения пронизана горечью одиночества. То чувство, с которым пишет автор, передаётся и читателю.

 

Живу печальный одинокий
И жду: придёт ли мой конец?...

Насколько сильной должна быть грусть лирического героя, что он хочет, чтобы побыстрее пришёл конец его жизни! Эти строки свидетельствуют о том, что он разочаровался в своих мечтах, своей жизни. Ничто уже не может изменить этого душевного состояния лирического героя. И он уже даже не надеется, не верит в то, что эта мука, испытание одиночеством когда-нибудь закончатся.

Свою тоску герой сравнивает с состоянием природы. Пришла зима, и все листья опали. Только один всё ещё висит на дереве, удерживаемый непонятно какой силой. Почему он не упал вместе со всеми? Ведь жизнь его закончилась тогда, когда оказались на земле остальные листья, его друзья. И это состояние нельзя назвать жизнью, а, скорее, существованием без какого бы то ни было смысла жизни.

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

Можно говорить даже о старости лирического героя, но о старости не его тела, а души. Он безнадёжно устал от бессмысленности своего существования, от того, что ему остаётся лишь пожинать «плоды сердечной пустоты». А что может быть хуже, чем пустота в сердце, когда в нём нет никаких чувств?! Негативные эмоции — тоже эмоции, они свидетельствуют о том, что человек ещё жив. Но пустота в сердце — признак духовной смерти или, по крайней мере, духовной старости.

Лирический герой ощущает себя сломленным под тяжёстью прошедших лет, с их горестями и невзгодами. Он уже не тот, чтобы бороться со всем, что ему преподносит жизнь.

«Погасло дневное светило»

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,

 

Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

Анализ:

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

«Подражание Корану»

Подражания Корану (стр. 47). Цикл «Подражаний Корану» написан в духе магометанской священной книги «Коран», из разных сур (глав) которой в «Подражаниях» имеются многочисленные свободные заимствования. Многие образы цикла имеют автобиографическое значение. Вместо Магомета — пророка Ислама, к которому обращен Коран, в «Подражаниях Корану» выступает пророк — поэт. Здесь впервые в поэзии Пушкина возник этот образ.

Посвящение цикла Прасковье Александровне Осиповой, соседке по имению, владелице Тригорского, объясняется тем, что у нее нашел Пушкин «сень успокоенья», когда он принужден был уехать из Михайловского после ссоры с отцом (С. Л. Пушкин взял на себя перлюстрацию переписки сына. См. письма к Жуковскому от 31 октября 1824 г. и к брату Льву от начала ноября 1824 г. — «Я в Михайловском редко»).

I. «Клянусь четой и не четой...». — Центральные образы стихотворения — «зоркое гоненье», «могучая власть» языка «над умами», отсутствуют в Коране.

VI. «Недаром вы приснились мне...». — Здесь поэт изображает, по-видимому, ожидаемую им победу его единомышленников, будущих декабристов.

IX. «И путник усталый на бога pоптал...». — Смысл этого «подражания» в преодолении пессимистического начала, характерного для лирики Пушкина 1823 г. и начала 1824 г.

«Демон»

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Анализ:

Александр Сергеевич в стихотворении "Демон" описывает явление "демонизма" в психике человека на своём примере.
Он встретился с демонизмом своей психики в юности:

- В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия: взоры дев, пенье соловья; когда свобода, слава и любовь так сильно волновали кровь...

Такие переживания человек особенно остро испытывает именно в юности. Итак, юность, ощущение свободы или её желание, ожидание славы, предвкушение неизведанного, вдохновление и конечно же любовь, надежды на будущее...Кому непонятно о чём идёт речь? Кому чужды яркие переживания юности кружащие голову; будоражащие, волнующие и переполняющие эмоционально? Но что происходит с автором в эту "прекрасную пору"?

- Тогда какой то злобный гений стал тайно навещать меня.

Во первых - злобный. Не зря Пушкин называет произведение "Демон". От зла добра не ищут. Он осознал своё состояние как недоброе, негативное, нехорошее. Во вторых - гений. Каждому ребёнку, проходящему стадию "взросления" знакомо состояние "юношенского бунта", некоего "протеста всем" и особенно взрослым, но особенно-особенно родителям: Протест! "Я знаю как нужно!", "Нечего меня учить!", "На себя посмотрите!" и т.п. Ребёнку думается в эту прекрасную пору, что он уже взрослый и способен без помощи окружающих разобраться, как нужно поступать. Не редко в такой ситуации добрый совет воспринимается им как укор, на который следует реакция: "Чего привязались? Без вас разберусь!". Это явление в психике человека и есть "демонизм".
Это тот демонизм, который посещает каждого человека, на пути формирования и развития личности. Это обязательный этап развития психики человека.

Конечно прошёл через него и Пушкин. Свои переживания демонизма он описывает так (в скобках даны мои пояснения):

чудный взгляд (хитрый взгляд? отсутствие честности?);
язвительные речи вливают в душу хладный яд (подначивание собеседника, неадекватность в беседе?);
неистощимая клевета (враньё?) искушающая провидение (Бога?);
он звал прекрасное мечтою (прекрасное не может быть реальностью?);
Он вдохновенье презирал (вдохновенье основа творчества?);
Не верил он любви, свободе; (настрой на негатив);
На жизнь насмешливо глядел — (когда нечего сказать по существу, усмешка и высмеивание наиболее частая реакция);
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. (отсутствие лада с окружающим миром).

Встречу с собственным демонизмом Пушкин называет печальной:
- Печальны были наши встречи:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных