Антигуманистическому закону жизни Горький противопоставлял коллективистическое трудовое начало, народ как созидающую силу.
Только связью с народом сильна личность, отрыв от него грозит ей разрушением.
Эта мысль развивается Горьким и в высказываниях о русской литературе.
В статье «Разрушение личности» Горький дал философское обобщение русской литературы XIX и начала XX века. Литература рассматривается писателем как арена идейной, социальной борьбы. Она должна выражать духовные силы народа, его лучшие качества, должна быть голосом народа. Задачи ее — поднимать дух народа, вести народ за собой. Именно с этой точки зрения всегда, и особенно в эти годы, оценивал Горький русскую классическую литературу и опирался на нее как на мощное средство борьбы с реакционными силами.
В основе лекций Горького по русской литературе, читанных им в Каприйской школе, лежит принципиально та же самая мысль: все в истории общественной мысли имеет свою ценность в соответствии с тем, насколько оно выражает интересы народа, его стремления к полному освобождению.
В статье «Разрушение личности» Горький, обличая писателей-ренегатов, декадентов и модернистов, противопоставлял им писателя XIX века и прежде всего писателя-демократа. «Это был честный боец, — писал Горький, — великомученик правды ради», он «стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|