ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БИЛЕТ№16.СИНОНИМИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ НАКЛОНЕНИЙ.Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы Бы (Показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (Вспомни – вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи. Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений. Так, Повелительное наклонение употребляется Вместо сослагательного для обозначения условно предполагаемых фактов: • с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе. • со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов). • со значением вынужденности, необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин). Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер. В значении Изъявительного наклонения может использоваться Сослагательное: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: Я хочу поставить вопрос). Я просил бы вас здесь не курить. Ср.: Я прошу вас.) В значении Повелительного наклонения могут выступать глагольные формы: • Сослагательное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему – Значение осторожного, учтивого пожелания; • Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – Выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем – Значение побуждения к совместному действию; • Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! – Значение категорического распоряжения. Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия. Инфинитив может выступать в роли сослагательного наклонения: Ехать бы нам (Чехов). Обозначая приказание, запрет, реже – просьбу, глаголы в инфинитиве используются вместо повелительного наклонения: Стоять! (вм.: Стойте!). Молчать! (вм.: Молчите!). Инфинитив как неспрягаемая форма глагола лишен важнейших грамматических категорий - наклонения, времени, лица, рода, числа, что определяет его особое положение: инфинитив не центр глагольной системы, а ее окраина, как образно об этом сказал В.В. Виноградов. Однако, давая минимальную грамматическую информацию, неопределенная форма глагола выражает в наиболее чистом виде идею процесса, что определяет специфику его употребления в разных стилях речи. При статистическом подсчете получены интересные данные об использовании инфинитива в книжных стилях. При этом недостаточно знать, как часто употребляются неопределенные формы в каждом из них. Важно учесть среднюю частотность инфинитивов в отношении к общему числу глаголов в этих стилях. «Характерно, что при наименьшем количестве глаголов деловая речь дает наибольшее… количество форм инфинитива» . Это соответствует стилистическим особенностям официальных документов, где «чистое» название действия, процесса важнее всего. Обращение к инфинитиву в научном стиле отражает его отвлеченный характер: здесь тоже порой лишь называется действие без уточнения его конкретных особенностей. Для художественной речи отвлеченного наименования действия недостаточно, поэтому инфинитивные формы здесь не популярны. Однако обращение к ним писателей все же не исключается; более того, отсутствие у инфинитива конкретных глагольных категорий открывает путь к его необычному стилистическому использованию, связанному с переносом тех или иных грамматических значений. Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, как возможное свойство предметов. Отсутствие грамматических характеристик в этом «голом» представлении о действительности позволяет сфокусировать внимание на его лексическом значении. В художественной речи используются, как правило, глаголы конкретной и яркой семантики, поэтому их неопределенные формы могут стать в условиях контекста средством речевой конкретизации. Вспомним пушкинские строки: Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать. Разуверять, заставитьверить, Казаться мрачным, изнывать … Инфинитив, выступая в качестве «глагольного номинатива» (В. Виноградов), по стилистической функции приближается к прилагательному: их назначение - показать отличительные признаки предмета, лица. Но если прилагательные указывают на статические признаки, то инфинитив называет те свойства, которые проявляются в динамике, в данном случае - реализуются в поведении героя. Русские грамматисты высказывали мысль о том, что в инфинитиве потенциально заложено отношение к лицу. Это позволяет употреблять инфинитив вместо различных форм глагола: Я бежать - ноги не несут; Она кричать - никто не слышит. При этом неопределенная форма глагола получает значение изъявительного наклонения и может успешно конкурировать со спрягаемыми глагольными формами в экспрессивной речи. Выразительные возможности таких параллельных конструкций рассматриваются в синтаксической стилистике. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|