Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В идеальном виде сложное синтаксическое целое состоит из зачина, средней части и концовки и выделяется в абзац.




 

2. Отношения прозаической строфы с абзацем могут складываться следующим образом:

 

1) сложное синтаксическое целое равно абзацу;

2) абзац включает несколько сложных синтаксических целых;

3) сложное синтаксическое целое разбивается на абзацы.

 

Первый тип отношений характерен для информативных текстов. Он особенно необходим для малоподготовленного читателя (учебники для младших школьников). В художественной и публицистической прозе он придает тексту легкость, ясность, прозрачность, в некоторых случаях – динамичность. Второй тип отношений говорит о необходимости восприятия информации не расчлененно, а в целом. Это характерно для рассуждений о сложных, многомерных связях между людьми, явлениями, событиями или о неразделимых явлениях и событиях. В художественных текстах даются обычно в один абзац «рассказ в рассказе», сны, воспоминания и т.п., чтобы выделить их вставной характер.

 

Деление сложного синтаксического целого на абзацы (третий тип отношений), отрыв от него какого-либо предложения приводит к тому, что приобретает особую значимость отрываемая часть прозаической строфы. Деление текста на абзацы определяет и общий тон повествования, и конкретное смысловое и экспрессивное наполнение его отдельных частей.

 

 

54. Стилистика текста.

Текст (лат.) - ткань, суждение, соединение.

- В лингвистике ТЕКСТ - последовательность вербальных знаков, объединенных смысловой и грамматической связью.

- В семиотике под текстом понимают любую осмысленную последовательность знаков (сигналы светофора).

1-й хар-кой является ВЫРАЖЕННОСТЬ. По способу выраженности тексты делятся на письменные и устные, причем законы порождения этих типов текста существенно различаются (ПР: научный – продуманный, подготовленный, разговорный – спонтанный, непоследовательный).

СВЯЗАННОСТЬ (когезия). Текст представляет собой некую последовательность развертывания предложений. Существование этой последовательности возможно благодаря повторам разного рода, что позволяет говорить о лексической(заменяя синонимами), грамматической (местоимениями) и реже фонетической (паронимическая аттракция) и словообразовательной (Муси-пуси))) связи. Связанность – это то свойство текста, которое всегда представлено эксплицитно (не скрыто. Имплицитно – скрыто) и обеспечивает поверхностную структуру текста, т.е. горизонтальное прочтение текста.

ВЫДЕЛЕННОСТЬ, т.е. ограниченность данного текста от других, относительная замкнутость (имоментность) текста. Выделенность связана с существованием начала и конца текста, пространственной протяженностью и ограниченностью. Маркируется шрифтом. Выделенность не препятствует существованию межтекстовых связей, т.е. отсылок к другим текстам, которые последнее время называют интертекстуальностью. Чужой текст включается в данный различными способами:

- как соответствующим образом оформленная цитата

- никак не обозначенная цитата.

(на этом уровне проявляются колоссальные различия между научным, офиц.-деловым и другими типами текстов).

- автоцитата, эпиграф и даже традиционная образность.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - взаимодействие реализаций языковых единиц, которое приводит к образованию «качественно нового целого». Суть целостности состоит в том, что содержание всего текста существенно шире содержания его составляющих и не сводится к суммарному содержанию этих составляющих.

Целостность текста осознается при вертикальном прочтении текста и требует ретроспективного обращения к нему. Целостность никогда не представлена в явном виде, и выявляется только в результате целенаправленной и осмысленной работы адресата.

ЗАВЕРШЕННОСТЬ, т.е. результат реализации замысла автора, исчерпанность идейно содержательного плана текста.

ЧЛЕНИМОСТЬ, т.е. возможность выделения в тексте отдельных смысловых частей, входящих в целое. Членимость прослеживается в композиции текста. Члены, составляющие целое, могут быть чрезвычайно разными по объему (строфа-книга).

СТРУКТУРНОСТЬ – осмысленная организация текста.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Проявляется в наличии трех составляющих текста:

1. Субъект (= персонифицированность текста, это основа текста, может быть представлен в тексте и эксплицитно и имплицитно, но в обоих случаях это основная текстопорождающая сила. Без субъекта текст невозможен)

2. Адресат (адресованность. Определяется жанром текста, за кот. может стоять как отдельное лицо, так и группа лиц, так и неопределенное множество лиц (в худ. тексте и предмет)). Частым проявлением адресованности является автоадресация (дневник), информативность (связана с целями, кот. ставят перед собой субъект при создании текста, зависит от адресата и собственно от информации.

3. Информативность в свою очередь создается несколькими составляющими: тема текста (о чем текст). Для реализации темы используются семантически соотнесенные слова(синонимы, антонимы, слова, называющие родо-видовые отношения, перифразы). Микротема – субтема – тема. В классическом виде микротемы соотносят с отдельными абзацами. Для реализации содержания субъект отбирает неязыковой матерьял и представляет его определенными языковыми средствами. Содержание всегда субъективно, и отбор его составляющих передает отношение субъекта к теме.

 

 

55. Образ автора, образ рассказчика (повествователя).

Структура художественного текста определенным образом автора. Под образом автора понимают двуплановую текстовую категорию, кот. С ОДНОЙ СТОРОНЫ проявляется материально через отбор языковых средств, специфику словесных рядов и особенности композиции. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ это научная субстанция, отвлеченная категория. «образ автора» - это та сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему.

Образ автора может быть предъявлен в тексте как в явном (эксплицитно), так и в скрытом (имплицитно) виде. Но тем не менее он организует не только художественные, но и публицистические, научные и даже официально-деловые тексты.

Образ автора следует отличать от автора реальной личности, т.к. образ автора – это реализация определенной актерской маски автора-человека (реального автора).. Образ автора отделен от персонажей и характеризуется всеведением. Его точка видения событий находится сверху над изображаемым, что формирует условную объективность изложения.

Образ рассказчика представлен в том случае, если повествование передается какому-либо лицу, а не идет от образа автора. Тем не менее образ рассказчика не отменяет образ автора. Они существенно отличаются. Образ рассказчика субъективен, возможности его точки видения ограничены, он теряет широту охвата изображаемого. Он сам находится в изображаемом, является свидетелем происходящего, поэтому передает только увиденное либо услышанное им, что придает тексту в целом достоверность.

По соотношению образа автора и образа рассказчика выделяют 4 типа художественных текстов:

1. Дан только образ автора. Повествование от третьего лица, т.е. объектизированное.

2. Образ автора близок к образу рассказчика. Повествование от 1 лица, дана соответствующая точка видения, нет характерологических языковых средств.

3. Образ автора близок образу рассказчика, повествование от 2-3 лица, есть характерологические языковые средства (сниженные либо книжные), есть элементы всевидения.

4. Представлены все 3 способа.

 

56. Структура текста.

Структура текста представлена планом содержания и планом выражения (разные категории формы). Формы: - сюжет

- словесный ряд

- композиция

1. Фабула – совокупность вымышленных или реальных событий, представленных в тексте, в то время как сюжет – динамика представления фабулы. Фабула = сюжету, когда события представлены последовательно.

2. Текст определенным образом упорядочен, и упорядоченность эта проявляется через словесные ряды, кот. представляют собой определенные приемы построения текста. Словесный ряд всегда основан на одном признаке.

Словесные ряды представляют собой реализацию горизонтального прочтения текста.

Совокупность нескольких словесных рядов определяет словесную композицию текста.

3. Композиция – расположение и взаимосвязь частей текста. Композиция связана с такими свойствами текста, как членимость и цельность. Применительно к художественным текстам говорят об усложненной композиции. Традиционно говорят о том, что композиция представлена тремя частями. Это верно, но ничего не говорит об особенностях композиции данного текста. Существует 2 типа композиционной разработки текста. ПЕРВЫЙ представляет собой экстенсивную разработку композиции, представлена она в научных, офицю-деловых и информационных текстах, он опирается на содержательно-логические понятия и обращен к разуму. ВТОРОЙ – интенсивный. Представлен в художественных и части публицистических текстов, разработка содержания осуществляется художественными структурами, она нацелена на достижение образного и выразительного текста и обращена к чувствам и эмоциям.

Композиция может быть:

- нулевой композиц. тип, чаще всего он представлен в разного рода информационных сообщениях и представляет собой последовательные ответы на три вопроса – что, где, когда.

- для увеличения действенности текста прибегают к усложнению нулевого композиционного типа, кот. может быть представлен пятью видами:

1. Конкретизация (развертывание какого-либо положения)

- экстенсив – детализация изложения, обеспечивающая увеличение объема содержания.

- интенсив – иллюстрация, т.е. приведение примеров для увеличения эмоциональности изложения.

2. Трансмутация.

- экстенсив - построение композиции от примеров и наблюдений к обобщению (индукция).

- интенсив - замена естественного порядка следования событий либо предметов искусственным по усмотрению автора.

Адаптация.

- экстенсив - пунктирное развертывание проблематики, т.е. выборочное изложение фактов и событий.

- интенсив – вырьирование содержания, представление его с разных точек зрения.

Аддиция.

- экстенсив - ступенчатое развертывание композиции с последовательностью и взаимозависимостью компонентов

- интенсив - спиральное развертывание с прибавлением нового, которое обеспечивает усиление эмоциональности.

5. Иммутация – использование косвенной тактики текстопорождения.

- экстенсив - временно допущение противополжного

- интенсив - параллелизм.

Научный стиль

 

Под функциональным стилем понимают разновидность литературного языка, обслуживающую определенную сферу общественно-речевой деятельности и характеризующуюся специальными принципами отбора и комбинации языковых средств.

Сфера распространения: области научной и учебной деятельности.

Специальная функция: доказательная.

3 подстиля: Собственно научный (монография, статья, диссертация), научно-учебный (учебники), научно-популярный.

По хар-ру излагаемого материала все научные тексты можно разделить на 2 группы: первичные тексты (оригинальные), вторичные тексты (тексты, созданные на основе первичных: реферат, аналитический обзор)

Основные черты:

Терминологическая точность

Подчеркнутая логичность изложения

Смысловая точность, безобразность

Объективность и строгая аргументированность изложения

Личность как правило отсутствует

Активизация экстралингвистических средств

Однозначность мысли

Отвлеченность, обобщенность

Сухость и строгость изложения

 

Языковые особенности:

Лексика

1. Однородность лексического состава

2. Употребление слов в прямых значениях

3. Обилие терминов, в том числе и терминологических словосочетаний

4. Определение, как полиноминативный тип речи

5. Высокая частотность

6. Активизация слов с абстрактным значением

7. Много слов с суффиксом «ение»

8. Распространение семантически недостаточных глаголов

9. Употребление слов на латинском языке

10. Возможность относительной метафоризации

11. Сокращение числа синонимов

12. Замена эмоционально-оценочной лексики интеллектуально-оценочной лексикой

Морфология

1. Преобладание имен

2. Неактуальность категории числа (употребление форм единственного числа в значении множественного с оттенком обобщения; возможность замены форм числа в пределах единого абзаца)

3. Приоритет родительного падежа

4. Активизация отглагольных имен существительных

5. Повышенное использование слов среднего рода

6. Доминирование относительных прилагательных

7. Обозначение краткими прилагательными постоянных признаков

8. Странное употребление местоимений (употребление «мы скромности»)

9. Употребление местоимений как логических связок

10. Ослабление категории местоимения в целом

11. Доминирование несовершенного вида глаголов

12. Преобладание настоящего времени в отвлеченном временном значении

13. Превалирование изъявительного наклонения

14. Активизация возвратных глаголов

15. Большое количество причастий и деепричастий

16. Числительные в цифровой форме, часто со специальными сокращениями

17. Большое количество союзов и союзных слов, выступающих в роли логических операторов

Синтаксис

1. Преобладание прямого порядка слов

2. Осложнение простого предложения вводом слов, причастных и деепричастных оборотов, однородных членов

3. Употребление вставных конструкций с целью детализации и конкретизации изложения

4. Доминирование сложных предложений, главным образом с союзной связью (особенно много придаточных изъяснительных, причины, определительных). Составные подчинительные союзы (вследствие того что)

5. Среди простых частотны б/и и н/и

6. Употребление пассивных конструкций

7. Нет незаконч. предл., ритор. вопросов

8. Отсутствие восклицательных предложений

Для научных текстов свойственно:

· Фиксированная композиция

· Варьирование темы, частые тематические повторы

· Используются рассуждение и описание как коммуникативные качества речи

Жанры:

· Монография

· Статья

· Диссертация

· Реферат

· Рецензия

· Аналитический обзор

· Автореферат

· Аннотация

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных