Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ. АВТОРЫ. ГЕРОИ. ПРОБЛЕМЫ
Ф.И.О писателя
| Произведение, жанр произведения
| Основные герои
| Проблемы
|
| «Слово о полку Игореве»
|
|
| Денис Иванович Фонвизин
| Комедия «Недоросль»
Классицизм
| Митрофанушка
Простакова – матушка Митрофана
Скотинин – брат Простаковой,
Стародум, Милон, Софья
Правдин
| Главный вопрос: каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению
| Василий Андреевич Жуковский
| романтическая баллада «Светлана»
Романтизм
| Светлана
| Идея баллады в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, автор даёт героям право выбора, возможность самим творить свою судьбу. В образе Светланы идеальный женский образ: верность, покорность, поэтичность.
| Александр Сергеевич Грибоедов
| Комедия «Горе от ума»
Классицизм + реализм
| Фамусов
Софья
Чацкий
Молчалин, Лиза
Скалозуб
| Грибоедовская комедия основана на конфликтах: любовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из общественной. Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность. Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов — типичный московский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен.
| Александр Сергеевич Пушкин
| Роман
«Капитанская дочка»
Реализм
| Петр Андреевич Гринёв
Иван Кузьмич Миронов
Василиса Егоровна Миронова
Маша Миронова
Поручик Швабрин
Емельян Пугачёв
| «Капитанская дочка» посвящена разработке исключительно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.
Изучение истории восстания Пугачева дало возможность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событиях, которые он изображает в повести. Хорошие черты и задатки, свойственные натуре Гринева-сына, окрепли, закалились и окончательно восторжествовали под воздействием той суровой жизненной школы, в которую отдал его отец, послав вместо Петербурга и гвардии на глухую степную окраину. Крупные исторические события, участником которых он стал, не позволили ему после большого личного огорчения — отказа отца дать разрешение на брак с Машей Мироновой — пасть духом и опуститься, сообщили его душе «сильное и благое потрясение».
| Александр Сергеевич Пушкин
| Поэма «Медный всадник»
Реализм
| Евгений
Петр 1 (медный всадник)
| Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия общественной жизни во всей их наготе, не стараясь их искусственно примирять там, где они непримиримы в самой действительности. В «Медном всаднике» в обобщенной образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и простой человек с его личными, частными интересами и переживаниями. В поэме вдохновенными стихами прославляются «великие думы» Петра, его творенье — «град Петров», «полнощных стран краса и диво», новая столица русского государства. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, губит его жизнь: Параша погибает, а Евгений сходит с ума.
Трагическая судьба Евгения и глубокое сочувствие ему поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью.
| Александр Сергеевич Пушкин
| Роман в стихах «Евгений Онегин»
| Евгений Онегин
Владимир Ленский
Татьяна Ларина
| Поэт изобразил русскую жизнь с подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок.
| Михаил Юрьевич Лермонтов
| Поэма «Песня про купца Калашникова»
| Кирибеевич – опричник царя Ивана Грозного
купец Степан Парамонович Калашников
Алёна Дмитриевна – его жена
| В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне...» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею...») с ними совпала.
| Михаил Юрьевич Лермонтов
| Социально-психологический роман «Герой нашего времени»
| Александр Григорьевич Печорин
Грушницкий
Бэла
Мери
Вулич
Максим Максимыч
| Центральная тема романа — исследование современного человека, его отношений с миром, людьми и самим собой. Несмотря на то что Печорин так и не нашел главной цели в жизни (и в этом один из источников его трагизма), нельзя утверждать, что у него вообще не было значительных целей. Одна из них — постижение природы и возможностей человека.
| Михаил Юрьевич Лермонтов
| Поэма «Мцыри»
| Мцыри в переводе с грузинского значит «послушник» или монах ещё не пршедший посвящение.
| Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Мцыри — это «естественный человек», которому навязаны угнетающие его внутренние чувства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, так как его окружают не враги, а защитники и покровители; он и не воюет с ними: он их не приемлет. Мцыри живет, повинуясь естественным побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закону сердца», и погрузиться в природную стихию. Для него схватка с барсом — встреча с природой; он вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде первой встреченной девушки. Каждый сюжетный мотив «Мцыри» символически расширен и насыщен философским смыслом.
| Николай Васильевич Гоголь
| Поэма «Мёртвые души»
| Чичиков, Манилов
Собакевич, Коробочка
Ноздрёв
| Писатель ставит в «Мертвых душах» философские вопросы: что есть человек, в чем смысл и назначение человеческой жизни.
| Николай Васильевич Гоголь
| Комедия «Ревизор»
| Городничий Сквозник-Дмухановский
Помещики Бобчинский и Добчинский
Хлестаков
| Значение «Ревизора» состоит не только в том, что в комедии высмеиваются пороки и недостатки царской России, но и в том, что писатель призывает зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.
Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. Глупый Хлестаков сумел обмануть и ловко провести многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников.
| Николай Васильевич Гоголь
| Повесть «Шинель»
| Главный герой произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин, титулярный советник.
| Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние, для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель.
| Александр Николаевич Островский
| Драма «Гроза»
| Катерина Кабанова
Тихон Кабанов – муж
Кабанова - купчиха
Дикой – купец
Борис – племянник Дикого
| Катерина — личность. Хотя у нее нет аналитического мышления, но у нее есть чувство особности, чувство «Я», ответственности за себя перед собой, то есть чувство личности. Катерина сама не осознает, но в ней есть ощущение: «Мне никто ничего не должен — я должна себе».
| Иван Сергеевич Тургенев
| Роман «Отцы и дети»
| Евгений Базаров
Павел Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
| Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев показывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой натуры.
| Иван Александрович Гончаров
| Роман «Обломов»
| Илья Ильич Обломов
Андрей Штольц
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
| Слова Обломова: «Скука, скука, скука!.. Чего там искать? Интересов ума, сердца?! Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи... а что толку? Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы?.. Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии!»
| Николай Алексеевич Некрасов
| Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
| 7 мужиков,
Яким Нагой,
Ермила Гирин,
Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь святорусский,
Гриша Добросклонов
| В поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.
События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство — подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.
| Михаил Евграфивич Салтыков-Щедрин
| Сказки для детей изрядного возраста
|
|
| Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
| Сказка «Премудрый пескарь»
| Опасаясь больших рыб, раков, уды и даже других пискарей, премудрый пискарь решил прожить жизнь в норе: «ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться». Дрожа в своей норе, прожил премудрый пискарь более ста лет. Не было у него ни семьи, ни друзей, «в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: "Слава богу! кажется, жив!"». Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах да дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят».
| Михаил Евграфивич Салтыков-Щедрин
| Сатирико-гротесковая хроника (роман) «История одного города»
| Градоначальники
Органчик
Фаршированная голова
| Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев - олицетворяют самодержавие и произвол. образ Угрюм-Бурчеева — этот символ угнетения и произвола — вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальников лишены психологической глубины. И это не случайно. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они — полная противоположность живым людям, страдающим и мыслящим. В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева.
| Федор Михайлович Достоевский
| Роман «Преступление и наказание»
| Старуха-процентщица
её сестра Лизавета
Родион Раскольников
Дуня – сестра
Мармеладов
Лужин – жених Дуни
Свидригайлов
| В романе создаётся картина преступного состояния мира, в котором одни «переступают» через себя, другие благословляют на эти жертвы или принимают их, а третьи, не рассуждая, «переступают» через всех и каждого, кто встретится им на пути. Такое состояние мира возмущает Раскольникова, который не может равнодушно проходить мимо чужих страданий.
| Лев Николаевич Толстой
| Роман-эпопея «Война и мир»
| Андрей Болконский
Пьер Безухов
Наташа Ростова
Марья Болконская
Элен Безухова
Анатоль Курагин
| Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).
Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключительным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действительность эпохи. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
| Антон Павлович Чехов
| Рассказы
|
|
|
| Рассказ «Ионыч»
| Дмитрий Ионыч Старцев
Екатерина Ивановна туркина
| Гибель человеческой души и нравственного оскуднения. Это рассказ о том, как складывается судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача - подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча.
Превращение Старцева в Ионыча показывается через 3 основные черты:
внешность, отношение к работе, материальное благополучие
Старцев на всем своем жизненном пути является одиноким, даже среди своих, обывателей. Чехов выделил 3 основных причины превращения героя в обывателя:
-среда в которой жил Старцев не только не давала почвы для развития, для продвижения вперед, она отравляла его своим ядом;
-"двигаться вперед в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь;"
-по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал.
|
| Рассказ «Человек в Футляре»
| Беликов
Михаила Саввич Коваленко и его сестра Варенька
| Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.
|
| Рассказ «Дама с собачкой»
| Анна Сергеевна
Дмитрий Дмитрич Гуров
| И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов - они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда.
Главное, что хотел показать писатель - это то, что свобода и счастливая жизнь в мечах представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом.
|
| Рассказ «Студент»
| Иван
| Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.
С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровавшегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя - наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.
|
| Рассказ «Смерть чиновника»
| Червяков
| Это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности (не о ней речь!), а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ "Смерть чиновника" не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке.
|
| Рассказ «Хамелеон»
| Очумелов – полицейский надзиратель,
Елдырин – городовой
Хрюкин – золотых дел мастер
| Автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения. В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.
| Антон Павлович Чехов
| Пьеса, комедия «Вишневый сад»
| Любовь Андреевна Раневская и ее брат Леонид Андреевич Гаев
Ермолай Алексеевич Лопахин, новый владелец имения и вишневого сада
Аня, дочь Раневской, Петя Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской
| Самой актуальной темой этой прощальной пьесы А. П. Чехова является тема гибели красоты в жизни людей, исчезновение из их жизни «животворящих святынь», связующих поколения, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада. В. Мейерхольд замечал: «Это веселье, в котором слышны звуки смерти»
| Иван Алексеевич Бунина
| Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
| Атлантида
господин
| И. А. Бунин был убежден, что сила и богатство чувства жизни пропорциональны силе ощущения смерти. Герой, в сознании которого нет места мысли о неизбежном конце, отличается поразительно скудным и бедным миром чувств, лишенным прекрасных и грозных тонов, присущих жизни людей, не оскопляющих ее сведением к простому благополучию.
| Иван Алексеевич Бунина
| Новелла «Чистый понедельник»
|
| Рассказ назван “Чистый понедельник”, потому что именно в канун этого святого дня произошел между влюбленными первый разговор о религиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что ее окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии.
| Максим Горький
| Социально-философская драма «На дне»
| Лука, Сатин и Актер, Васька Пепел — вор, Андрей Митрич Клещ — слесарь, его жена Анна, Настя — проститутка, Бубнов, Барон, Алешка, Татарин и Кривой Зоб — крючники.
| В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX века потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы
| Максим Горький
| Рассказ «Старуха Изергиль»
| Ларра, Данко Изергиль
| Любой человек — и Изергиль это доказывает личным примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».
| Михаил Афанасьевич Булгаков
| Роман «Мастер и Маргарита»
| Понтий Пилат
Иешуа
Мастер Маргарита
Иван Бездомный
Воланд
Кот Бегемот
| Булгаков в «Мастере и Маргарите» показал, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного созидания, без движения вперед через сомнения. Это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.
| Александр Александрович Блок
| Поэма «Двенадцать»
|
| Поэма написана Александром Блоком в начале 1918 года. В ней отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года.
«Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.
Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же ее строк черное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
| Владимир Владимирович Маяковский
| Поэма «Облако в штанах»
|
| Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась «Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле. «Катехизис» миропонимания Маяковского выражается в «четырех криках четырех частей»: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Нигилистический пафос произведения попытался объяснить К.И. Чуковский, который писал: «Маяковский вступил в литературу нигилистом и циником, с какой-то зловеще дырой в душе». Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» - это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
| Анна Андреевна Ахматова
| Поэма «Реквием»
|
| Поэма написана в разные периоды времени, с 1935 по 1940 год. Она как бы собрана из осколков зеркала — отдельных главок, героиня Ахматовой порой сливается с личностью рассказчика, автора. Это несчастная, истерзанная горем женщина постепенно приходит к убеждению, что она обязана все рассказать потомкам. Нельзя унести с собой правду об этом страшном времени, умолчать, сделать вид, что ничего не было. Это не должно повториться. Благодаря гражданскому мужеству Ахматовой, Солженицына, Шаламова и других честных людей, мы знаем правду об этом времени, надеемся, что такое никогда не повторится. А иначе зачем все эти жертвы, неужели напрасно?!
| Михаил Александрович Шолохов
| Роман-эпопея «Тихий Дон»
| Григорий Мелехов
Аксинья
| Роман показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России. Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему желанию. Автор раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько моральных, душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и любимых людей, несправедливое отношение властей — все это было повседневными реалиями того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь государство — это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, «брат шел на брата, а сын на отца».
| Михаил Александрович Шолохов
| Рассказ-эпопея «Судьба человека»
| Андрей Соколов
| Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого русского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера: терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством фронтового товарищества. судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Этот человек показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. | Андрей Платонович Платонов
| Повесть «Котлован»
| Вощёв
Чиклин
Настя
| В «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь. Строительство новой жизни — это прежде всего слом старого. Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической войне», и это простое словосочетание тут же наводит на мысль, что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов. Одновременно под этим понятием могут скрываться и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева, автор дает понять, что в будущем СССР ожидают социалистические войны». Символом этого светлого будущего является девочка Настя, которую землекопы приютили у себя. Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный “ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.
Все действия повести разворачиваются вокруг котлована, который роют землекопы, но, по-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить. В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться.
| Александр Исаевич Солженицын
| Рассказ «Матрёнин двор»
| Матрёна
| Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро - богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу. | Александр Исаевич Солженицын
| Повесть «Один день Ивана Денисовича»
| Иван Денисович Шухов
| В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) — судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Казалось бы, что это за принцип: “не вылизывать чужие миски”? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравственный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать. Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конвоирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы.
| Виктор Петрович Астафьев
| Повествование в рассказах «Царь-рыба»
| Игнатьич
| Центральной главой повести является глава с одноименным названием — «Царь-рыба», в которой звучат мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. В схватке Игнатьича с осетром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич — человека. Причем характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. В самом корне слова «природа» заключен глубокий смысл: это то, что родит, что дает жизнь. Природа — существительное женского рода, и ее олицетворение в книге — царь-рыба — тоже. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти.
|
ДРАМАТУРГИЯ
Типичные вопросы по драматическим произведениям
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|