Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых тема дуэли играет значимую роль в сюжете, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы?




Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.

Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны - их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".

Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».

С5. Роль книги в жизни героев романа «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герои читают много книг. Но как повлияла книга на характер и мировоззрение героев? Какую роль сыграла книга в поворотах сюжета в романе? На эти вопросы я и попытаюсь ответить.

И Ленский, и Татьяна, и Онегин — разные люди и читают разные книги. Значит, по вкусам в литературе можно судить и о самом герое. Книги помогают передать его внутренний мир.

Евгений Онегин не любил поэзию, зато его интересовали вопросы экономики.

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…

Евгения не волновали чувства, он отводил им далеко не первое место в жизни. В любовь он не верил, а считал возможной только “науку страсти нежной, которую воспел Назон”, — самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.

Во второй главе читатель встречает Ленского — молодого поэта, вернувшегося из Германии с идеализированными представлениями о жизни и нравах. Ленский был поклонником Канта, немецкого философа, и так же верил, что в жизни всё честно и прекрасно. Эта вера и погубила его. Ленский не был готов ни к кокетству Ольги, ни к колкой полушутке-полумести Онегина. Книги научили Ленского воспринимать мир как нечто возвышенное, здесь не место пороку; а жизнь оказалась гораздо сложнее. И вот, наконец, читатель встречает Татьяну. Перед этим автор немного рассказывает об Ольге, ее описание служит вступлением к описанию Татьяны.

…Но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет…
........................................
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Начиная говорить о Татьяне, автор сразу упоминает о романе.

Для Татьяны романы были больше, чем просто историями.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё…

Татьяна много мечтает, воображает себя героиней прочитанных книг. Она и на жизнь смотрит как на роман: она думает, что в жизни её ожидают такие же повороты судьбы, что жизнь не может идти иначе.

И вот три героя встречаются. У каждого из них свои представления о жизни, и им будет трудно найти общий язык.

Как я уже говорила, Ленский оказался не готов к легкомысленности Ольги. Ведь он был уверен, что “душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждёт она”. От Онегина Ленский ждёт, что он, как друг, готов “за честь его принять оковы и что не дрогнет… рука разбить сосуд клеветника”. И всё же, нечаянно обманув и обидев Онегина, Ленский побуждает Евгения совершить поступок, который Онегин раньше делать не хотел: разрушить идеалы поэта. Душа, взращённая Шиллером и Гёте, не поняла поступка “глубокого эконома”. Философия книг погубила Ленского, но именно через книги можно увидеть, что вначале Евгений пытался сохранить хрупкий мир поэта:

Поэт в пылу своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(Читатель знает, что Евгений не особенно любил читать:

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…)

Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя судят друг о друге через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость), а Онегин не верит чувствам Татьяны, он продолжает считать любовь сказкой. Онегину кажется, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных чувств. Влюбившись, Татьяна начинает искать черты Онегина в героях любимых романов:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман…
...............................................
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились…

И, увидев сон про Онегина, Татьяна ищет объяснения в книгах:

Но та, сестры не замечая,
В постели с книгою лежит,
За листом лист перебирая,
.........................................
То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.

Но в делах любви книга ничем не может помочь:

…Её сомнений
Мартын Задека не решит…

Но вскоре Онегина и Татьяну надолго разлучит дуэль Ленского с Онегиным и, как следствие, смерть Ленского. Последнее, что сделал Ленский, — накануне дуэли он “Шиллера открыл”, но через некоторое время “книгу закрывает, берёт перо” — в последние часы жизни Ленский общается с книгой.

Онегин и Татьяна расстанутся надолго. Но перед встречей их отношение друг к другу изменилось. Зайдя во время прогулки в опустелый дом Онегина, Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал, и сразу набрасывается на них. Ведь она привыкла по книгам узнавать о жизни. Те романы, которые она знала, ее жестоко обманули. Может быть, в этих незнакомых для нее книгах она найдет объяснение всего того, что она не может понять в Онегине, в его чувствах и поступках...

И вот «в молчаливом кабинете» Онегина Татьяна впервые знакомится с новой литературой, совершенно ей до тех пор неизвестной, совершенно непохожей на ее любимые сентиментальные романы XVIII века. Это - литература европейского романтизма начала XIX века: произведения английских писателей Байрона, Матюрена, французских писателей Бенжамена Констана, Шатобриана, Шарля Нодье. В этих трагических поэмах и романах изображается настроение западноевропейской передовой молодежи, довольно похожей на русскую молодежь 1820-х годов. Герои этой литературы - мрачные, озлобленные, холодные, разочарованные во всем люди, порождение эпохи после французской революции конца XVIII века, от которой многие ждали обновления человечества, эры «свободы, равенства и братства», а увидели наглое и жестокое господство буржуазии, капитала.

Онегин с интересом читал эти книги: он находил в них знакомые и близкие ему чувства, мысли.

Читая эти произведения, Татьяна действительно открыла в них «мир иной», людей с незнакомой ей до сих пор душевной жизнью и поступками, очень похожих на Онегина с его странными и непонятными ей действи

Татьяна побывала у Онегина дома: теперь она знает (а точнее, думает, что знает) его мысли. Она читает книги с его пометками, и “начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее — слава Богу — того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной”. Теперь Татьяна смотрит на Евгения через призму, но уже других книг.

Но Онегин уже не тот: он влюбился. Если раньше ему были скучны книги, то теперь “стал… читать он без разбора”. Почему? Наверное, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет устоявшихся жизненных принципов: он отказался от старых и не нашёл новых. Но Татьяне это уже неважно. Она считает, что разгадала Евгения и нашла для него нужное описание (взятое теперь уже из книг Онегина). Человек, которого теперь увидела Татьяна, ей не понравился.

А как относилось к книгам старшее поколение? Родители Татьяны не считали книги вредными: отец “в книгах не видал вреда… их почитал пустой игрушкой”, а “жена… его была сама от Ричардсона без ума”. Они пускали отношения Татьяны и книг на самотёк. Видимо, они и воспитанием дочери не очень-то занимались (что вполне вероятно, раз “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”), если жизнь Татьяна воспринимала как роман, но в котором героиня — она.

Неизвестно, что читал отец Онегина, но, прочитав Адама Смита, сын не смог убедить отца в важности сказанного в этой книге. Про дядю же Онегина доподлинно известно, что тот читал “календарь осьмого года: старик, имея много дел, в иные книги не глядел”.

И всё-таки не всегда молодое поколение придаёт такое важное значение книгам (не по всем книгам можно о них судить). Живя в деревне, Онегин каждое утро “кофе выпивал, плохой журнал перебирая…” В свою очередь Ленский “иногда читает Оле нравоучительный роман”, но при этом “две, три страницы (пустые бредни, небылицы, опасные для сердца дев) он пропускает, покраснев”. Получается, Ленский иногда читает Ольге немного легкомысленную литературу, но это вовсе не должно показывать его как легкомысленного героя.

Книги играют в романе очень важную роль. Они создают мировоззрение героев, обусловливают их отношение к окружающим. Но книги заставляют и неправильно судить о людях, что и послужило причиной несчастливого финала. Книги “создали” читающих их героев, но они же и сломали этим героям жизнь, не поведя её по привычному сюжету.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных