Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о - ми ' - лы - е - плу ' - ты - кто - ча ' - сто - их - ви ' - дел
тот - ве ' - рю - я - лю ' - бит - кре - стья ' н - ских - де - те ' й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о - ми ' / - лы - е / - плу ' - ты / - кто - ча ' / - сто - их / - ви ' - дел /
тот - ве ' / - рю - я / - лю ' - бит / - кре - стья ' н / - ских - де / - те ' й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о - ми ' - лы / - е - плу ' - ты / - кто - ча ' - сто / - их - ви ' - дел /
тот - ве ' - рю / - я - лю ' - бит / - кре - стья ' н - ских / - де - те ' й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий.
ПРАКТИКУМ
Определите размер стихотворного текста, запишите его название:
1. «Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен…» (А.С. Пушкин)
2. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле…» (Ахматова А.А.)
3. «На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…» (М.Ю. Лермонтов)
4. «Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин)
5. «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик…» (Барто А.Л.)
6. «Крутится, вертится шар голубой, Крутится, вертится над головой…» (М. В. Исаковский)
7. «Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной…» (А.С. Пушкин)
8. «Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит…» (Н. А. Некрасов)
9. «Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки великая Русь...» (Михалков С.)
ТЕСТЫ
ЛИРИКА
|
Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло- Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев
|
| Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
| B8
| Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
| B9
| Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
| В10
| Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
| B11
| Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) сравнение
3) анафора
4) эпитет
5) эпифора
| B12
| Определите размер, которым написано стихотворение
| С3. Как различные поэтические приемы помогают автору "передать чувства, охватившие лирического героя?
С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
|
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не.молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
Ф.И. Тютчев
|
| | B
| 1.Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.
| B
| 2.Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»?
| В
| 3.Определите размер, которым написано стихотворение.
| B
| 4.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) анафора
2) метафора
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись
| B
| 5.Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
|
| |
| Лиличка! Вместо письма
Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде. Вспомни - за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще - выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят - он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
В.В. Маяковский
|
| B
| 1.Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В.В. Маяковский.
| B
| 2.Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении (например: «Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)?
| В
| 3.Как называется прием, позволяющий выделить наиболее значимый поэтический образ: «а мне ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени»?
| B
| 4.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительных строках данного стихотворения — начиная со слов «Завтра забудешь...» (цифры укажите в порядке возрастания).
1) сарказм 2) инверсия 3) литота 4) эпитет 5) метафора
| B
| 5.Как называется система стихосложения, в которой написано стихотворение?
| | | С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
С5.1. Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
С5.2. Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на поставленный в заглавии вопрос?
С5.3. Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок» — добрым человеком? (По пьесе М. Горького «На дне»)
| ***
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.А. Фет
|
| | B
| 1.Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
| B
|
2.В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
| В
|
3.Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?
| B
|
4.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) анафора
3) олицетворение
4) эпитет
5) звукопись
| B
| 4.Определите размер, которым написано стихотворение.
| С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
| Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
С.А. Есенин
|
| | B
| 1.2-я, 3-я строфы. Как называется повтор звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2-й строфе и неприятие грубости и жестокости в 3-й строфе?
| B
|
2.4-я строфа. Назовите художественный прием, который передает напряженность, драматизм ситуации («По сугробам она бежала,// Поспевая за ним бежать...»)
| В
|
3.4-я, 5-я строфы. Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.
| B
|
4.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в шестой-седьмой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) метафора
2) гипербола
3) сравнение
4) эпитет
5) анафора
| B
|
5.Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?
|
С3. Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?
С4. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|