В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
№п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Виды деятельности учащихся
|
I
| Введение
Лингвистика как наука
|
| Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками»
|
II
| Язык и речь
|
| Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии.
|
| Происхождение языка
|
|
| Природа и сущность языка
|
|
| Язык – система знаков
|
|
| Функции языка
|
|
| Язык и речь
|
|
| Социально-функциональная структура языка
|
|
| Классификация языков
|
|
| Происхождение и развитие письма
|
|
III
| Фонетика
|
| Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения
|
| Артикуляционная база
|
|
| Слог. Ударение и интонация
|
|
| Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем
|
|
IV
| Лексикология
|
| Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»
|
| Слово как предмет лексикологии
|
|
| Лексическое значение и его типы
|
|
| Фразеологические единицы
|
|
V
| Морфемика и словообразование
|
| Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд
|
| Понятие о морфеме
|
|
| Основные способы словообразования
|
|
VI
| Грамматика
|
| Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора.
|
| Грамматический строй языка
|
|
| Морфология. Классификация частей речи. Парадигма
|
|
| Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция
|
|
№п/п
| Дата
| Тема
|
|
| Введение
Лингвистика как наука
|
|
| Происхождение языка
|
|
| Происхождение языка
|
|
| Природа и сущность языка
|
|
| Природа и сущность языка
|
|
| Язык – система знаков
|
|
| Язык – система знаков
|
|
| Функции языка
|
|
| Язык и речь
|
|
| Язык и речь
|
|
| Социально-функциональная структура языка
|
|
| Классификация языков
|
|
| Классификация языков
|
|
| Происхождение и развитие письма
|
|
| Происхождение и развитие письма
|
|
| Артикуляционная база
|
|
| Артикуляционная база
|
|
| Слог. Ударение и интонация
|
|
| Слог. Ударение и интонация
|
|
| Фонема. Сильная и слабая позиция фонем.
|
|
| Система фонем
|
|
| Слово как предмет лексикологии
|
|
| Лексическое значение и его типы
|
|
| Лексическое значение и его типы
|
|
| Фразеологические единицы
|
|
| Фразеологические единицы
|
|
| Понятие о морфеме
|
|
| Основные способы словообразования
|
|
| Основные способы словообразования
|
|
| Грамматический строй языка
|
|
| Морфология. Классификация частей речи. Парадигма
|
|
| Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция
|
|
| Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция
|
|
| Зачётная работа
|