Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Письменная словесность.




Письмо представляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Раз­личаются два основных вида письма - идеографическое (иероглифиче­ское) и фонетическое.

Знаки идеографического письма обозначают и воспроизво­дят строение и значение слова (или словосочетания). Иероглиф представляет собой обозначение слова (реже устойчивого слово­сочетания), в котором могут иметься две части - детерминатив и фонетик.

Детерминатив передает общий смысл слова, обозначая смы­словой класс, в который входит слово. Смысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отноше­ния (верх, низ, единица, пара); вещества (земля, вода, дерево, металл); элементы ландшафта (гора, река, граница); живые су­щества (растения, морские животные, птицы); человек и части человеческого тела; продукты материальной культуры (по­стройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги); абст­рактные понятия; социальные отношения; божества и другие.

Фонетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным - один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы - отдельные его части (египетское письмо).

Знаки фонетического письма обозначают и воспроизводят только звучание единиц слова (звуков, слогов).

Фонетическое письмо может быть слоговым или силлабиче­ским (критское линейное письмо А и В XIV в. до Р.Х.) — пере­дающим слоги; консонантным или квазиалфавитным - пере­дающим только согласные звуки (финикийское или древнееврей­ское письмо); неосиллабическим - имеющим один знак для сло­гов с одинаковым согласным (ка, ку, ки), гласные при этом пере­даются дополнительными знаками (индийское письмо деванагари); собственно алфавитным или вокалическим - передающим все звуки, как согласные, так и гласные (греческое письмо, ки­риллица).

Древнейшие самостоятельно сложившиеся системы письма являются идеографическими. Они возникли в Египте и в Месо­потамии в начале третьего тысячелетия до Р.Х. и в Китае в середине второго тысячелетия до Р.Х. Все остальные системы пись­ма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их влиянием.

Древнейшее алфавитное вокалическое письмо - греческое -возникает путем переработки одной из разновидностей финикий­ского алфавита в IX—VIII веках до Р.Х. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европей­ских народов.

Среди ученых XIX века и значительной части XX века суще­ствовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Это мнение не соответствует фак­там.

Образование фонетического письма происходит путем отбра­сывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобра­зования начертаний фонетических знаков. Древнейшие семит­ские алфавиты повторяют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны.

В систему письма входят:

1. Алфавит в общем смысле - номенклатура основных пись­менных знаков - имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и

алфавитные правила именования единиц языка. Единица алфави­та, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между на­чертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите.

Алфавит является главным инструментом осмысления систе­мы языка, потому что через систему знаков-имен основных еди­ниц языка - слов, морфем, звуков - он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка - слова, словосочетания и предложения.

2. Графика - система правил комбинаций письменных знаков в тексте. Один и тот же звук может обозначаться на письме раз­личными способами: русские слова веселый, мед можно, исполь­зуя правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод, но сочетание букв *съо запрещено и встречается только в ино­странных словах (Либерасьон» - название французской газеты).

3. Каллиграфия - система норм начертания букв и буквосо­четаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основных типа почерков, соответствующих рус­ским уставу, полууставу, скорописи.

Уставные, или каллиграфические художественные, почерки используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг - текстов, кото­рые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабо­чих экземпляров документов и книг; скоропись (или курсив) ис­пользуется для записи текущих документов и книг учебного со­держания, предназначенных для личного пользования.

Развитие рукописного письма и образование в нем новых сти­лей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каллиграфические и скоро­писные варианты письма.

4. Орфография - система альтернативных правил записи слов и словосочетаний.

Так, упомянутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны, как *виселой и *мет, - сочетания букв, которые ис­пользованы в этих записях, допускаются русской графикой. Но по правилам русской орфографии слово веселый пишется через е, потому что проверяется словом весело, а графическое окончание -ый пишется таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой).

Правила орфографии создают членораздельность письменной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы для отождествления на письме словоформ одно­го слова и родственных слов, для выделения грамматических формантов и основ слов, для различения омофонов и для указа­ния на этимологию слов. Правила орфографии позволяют читать текст пословно, не проговаривая слова вслух или про себя.

5. Пунктуация - система правил письменного оформления структуры предложения. Правила пунктуации необходимы для понимания и правильного прочтения вслух предложения.

Пунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывания и позволяют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выра­жены средствами устной речи. Пунктуация делает письменную речь основным инструментом создания и выражения абстрактной мысли.

Система письма с ее нормами и правилами лежит в основании письменной и устной литературной речи. Нормы письма - глав­ное средство сохранения единства и исторической преемственно­сти литературного языка, а следовательно, единства и устойчиво­сти культуры того общества, которое использует этот литератур­ный язык.

Письменность представляет собой систему норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность пись­менных произведений.

Письменные произведения подразделяются на надписи и ру­кописи.

Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода пред­метах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медалях.

Доку­ментами занимается дипломатика, сочинениями и эпистолами -палеография.

Создание, использование, воспроизведение и хранение доку­ментов (документооборот) осуществляется посредством специ­ального института речи - канцелярии, которая вырабатывает об­щие и специальные нормы и правила работы с документом.

Документы подразделяются на четыре больших класса: акты, договоры, распорядительные документы, удостоверительные документы.

Первоначальная поэзия у всех народов предстает в виде про­изведений религиозного содержания. Это относится не только к поэзии библейской (Псалтири), но и к поэзии греческой. «Илиада» и «Одиссея» Гомера исполнялись профессиональными дек­ламаторами-рапсодами на празднествах и играх и были элемен­тами культа. Лирические жанры (дифирамб - гимн Дионису, эпи­грамма - посвятительная стихотворная надпись) первоначально содержат обращение к божеству или его прославление и также представляют собой религиозную поэзию.

Историография открывается великим трудом «отца истории» Геродота (ок. 484-425 до Р.Х.). «История» значит исследование, изыскание.

Ораторика. Характерная особенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени - поразительная склонность к публичному слову и вни­мание к стилю. Греческий язык был исключительно совершен­ным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда осо­бенно ценилось и культивировалось греками.

Ораторское красноречие, как особый, высший вид искусства, возникает только в античной Греции, и ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индий­ская - не уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

Эпистолография. Третьим родом словесности являются послания, которые отличаются от документа и сочинения и сход­ны с ними в том отношении, что послания, как документы, адре­суются определенному лицу или лицам, но, подобно сочинениям, не являются произведениями, обязательными для прочтения. В этой связи следует различать настоящие послания и литератур­ные, которые представляют собой жанр сочинений.

Публицистика. Стиль публицистики нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе целого ряда разнород­ных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную защитительную речь, представлявшуюся адвокатом в письменной форме, а также гу­манистические трактаты научного, философского или нравствен­ного содержания на латыни и на новых языках, предназначав­шиеся широкой публике.

Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок, писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических печатных изданиях.

Публицистические сочинения представляют собой произве­дения по самым различным вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения.

Первыми произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) - основоположника европейского гуманизма: «Письма о делах повседневных», «О знаменитых лю­дях», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», инвективы против врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие.

Массовая коммуникация. Современное состояние сло­весности связано с появлением в начале XX века и последующим развитием массовой коммуникации.

Массовая коммуникация является периодическим комплекс­ным (включающим различные компоненты: радио, кино, телеви­дение, газету, рекламу) текстом (дискурсом), назначение которо­го состоит в распространении новой текущей общественно зна­чимой информации.

Текст массовой коммуникации непрерывно создается и рас­пространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории. «Тексты массовой коммуникации отличаются от других видов текстов тем, что в них используются, систематизируются и сокращаются, перераба­тываются и особым образом оформляются все другие виды тек­стов, которые считаются «первичными». В результате возникает новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла»46.

Массовая коммуникация подразделяется на две сферы - мас­совую информацию и информатику47. Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию фактов культуры. Ин­формационный поиск и работа со специальной информацией находятся вне пределов риторики. Что же касается таких общих информационных систем, как Интернет, то тексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая информация удовлетворяет общие интересы, информатика - индивидуальные.

Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося со­держания текста массовой информации эти принципы должны привести к возможности манипуляции общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии».

 

58. Возникновение и развитие письма: иероглифическое, силлабическое, буквенное письмо; понятие культурно-письменного ареала.

Начертательное письмо зарождается как пиктография, т.е. письмо рисунками. Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация, вещи, существа; словесное оформление всего этого для пиктографии несущественно (пиктограмму можно читать и именами, и глаголами). Все наглядное находит себе прямое выражение в пиктографии, а все отвлеченное расшифровывается с трудом. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография, т.е. письмо понятиями, когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.

Перенос значения рисунков очень похож на метонимический перенос в лексике названия орудия на результат его использования. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передавать и наглядное, и отвлеченное содержание; здесь уже возникает вопрос алфавита. Графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Фонография – передача языка не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Ассиро-вавилоняне свои сложные слова стали разлагать на кусочки, созвучные с короткими словами шумерского языка, т.е. в конце концов на слоги. Тогда иероглиф стал обозначать слог. Именно таким образом возник первый этап развития фонографии – силлабический, или слоговой. Для случаев скопления согласных в одном слоге употреблялись лигатуры. При силлабической системе письма графические знаки являются не буквами, а силлабемами.

Финикийцы обозначали корневые согласные буквами, а чередовавшиеся между ними гласные обозначались на письме диакритическими знаками. Последний шаг в совершенствовании письма делают греки, которые обозначают буквами не только согласные, но и гласные. Греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих других.

Ареал культурный — географический район, внутри которого у подчас разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особенности.

Европейский письменно-культурный ареал. Строение образовательного предмета: физика, органон, этика. Система органона: тривиум (грамматика, диалектика, риторика). Сложение системы квадривиума на рубеже Средних веков: арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Письменная словесность: философия, поэзия, история, оратория. Распространение христианства и христианская литература. Византийские университеты и система образования. Минускульное письмо (алфавитное письмо, состоящее из строчных букв) и развитие тахиграфии (стенография в античные и средние века, в отличие от брахиграфии). Классические и новые литературные языки.

Восточный субареал: образование армянского и грузинского, эфиопского, коптского, готского, славянского письма. Перевод как основное средство создания новых письменных языков. Старославянский и церковнославянский язык – изводы. Литературный язык Древней Руси и русский литературный язык. Письменно-литературные языки, производные от русского. Сложение новых литературно-письменных языков на базе русского литературного языка в XIX - XX веках: тюркские, монгольские, финно-угорские младописьменные и новописьменные языки. Другие литературные языки ареала на базе кириллицы.

Западный субареал: образование немецкого, английского, французского, испанского литературных языков на базе латинской графики. Транскрипция как основное средство создания новых систем письма. Отношение латинского и новых письменных языков; средневековая латинская литература и литература на новых языках. Западноевропейские университеты и схоластическая латынь. Формирование национальных литературных языков.

Арабский письменно-культурный ареал. Ислам и распространение арабской письменности и языка. Жанрово-стилевой состав арабской классической литературы. Арабские грамматические школы. Древне- и среднеперсидский (пехлеви) язык, пехлевийское и манихейское письмо, литература. Другие письменные языки на основе арамейской графики. Арабское завоевание и формирование персидского литературного языка. Другие иранские языки ареала. Тюркские письменно-литературные языки: османский, чагатайский. Урду.

Индийский письменно-культурный ареал. Ведийский язык, санскрит и пракриты. Индийская грамматическая традиция. Состав литературы. Буддизм и формирование письменной словесности. Образование новых литературно-письменных языков: тибетский, старомонгольский, письменности и письменно-литературные языки на основе индийского алфавита Средней Азии и Индокитая.

Китайский письменно-культурный ареал. Особенности китайской иероглифики и приемов описания языка. Строение китайской словесности. Тангутское иероглифическое письмо. Влияние индийских систем письма на формирование письменностей ареала. Японские системы письма и литературно-письменный язык. Корейское письмо. Вьетнамское письмо.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных